В интернетах, зачастую, спекулируют мнением обывателя, исходя из необходимых задач. Одной из таких манипуляций является стоимость литра бензина. Недавно встретил такой мем: 2016 год – цена барреля 30$, цена бензина – 34 рубля. 2000 год – цена барреля 30$, цена бензина – 8 рублей.
И возник вопрос: а сколько его, бензина, в нефти? Беглый анализ не дал ничего. Вездесущая Wikipedia выдала разброс от 10 до 90%. Меня это не успокоило, и после некоторых поисков нашел работу по фракционному составу нефти. Естественно, что точных цифр там нет и быть не может, так как сырье с разных месторождений страны имеет различный фракционный состав. Но есть цифры по месторождениям Ставропольского края. И говорится, что бензиновые фракции составляют от 46 до 75%. Это все, что удалось почерпнуть. Дальше я прикинул, что, фактически, вся нефть сливается в одну трубу и потом разбирается по нефтеперерабатывающим заводам. Поэтому, взял на себя смелость и присвоил содержанию бензина в нефти 45%. Все? Отнюдь, получившийся дистиллят не является бензином, точнее, ездить на нем можно, но на автомобилях конца 19- начала 20 века. А для современного транспорта его необходимо дополнительно перегнать, обработать и выдать в топливораздатчики. Естественно, цифр о том, сколько же там того бензина, соответствующего нормам Евро, нет. И я, опять же, с присущим мне оптимизмом, делаю финт руками и «скощаю» еще 5%. Итого, принимаю, что чистейшего топлива в нефти содержится процентов 40%.
А дальше чистая арифметика: умножаем, делим, и получается, что стоимость литра бензина составляет 15 центов за литр. (30/200=0,15). Это если принять, что весь баррель используется полностью (а оно так и есть, там еще столько всего, полезного для народного хозяйства). Самого бензина получается литров 80. И это не себестоимость бензина, а только стоимость сырья. Ну для меня это и не критично, моя цель узнать: как изменение цены нефти может повлиять на стоимость топлива. Итак, продолжим. В 2000 году доллар стоил около 25 рублей. Тогда 15 центов = 3,75 рубля. 3,75/8 = 47% в литре бензина стоимость сырья. В наше время 15 центов =11,7 рублей. 11,7/34=34% в литре бензина . Получается, что стоимость сырья в бензине тогда и сейчас, в процентном соотношении, изменилась на 13%. Но в целом, стоимость бензина соответствует цене за баррель в прошлом и настоящем.
В чем смысл расчета? А только в том, что если хочешь понять природу вещей и процессов, ищи того, кому это нужно. На первый взгляд может показаться, что все идеально сходится, копнув же, все предстает в ином свете.
Поставил Колин пост, потому что тема интересная и сейчас у всех на уме: почему нефть упала в пять раз, а бензин - нет? Объясню, как я вижу. Вообще доля нефти в себестоимости бензина по разным источникам составляет жалкие 6-10% (источник, источник). Она, скорее всего, колеблется в зависимости от типы сырья, глубины переработки и так далее, но в целом это величина довольно незначительная. Поэтому удешевление нефти в два раза приводит, грубо, к удешевлению бензина на 3-5%. Из чего формируется остальная часть цены бензина? Во-первых, расходы на доставку нефти, переработку и доставку продукта. Расходы на переработку как минимум не меньше стоимости сырья, причем за последние 15 лет эти расходы выросли - Россия готовится перейти на низкосернистый бензин 5 класса. Высокооктановый бензин с контролируемым содержание вредных примесей - дорогое удовольствие. Но деваться некуда, иномарки, нейтрализаторы, прямой впрыск... А львиную долю себестоимости бензина формируют разные формы налогов: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль, НДС, акцизы. Про акцизы можно отдельно сказать: они каждый год понемногу растут, и мы помним, что идут они на пополнение дорожного фонда и являются разновидностью транспортного налога. В этом году акциз на бензин 4 класса увеличился на 2,4 рубля, достигнув величины около 8 рублей за литр (то есть, четверть цены бензина), а весной судя по всему увеличат еще на 2 рубля/литр. Естественно, в стоимости бензина сидят прибыль НПЗ и прибыль АЗС, они также могут меняться, но по оценкам в сумме тянут на 20%. Так что зависимость стоимости бензина от цены нефти сильно преувеличена. Даже если нефть будет бесплатной, при нынешней системе бензин подешевеет, грубо, до 30-33 р./литр. ))))
PS: сабж дня перенесем на неделю, пять авторов подписалось, я решил не писать сам, в итоге только Тоня прислала, за что ей респект. А у меня чет уже башка не варит )))
Коту почему-то кажется, что для внутреннего рынка целесообразней считать исходя из рублевого эквивалента, начиная от себестоимости добычи и далее по тех.процессу. Однако цифирь рыть надо - а это с кондачка не сделать ( И все равно, вспоминая 2008-2009 год: цена на бенз была по 16 руб/литр за 92й. Повышение цен на бенз всегда нефтянка объясняла ростом стоимости курса нефти (причем не себестоимости), поэтому вполне логично ожидать от народа "мемов" о том, что при снижении цены нефти должны цены на бенз снижаться... Как-то так...
Смысл считать из рублёвой стоимости. Рынок нефти и нефтепродуктов глобален. Зачем продавать в России дёшево если в Польше возьмут тот же товар в 3 раза дороже? Аналогично и мука, зерно и пр. Рубль падает, товар дорожает, но разве это плохо?
А как не считать в рублях? Акциз в рублях. НДС в рублях. ЗП рабочих нефтеперегонного завода в рублях. Все привязано в рублю. Рынок внутренний. У нас же не доллар основа расчетов
Ну и что, мне, как собственнику полученного нефтепродукта выгоднее продать туда, где я больше за этот продукт получу денег с поправкой на транспортную и налоговую составляющие. В примере с банком - выдаётся кредит в разных валютах, отсюда и разница, в рублях под 2% в ЕС тоже никто денег не даст
Я сейчас цифр не приведу. Но! Посмотрите таможенный тариф. какая экспортная пошлина на экспортируемый продукт? Кроме экспортной, наверняка будем импортная в стране назначения. Добавьте транспортную составляющую и сравните и сравните с ценой на рынке страны назначения. Вполне возможно, что дома сделать это выгоднее
Так зачем вообще продавать на внутреннем если выгоднее на внешнем?) я же к чему веду, даже если бы себестоимость бензина со всеми налогами была 15 рублей, его бы никто не продавал за 20 если можно продать другому, но за 40. Был бы дефицит. Не важно где произведён бензин в РФ или в Венгрии, рыночная цена у него одна с поправкой на налоги и транспорт. И сдаётся мне что наш рынок сейчас в ручную регулируют и цены искусственно занижены и если цены не вырастут то мы столкнёмся с дефицитом.
А вот чтобы этого не происходило есть так называемое гос. регулирование и прочие "дубинки" для таких вот "самых умных". И вот по этой же причине нельзя отдавать стратегические отрасли в руки частников. И кстати когда Вас пошлют нафиг с внешнего рынка (привет санкциям) куда продавать-то? Да и внутри зачастую должно быть дешевле (но это отдельный предмет для обсуждения). Ну и давайте представим, что все-таки будут делать по Вашему - самим-то частникам на чем ездить? Пешком без бензина ходить?:-)
Излишнее госрегулирование тоже до добра не доведет. Уже сейчас возможно в связи с дешёвыми ценами на внутреннем рынке на паузе программа модернизации нпз, все что дешевле было забросить чем довести до конца забросили. Оборудование то всё практически импортное, у нас не делают такое. Отсюда грядущее откладывание перехода на топливо более высокого класса и снижение общего объёма выработки светлыхх нефтепродуктов . и вообще, сейчас отрасль не в частных руках а как раз у гос ва. недра 100%. Трубы почти на 100, переработка под 70 . только что в этом хорошего? Государство не эффективный собственник по определению
Ну опять Вы в крайности какие-то... А и да: откуда этот мем напомните плз про то, что "государство не эффективный собственник" - лень Коту искать... честно...
Всегда говорил, что цена нефти на мировом рынке влияет на цену нашего бензина очень косвенно. Именно поэтому уже несколько лет гос-во старается снизить долю сырой нефти в экспорте за счет повышения доли светлых, да и других нефтепродуктов...ибо цена на них скачет не так драматически...
Ещё наброшу на вентилятор: 1) Все почему-то смотрят на биржевую стоимость нефти марки Brent. Насколько мне известно, эта нефть у нас не добывается и не закупается. Другие сорта нефти стоят по другому. 2) Кроме биржевых котировок, нефть покупается/продаётся по долгосрочным контрактам с фиксированной ценой, которая не меняется, как на бирже 3) Большая часть нефтедобычи и переработки в нашей стране - это вертикально интегрированные компании, которые продают и покупают нефть отнюдь не за доллары.
IMHO - все расчёты никуда не годятся, хотя намерения наилучшие и вывод в итоге верный.
Как то очень давно, тут на блоге были кровавые баталии "ватники VS не ватники". И на этом фоне обсуждали книгу Паршева "Почему Россия не Америка". Еле - еле тогда Артема уболтали почитать, чтоб устроить мега срач (он тогда в стане либероидных еще ошивался).
Интересная статейка. Раньше Паршева не читал, но что-то подобное слышал много раз. Холодный климат и большая территория сводит на нет любую попытку конкурировать с другими странами. Тот же Китай старается аккумулировать производства в одном месте, если производят джинсы, то производят все в одном городе начиная от пуговиц и ткани и заканчивая готовой продукцией. С сотовыми телефонами так же, все производят в одном городе от айфонов до совсем безымянных. У нас же все разбросано по всей территории страны, отсюда и большие издержки на транспортировку, сначала сырья, затем комплектующих и в конце готовой продукции.
Да через его призму можно сразу ложится и помирать :-) Обратная логика - чем меньше страна и чем лучше в ней климат - тем в ней все замечательнее? Чет нифига не так :-)
Ну стран таких достаточно много, если сравнивать именно территорию/климат в соотношении с РФ :-) А Сомали просто одна из них. Хотя некоторым частям населения там живется очень даже весело и неплохо :-) "Иохохо! и банка корма!!!" (с)
Ну помимо географии нужно же еще оценивать политику, историю и пр...Паршев всего лишь указал на одну из причин неконкурентности нашей промышленности...но у нас много конкурентных преимуществ, которые делают общий баланс не таким однозначным...
Никто с этим и не спорит. Просто из Паршева всем запоминается почему-то "ппц потому что территория и климат", а про другое как-то никак. Есть и плюсы, но почему-то про них забывают, что ли. А вот кстати порадовала инициатива в данном направлении http://izvestia.ru/news/603420
А вот кстати порадовала инициатива в данном направлении
Как-то страшно от таких инициатив....в целом вроде так и надо, но это нельзя делать мгновенно...нужно растягивать этот процесс на десятилетия...а у нас же любят рубить с плеча...если запретить продажу нефти, то полностью и сразу...у нас пока нет самодостаточности ни в одной из критических отраслей...соотв-но нужна валюта для закупок критичного импорта...
На ЯПе эту тему вдоволь обсудили) Не задумывалась, что торговля на бирже такая опасная штука. Имея 6 млн руб за насколько часов заработать 42 млрд... И остаться мало того, что с голой жопой, так еще с долгом в 9 млн. И скорее всего без жены...
Плюсану. Хотя чисто интуитивно в этой инициативе мне видится рациональное зерно. Дешевые энергоресурсы (при условии отсутствия их экспорта) - это неплохой базис для конкурентоспособного производства, возможно, способный уравновесить остальные (паршевские) минусы, вроде климата и расстояний. Вкупе с дешевой валютой может создать толчок для создания производства, ориентированного на экспорт, таким образом, от поставок сырья мы уйдем в область поставок чего-то более технологичного. Но я полностью согласен, что речь должна идти о стратегии, а не резких разворотах. И возможно, нужно искать новые ниши для применения своих талантов, ну, грубо, мы отстали в области бытовой техники, может быть, нужно "угадать" область, которая будет востребована через 10-20 лет, куда еще можно вклиниться, завоевать авторитет. Я не знаю, что это может быть, термоядерные реакторы или экзоскелеты, а может быть, выплавка перспективных сталей или алюминиевых сплавов (очень энергозатратных). Это вопрос больше к специалистам. Но под эту стратегию придется подтягивать все остальное, включая наше деградирующее потихоньку образование.
У нас электроника в каком-то зачаточном состоянии до сих пор. Почему мы не можем развивать этот сектор производства? Те же микросхемы клепать мы и сами бы смогли.
Не силен в вопросе. Мне тоже представляется, что как раз мироэлектроника не так чувствительна к климатическим и территориальным факторам. Проблема, скорее, в утрате инициативы. Насколько я понимаю, современный компьютерный мир строится по принципу платформ, и большую часть сливок снимет тот, кто придумает удачную архитектуру (или успеет перехватить инициативу в ее развитии). Ты можешь выйти на рынок со своим продуктом, даже лучшим, но если общество уже сидит "на андроиде и iOs" переломить эти инерции крайне сложно.
Архитектура есть Эльбрус-8С. Но производится пока не у нас. А вообще я об электронике в более широком смысле слова. Могли бы производить и бытовую электронику, и просто комплектующие к существующей компьютерной технике. Глядишь и новые технологии производства процессоров бы изобрели. Тема довольно обширная.
Нужно иметь не просто архитектуру, а ту, что на ранней стадии развития отрасли завоевала общемировое признание. Конкурировать с таким массовым продуктом становится сложно, потому что под "лидера мнений" затачивается вся отрасль, для него делают компоненты, для его пишут программы, на его основе создают рабочие станции. И когда отрасль набрала колоссальную инерцию, перейти на новую архитектуру она может только по очень веской причине, которая компенсирует миллиардные затраты на модернизацию.
Аналогичная ситуация, например, с автопромом: может быть, чисто в теории выгоднее было ездить на природном газе, но в свое время автопром был "придуман" с оглядкой на жидкие топлива, и несмотря на очевидные плюсы газа, не слезет с бензина/солярки до сих пор. Потому что на этом паразитируют десятки компаний, на этом держатся целые экономики, и "смена архитектуры" в данном случае возможна по причине планетарного масштаба.
Веская причина есть - импортозамещение. ))) Ну и сложностей особых нет перейти на новую архитектуру, так как совместимость с другими архитектурами сохраняется.
Не вижу причин, почему мы не можем производить и внедрять компьютерную технику на базе того же Эльбруса. Даже если ПО Windows не сможет на них работать (хотя читал, что сможет), то есть еще и ПО Linux, которое точно сможет. А этого будет достаточно для решения большинства серверных задач и применения в качестве офисных ПК. К слову я сейчас работаю на Linux и особых проблем не испытываю.
Саш, глобальная тема, интересная. Могу ответить, но кратко не получится, длинно - времени нет. Есть соображения на эту тему, с твоего позволения как-нибудь оформлю в виде поста, там посудачим ))) А сегодня пятница, можно и выдохнуть! )))
А как же общение? Я бы почитал чего АК скажет. А там глядишь, чего интересного вырулит.
ПыСы - ссылка зачетная. Почитал с интересом. Но вот что то в этом сабже не так. Пока не могу сформулировать. Просто нутром чую "какую то системную ошибку". Я жиж не технарь))
Когда это производство в масштабах экономики будет хотя бы 5% выдавать есть о чем поговорить. Пока что это скорее из серии "исключение подтверждает правило"...
Так как передо мной недавно вставала проблема смены телефона, то пришлось посидеть на форумах. Была удивлена, узнав что кроме распиаренного Йота Фона русскими являются еще Хайскрины и Декспы)
А Кот вроде уже кидал где-то ссыль с ответом на Ваш вопрос... В общем по фин. вложениям не догоним если смотреть на историю той же пресловутой Долина в Пендостане...