В ноябре autochel.ru рассказывал о типичном зимнем инциденте: автомобиль повредило куском льда, оторвавшемся от машины впереди. В этом рядовом происшествии многих удивила стоимость ремонта 200+ тысяч рублей из-за мелкого, в общем, ДТП.
Речь шла об Audi A6, которому ледяной осколок (не застрахованный по ОСАГО) разбил светодиодную фару. А представим, что это был не бездушный лед, а другой автомобиль, владелец которого лишь чуть-чуть ошибся. Вот оно, коварство современных машин — пустяковый инцидент может вылиться в серьезные расходы.
Я запросил у официального дилера «Ауди Центр Челябинск» цены на легко повреждаемые компоненты Audi A6 — просто для понимания.
Стоимость некоторых компонентов Audi A6 (руб.)*
Компонент
Стоимость запчастей
Стоимость работ
Стоимость расх. материалов
Общая стоимость
Светодиодная фара
174 270
2 990
177 260
Облицовка бампера грунтованная
39 530
8 280
3 300
51 110
Ветровое стекло многослойное с датчиком дождя
34 440
5 750
4 340
44 530
Светодиодный фонарь задний
21 480
460
21 940
Основание и корпус зеркала со стеклом и поворотником
31 060
8 800
1 000
40 860
Алюминиевый диск R17
42 070
600
42 670
Крыло переднее левое
26 550
10 580
3 300
40 430
Модуль подушки безопасности руля
60 470
690
61 160
Модуль подушки безопасности пассажира
79 200
1 380
80 580
* без учета дополнительных работ
На некоторые модели Audi, вроде R8 или RS6, устанавливается еще более продвинутая оптика с технологией Matrix LED, стоимостью... более 500 тысяч рублей за две фары! Условно, повреждение одних только фар такого Audi обернется ущербом, сопоставимым с ценой среднестатистического автомобиля в России.
Коль скоро в ДТП обычно крушат не только фары, как видно из таблицы, перевалить за страховой лимит в 400 тысяч рублей можно в небольшом ДТП на городских скоростях. Считайте, что к передку иных премиум-классников приклепан Renault Logan, который вам предложат купить в случае аварии.
Среди рисковых компонентов именно фары стоят дороже всего. Почему так? Последние годы в технологии «фаростроения» произошло несколько революций, и на дорогих машинах сначала газоразрядные (ксеноновые) фары вытеснили галогенные, затем им на смену пришли более экономичные и долговечные светодиодные. Те, в свою очередь, стали усложняться за счет использования матричных технологий, позволяющих, например, не выключать дальний свет при разъезде со встречной или попутной машиной (при обнаружении автомобиля впереди световое пятно фары «обтекает» его, создавая зону затененности, чтобы избежать ослепления).
Наконец, последним писком моды стали лазерные фары, и, например, у BMW пара таких лазеров обойдет в 9500 евро, что по нынешнему гуманному курсу эквивалентно 648 тысячам рублей.
Гонка вооружений привела к быстрому росту стоимости фар, ставших этакими образцами инженерного модерн-арта, на разработку которых тратятся деньги, сопоставимые с бюджетом на разработку силового агрегата.
Подчеркну, что я не веду речь о тяжелых авариях, в которых автомобиль списывают подчистую. Так, легкий контакт: зазевался при выезде из двора. Ну, бывает. Постояли, покурили, посмеялись. Что у тебя? «Да, бампер...» А у тебя: «Пустяк, крепление фары треснуло и рефлектор...».
Разумеется, бывает и хуже: можно влететь в «Роллс-Ройс» и затем расплачиваться годами, если владелец, конечно, не простит вас изначально. Но такое событие маловероятно в силу маловероятности самого Rolls-Royce, а вот машин класса Audi A6 пруд пруди.
И в этом месте вроде бы нужно подвести мораль, что, дескать, если уж планируете в кого-нибудь въехать, выбирайте вариант подешевле... Но, во-первых, это вещи непредсказуемые, во-вторых, дешевая машина — отнюдь не панацея.
В качестве примера могу привести лоукостеров Geely MK и Fiat Albea, которые несколько лет назад издание «Авторевю» разбило на краш-тесте по методике RCAR — она имитирует легкое столкновение на скорости, внимание, 15 км/час с целью оценить стоимость возможного ремонта. Сколько, по вашему, обойдется восстановление «китайца» после ДТП на скорости бегуна? В 227 тысяч рублей. А Fiat еще дороже — 276 тысяч рублей. И это в ценах тех лет, когда сами «бюджетники» стоили 300-400 тысяч.
Это, конечно, радикальные примеры, связанные больше с особенностями конструкции и высокими дилерскими расценками, но даже если не брать крайние варианты, реальная стоимость ремонта часто превосходит субъективную в разы. Так, популярный в России Renault Duster при ударе по методике RCAR потребовал ремонта на 180 тысяч рублей, а казалось бы неубиваемый «УАЗ Патриот» - 199 тысяч! И это — на 15 км/час: у нас под дворам принято ездить в два раза быстрее.
И пусть есть страховка ОСАГО, пусть два года назад лимит выплат «по железу» был поднят до 400 тысяч, но, как видите, при современном уровне цен может не хватить и его. При этом страховая, если и выплатит компенсацию, то с учетом износа автомобиля, а все недостающее пострадавший может отсудить у виновника.
Поэтому я подведу другую мораль: не попадайте в ДТП. В принципе. По крайней мере, дайте себе такую установку и не воспринимайте, например, те же штрафы за превышение скорости, как попрание своих гражданских прав. Может быть, они спасают вас от встречи с такими вот шедевральными фарами.
Артем, добрый день! Подскажите, пожалуйста: практика, когда страховая выплачивает с учетом износа, а пострадавший потом с виновника взыскивает недостающее - реально существует? Есть такие судебные решения?
И Вам добрый, Алексей! Такая практика есть, другое дело, что это личная инициатива пострадавшего - подавать в суд. Если разница, скажем, 10-15 тыс., а оппонент - маргинал, то больше волокиты.
Кот в этом сильно сомневается. Юр. служба за свою ЗП скорее всего работает - одним иском больше, одним меньше - не критично. А про имиджевые тем более беспокоится не стоит. Просто надо поставить себя на своем авто на место "ройса" посмотреть видео с места событий и потом отписать про якобы "прощение" виновному в ДТП... Тема вокруг "прощения" раздута дальше некуда и фраза Аристова додумана и домыслена всеми как им заблагорассудится...
Тема вокруг "прощения" раздута дальше некуда и фраза Аристова додумана и домыслена всеми как им заблагорассудится...
Ну... так-то есть видеозапись и весь характер "февральских тезисов" Аристова намекал, что вроде как "что с него взять". То, что Кантемиров виноват, я никогда сомнению не подвергал, просто, на мой взгляд, люди уровня Аристова должны... А, впрочем, кому и чего они должны? О чем я? Поэтому скажу так: лично мне не импонирует. А как оно там по науке, пусть наука разбирается.
Немного неточно. Износ - это убыток потерпевшего, и он его ни с кого не взыщет. Таковы у нас законы Пример: дтп - у потерпевшего ремонт на миллион. Страховая посчитала, и с учетом износа по ее расчету ремонт вышел на 600 тыс. Она выплачивает потерпевшему 400, а вот оставшиеся 200 потерпевший может взыскать с виновника. А с теми 400 тыс. потерпевший в пролете.
Однако, этот вопрос был рассмотрен Пленумом Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее по тексту – Постановление Пленума ВС РФ). Согласно п. 13 Постановления Пленума ВС РФ при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества.
"Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения."
Применительно к нашему разговору, такие случаи установлены законом об ОСАГО, согласно которому износ - это убыток потерпевшего.
Такой подход конечно же не справедлив, но как и многие другие вещи, эта несправедливость была узаконена и даже подтверждена конституционным судом (во благо страховщиков).
Спасибо, запомню эту тему, надо будет копнуть глубже. Как я понимаю, тема спорная и мир делится на адептов одной и другой концепции. Ну и суды тоже. А адвокат выше (и не только он) написал лишь, что если при ремонте были использованы новые детали и это обоснованно, разницу стоимости должен оплатить виновный. Как я понимаю, по закону об ОСАГО нельзя отсудить полную стоимость за бу компоненты, что вполне справедливо.
В законе на самом деле все написано довольно однозначно, и практика по этому вопросу в итоге тоже однозначна (даже если в первых инстанциях суды взыщут износ, то впоследствии такое решение отменят, во всяком случае основания для отмены есть).
В случае с новыми деталями, виновный оплатит разницу в стоимости за вычетом процента износа.