Это был разрыв шаблона. Центр Вены. Пробка, насколько хватает взгляда. Слева – пустые трамвайные пути. Справа - пустая автобусная полоса. Машины вытянулись в один бесконечный ряд… В один ряд! Издевательство: ты словно встал в супермаркете в длинную очередь при двух пустых кассах. Силком держишь себя в узде, чтобы не показать мастер-класс езды сонным европейцам. Но раз стоят – значит, надо…
Стартовали мы двумя днями раньше где-то на границе Чехии и Венгрии, и почти сразу оказались на магистрали c разрешенной скоростью 130 км/час. Уже не первый раз замечаю, что в России, когда превышаешь исподтишка, даже на весьма убогой дороге такая скорость обычно не пугает. Ты просто концентрируешь внимание и лавируешь мимо тихоходов.
В Европе ощущения другие. Мы выехали, когда солнце уже клонилось к закату. Небо в пуху красных облаков справа от нас было подперто шеренгами ветряных электростанций. И слева – тоже: ветряки были везде. На минуту солнце сомкнулось с линией горизонта, сплющилось и заалело; пустынные равнины, где махали ручищами мельницы, стали похожи на декорацию к фильму «Первый день на Марсе». А через десять минут навалилась темнота.
Но скорости не упали. Мы словно падали в пропасть, и мимо неслись огни грузовиков, треугольники знаков и калейдоскоп разметочных огней. Огромная лавина машин неслась вместе с нами, неслась практически на одной скорости, с минимальной дистанцией и с еще меньшими интервалами. Метеоритный дождь из машин, разбавленный громоздкими астероидами большегрузов.
Когда весь поток движется со скоростью 150 км/час по спидометру, когда до соседней машины можно доплюнуть, когда не видишь ничего, кроме огней, становится не по себе. В России подобное встречается редко: либо дорога более пустынна, либо скорости в разы ниже. Мозгу приходится полностью менять систему координат и строить траекторию по габаритным огням других машин и полосам светоотражателей.
Skoda Rapid, кстати, на таких скоростях демонстрирует легкую нервозность: при выезде из-за фуры боковой ветер подталкивает машину вбок, что чувствуется по реакции на руле. В России, кстати, я подобного не замечал, так что склонен подозревать зимние шины-липучки, парусность автомобиля и высокую скорость движения.
В России мне казалось, что Rapid создан конкретно под наши запросы: это ведь нам принципиален огромный багажник, практичный салон, проверенный мотор и коробка передач. В Европе Rapid смотрится, скорее, европейцем: у него отличная эргономика и собранные ездовые повадки – местные водителя ценят такое в автомобилях. В «Рапиде» нет и грамма размазанности: на быстрых языках виадуков он несется, как рождественская карусель – только держись.
В России на убитых дорогах подвеска показалась мне жестковатой, но для дорог умеренной ровности (а в Венгрии они не везде идеальны), его настройки логично вытекают из потребности водителя чувствовать машину на всех режимах. Он не козлит и не трясется от страха даже на асфальтобетоне, зато при резких маневрах дает хорошее ощущение грани дозволенного. В интенсивном европейском ритме, где иной раз нужно сориентироваться и впрыгнуть в свободный «слот» на кольцевом перекрестке, это не последнее качество. А еще отличные тормоза – вероятно, лучшие в классе.
До Будапешта оставалось двадцать пять километров, а поток все несся и несся, загадывая загадку – когда же кончится это великолепие? Не может же «автобан» проходить через город, значит, сейчас мы упремся в пробку...
Так оно и произошло, хотя отчасти пробку спровоцировали ремонтные работы впереди. В любом случае она была отнюдь не эпической и двигалась во вполне сносном темпе. Даже в городе многополосная магистраль не разрешает повороты налево, а потоки, которым нужно в конкретный район Будапешта, то и дело ответвляются, снижая нагрузку на саму магистраль. Организация движения – нам на зависть.
Утром мы выезжали из Будапешта по «задам», что интереснее и вообще приятнее, чем шпилить по магистрали на скорости, которая в нашем понимании, для езды в течение многих часов не предназначена. Нет, европейские «автобаны» - может быть, и удобно, но как-то утомительно.
То ли дело обычные сельские дороги: едешь – прям летишь. У калужских Rapid 1.6-литровый мотор, знакомый по VW Polo, но вот что интересно – настройки газа как будто разные. Polo часто казался мне не то чтобы медленным, но задумчивым из-за слишком задемпфированной педали газа. Rapid в принципе острее, в том числе на разгоне: несмотря на весьма умеренную мощность, в диапазоне скоростей до 90 км/час он, скорее, превосходит ожидания. В том числе благодаря великолепной избирательности механической коробки передач. Но на больших скоростях, особенно после 130 км/час, двигатель работает все более натужно, а разгон требует терпения.
Шестиступенчатый «автомат» усиливает эффект. У него явный акцент на комфорт, и внимание обращаешь, в основном, на легкие подергивания в момент старта или торможения – видимо, конструктивная особенность. В остальном он работает незаметно, охотно уходит на высшие передачи для экономии топлива и так же охотно сглаживает динамику. В общем, мой вывод прост: если в вас еще живет бесенок, покупайте «Рапид» с механикой, ибо среди машин такой практичности он, пожалуй, самый веселый. А вот если ищите беззаботности, то, конечно, «автомат», тем более, он здесь вполне надежный.
Прошив Братиславу и ненадолго заглянув на тамошнюю ярмарку, мы отправились в направлении Вены. Австрия приветственно махала лопастями ветряков, которые расплодились в этой части Европы, как сорняк. Впрочем, каждый год их количество прирастает этак на 20-30%, и сейчас Австрия генерирует порядка 1,3 ГВт энергии из воздуха - это примерно треть от мощности Чернобыльской АЭС.
Была еще одна эпическая картина, от которой у меня потекли слюни: нефтеперерабатывающий завод OMV. Случайно повернул голову, а с другой стороны дороги растянувшийся на километры нежилой город, словно поверхность звезды смерти. Башни, колонны, гигантские резервуары, километры трубопроводов, тысячи лесенок, поручней, вентилей. И все это тускло выступает из темноты в россыпи светодиодной подсветки – уххх… Не было ни малейшей возможности остановиться – еще одна неприятная особенность «автобанов».
Австрия удивила фантастически неровной магистралью из бетонных плит – от тряски начали зудеть руки. Откровенно разбитых скоростных дорог в Европе мне не встречалось, но все-таки далеко не все идеальны.
Rapid, кстати, оставил впечатление весьма комфортной машины в том числе благодаря умеренному уровню шума. Все шумовые компоненты – шины, двигатель, аэродинамика – у него наличествуют, но смею предположить, что в своем классе он будет самым тихим.
А еще это одна их тех машин, где задние пассажиры не подвергаются дискриминации: и с местом проблем нет, и с посадкой.
И под конец поездки я окончательно сформулировал свое отношение к нему. Есть автомобили, созданные специально для России (или возьмем шире – для стран третьего мира). Это Renault Logan, Volkswagen Polo Sedan, Chevrolet Cobalt… Так вот: Rapid хоть и формально их конкурент, по характеру – типичный европеец со всеми плюсами и минусами. Он резвее и острее перечисленных машин, у него удобный салон и обостренное внимание к мелочам. При этом он не такой убаюкивающий и по нраву, скорее, тем водителям, которые не прочь испытать терпкий вкус активной езды. А вот с точки зрения практичности он «бюджетникам» не уступит ни йоты и даст фору. Хотя бы потому, что в его багажник грузить что-то на порядок проще.