Вот
идиот. Заболтавшись с коллегой, останавливаюсь перед перекрестком с главной
дорогой так, что нос Octavia RS слегка
высовывается на пересекаемую проезжую часть. Слева приближалась фура. Дай, думаю, сдам назад: включаю заднюю,
отпускаю сцепление и «Октавия» дергается ровнёхонько под фуру. Разошлись по
сантиметрам. А все потому, что задняя передача включается, почти как первая,
влево вперед, а поскольку ходы рычага очень короткие, с непривычки легко
ошибиться. Надо же было выбрать для проверки этакое место...
Ну да
ладно, когда перестала с перепугу ныть спина, мы с коллегой из Нижнего озаботились,
что за звук преследует нас на каждом разгоне? Глухой, утробный рык, похожий на
хлопанье оппозитных моторов, который по мере раскрутки двигателя сменяет
грозовые обертоны на радостный звон. Он настолько убедителен, что мы
заподозрили подвох: уж не аудиосистема ли генерирует эти смачные басы, чтобы
компенсировать экологическую немоту мотора — так иногда делают производители
спорткаров? И да, и нет: звук генерируется не аудиосистемой, а специальным устройством под передней панелью, которое имитирует низкочастотный рык спортивного выхлопа, причем в любом режиме, кроме Sport, звук становится тише. Хотя, признаться, меня Skoda облапошила: я до последнего верил в отсутствие "силикона": звучание настолько натурально и настолько хочется, чтобы оно было натуральным, что ну их, эти технические нюансы.
Чтобы
не томить с выводами, скажу сразу: новая Octavia RS стала в
большей степени спорткаром, чем прошлая модель, и в этой новости есть как плюсы,
так и минусы.
Разгон
до «сотни» - менее 7 секунд. Да бог с ним, с «количеством» разгона, важнее его
качество. Взрывная тяга 2-литрового турбомотора доступна с самых низов и не
теряет оптимизма до тахометрических высот. Едешь по чешскому «автобану», где разрешены
130 км/час, забываешься и через пять секунд — 160 км/час. И это — на третьей
передаче из шести! При столь эластичном
моторе для бодрой езды достаточно трех нечетных передач: первой,
третьей, пятой. Остальные три – это так, для гурманов.
И
здорово, что Skoda оставила
для RS-ки
механическую коробку передач: да, робот DSG настолько расторопен и умен,
что для рекордных заездов лучше выбрать его. Но если мы говорим об удовольствии
от вождения, о слиянии с машиной — механика лучше. Сцепление схватывает в
правильный момент, а короткоходный, деликатно-тугой и точный рычаг коробки не
дает покоя дурным рукам: щелкаешь передачи, скорее, ради тактильного ощущения
хорошо смазанной щеколды. Кстати, конкретно эта особенность — не прерогатива RS-ки: у
обычных Octavia шестиступенчатая
механика оставила не менее приятное впечатление.
Во
время недавнего теста
я пожурил «Октавию» за двойственность руля около нулевого положения:
микрокоррекции курса порой требуют больших углов поворота, чем ожидаешь
(возможно, это было связано с шинами). Octavia RS
точнее и демонстрирует
практически эталонное чувство руля, который реагирует без промедлений, при этом
прогрессивен и правильно «весит» - легкий на парковках, он по-спортивному
тяжелеет не только по мере роста скорости, но и пропорционально перегрузке в
повороте.
Наконец,
само шасси кажется непробиваемым, и хотя день был морозный, а кое-где на
дорогах появилась опасная наледь, довести Octavia RS
до нервенной дрожи ESP
удалось едва-едва.
Спокойная решительность, с которой она прогибает под себя очередной поворот,
вынуждает пассажира хвататься за подлокотник, потому что от насквозь семейной
«Октавии» вряд ли ждешь этакого рок-н-ролла. Прошлая RS тоже была быстра, но не свирепа,
а теперь в ее характере появилось что-то от точильного бруска, твердое, почти бескомпромиссное.
Даже опрометчиво-быстрый вход в поворот Octavia переводит в шутку, и отчасти
благодарить нужно имитацию активного дифференциала: ESP подтормаживает разгруженной
колесо и прививает машину от преждевременного сноса.
Правильнее
сказать, прошлую RS-ку
заменила 180-сильная Octavia
1.8 TSI,
и это касается не только идентичной динамики разгона, но и характера. В то
время RS-ка
была быстра, но ей, пожалуй, недоставало автогоночной харизмы, которая
отличается просто мощный автомобиль от спортивного.
И новая
генерация исправила это упущение. Помимо количественного роста мускулатуры,
появились нужные акценты. Теперь RS звучит как спортивный автомобиль и каждый поворот для нее —
это приятный вызов. Вызов ее когтистому шасси и нервам пассажира.
Но вот
вам обратная сторона медали: Octavia RS — это как кофе с двойной дозой
кофеина. На ней можно ехать спокойно, но если она и пытается скрыть свою суть,
то нехотя. Даже на ровных чешских дорогах чувствуется параноидальный интерес к
профилю асфальта, холерично бубнит мотор (особенно, если взбираешься в гору на
высших передачах), сиденье не дает тебе расползтись в уютную кляксу. Ехать на
ней расслабленно — что дремать в спортзале: можно, но глупо. Octavia
RS слишком
обостряет твои чувства, слишком вовлекает в процесс управления, чтобы
превратиться в безразличного пожирателя километров.
Впрочем,
не поймите превратно: на фоне большинства горячих хетчей, вроде Renault
Megane R26,
Opel Corsa OPC или
Mini Cooper S новая
Octavia RS спокойнее,
и не претендует на статус машины исключительно
выходного дня. Ее суровость легко игнорировать, а в остальном она поклоняется
типичным идолам Skoda:
хорошая оснащенность, просторные задние сиденья и огромный, практичный
багажник. Можно ли на ней ездить каждый день? Не вижу причин, почему нет.
Просто
если вы ищите быстрый семейный авто и только — «Октавы» с движком 1.8 TSI
достаточно за
глаза, и те спортивные радости, которые отличают версию RS, оценит
лишь человек, инфиницированный микробом стритрейсерства, пусть даже заболевание
протекает в латентной форме.
Вы
готовы время от времени выезжать на гоночную трассу? Готовы «рвать» со
светофора снобов на премиум-авто? Вам нравится не просто доехать до озера, но
сделать это в такой манере, чтобы едущие позади друзья сказали «Вау, вот ты
псих!» (через полчаса после того, как вы уже прибыли на место)? Вот тогда вы
сольетесь с Octavia RS в
полной гармонии, ибо крепко-сбитое
«фольксвагеновское» шасси MQB дышит здесь полной грудью.
Мои
ощущения подтвердил Партизан: «Пару месяцев назад
ехал из Чехии в Германию на Skoda Octavia RS. Возвращался
обратно на пятилетней Камри. Это земля и небо. В Skoda сидишь, как в офисном стуле - вроде и удобно, но расслабиться не
получается. После 6-и часового путешествия в ней хотелось либо
на прогулку с любимой собакой по лесу, либо со стаканом виски в джакузи. Не моё
однозначно. Другое дело «Камрюха» - как дома на любимом диване. Мягко,
плавно, комфортно. Очень понравилась. Жалко, что ни минивэн».
Но
лично я поддерживаю Skoda в
их порыве усугубить RS-ку:
в конце концов, модельный ряд Octavia бескраен. Полдюжины двигателей,
два типа кузовов, возможность установить полный привод... И коли уж есть у
клиента выбор, пусть вершина модельного ряда будет не просто линейной
интерполяцией обычных Skoda,
а качественно другим автомобилем, который субъективно гораздо более спортивен,
чем можно предположить по минимальным отличиям во внешности.
Другое
дело, что Octavia RS
вряд будет дешевле Golf GTI,
а он тянет на 1,3 млн рублей, и значит, описать ее целевую аудиторию сложно. Стритрейсерам
дорого, пижонам скромно, богачам – не понтово.
Впрочем,
я рад что познакомился с ней: Octavia RS – это наглядная демонстрация,
что Skoda
может ехать не хуже иных авто премиум-класса. Что касается практических задач,
версии 1.4 TSI
достаточно безо всяких оговорок. Ведь кофеин в больших дозах укорачивает жизнь.
|