Парни, короче… Тут такая тема… В общем, надо скинуться. На 3,6
млрд рублей. Не-не, не дрефьте. Не с каждого… Всего.
3,6 млрд рублей – утвержденный объем дорожного фонда
Челябинской области на 2012 год. Он будет пополняться из четырех источников.
1.Акцизы на автомобильный бензин, дизтопливо, моторные
масла. В следующем году «дорожный» акциз подрастет еще на рубль с
литра, и относительно прошлого года увеличиться на 2 рубля. При пробеге 20 000 км в год и расходе 10 л/100 км это эквивалентно
4 000 рублей.
2. Транспортный налог и пеня за его неуплату. В следующем
году мы будем платить налог по тарифам за 2011 год, которые приведены в
таблице. В среднем для автомобиля мощностью чуть более 100 л.с. налог составит
2500 рублей. Ставки транспортного налога в Челябинской области, руб./л.с.
Мощность Год
|
До 100 л.с.
|
100-150 л.с.
|
150-200 л.с.
|
200-250 л.с.
|
Более 250 л.с.
|
2009
|
6,7
|
12,6
|
22,4
|
36,1
|
56,9
|
2010
|
7,2
|
15,9
|
33,5
|
52,1
|
92,4
|
2011
|
7,7
|
20,0
|
50,0
|
75,0
|
150,0
|
Базовая ставка 2011*
|
2011
|
2,5
|
3,5
|
5,0
|
7,5
|
15,0
|
* - относительно
базовой ставки регионы могут увеличивать или уменьшать тариф
в 10 раз; для автомобилей мощностью менее 150 л.с. налог можно обнулять (с 2011 года)
3. Госпошлины на выдачу разрешений для движения
спецтранспорта.
4. Целевые поступления из других бюджетов.
Если предположить, что в Челябинской области порядка 250 000
легковых автомобилей, их владельцы обеспечат примерно половину дорожного фонда.
Создание дорожного фонда – важное событие. До
сих пор сборы от дорожного налога и акцизов поступали в бюджет области, и власти
могли тратить их по своему усмотрению,
скажем, на развитие сельского хозяйства или строительство детского сада. После
поднятия налогов и акцизов такая ситуация стала раздражать автомобилистов.
Хотя, быть может, напрасно. Дело в том, что реальные объемы
финансирования дорожной отрасли превосходят дорожный фонд в несколько раз, и
сейчас ситуация стала более наглядной. К примеру, в этом году в Челябинской
области на строительство и содержание дорог планируют потратить 12 млрд рублей,
то есть в 3,33 раза больше, чем фонд следующего года.
Это дает повод говорить о том, что автомобилисты
недофинансируют дорожную отрасль. Месяц назад Минтранс предложил повысить акциз
на топливо на величину 7-8 рублей с литра до 2015 года, поскольку автомобилисты
обеспечивают лишь 40% затрат на дороги – 10% за счет транспортного налога, 30% -
за счет акцизов. А сегодня опубликованы выводы экспертной комиссии по развитию
России до 2020 года (odin,
спасибо за ссылку), которые пришли к такому выводу – чтобы не допустить
деградации дорог, поборы с автомобилистов должны увеличиться на 20 тысяч рублей в год, а для жителей мегаполисов – на 50 тысяч рублей.
С одной стороны, такую логику можно понять. Автомобилисты
пользуются дорогами, значит, должны за них платить. Но есть в этом что-то
порочное.
Государство пытается «закоротить» любую финансовую проблему на
конечных потребителей. Плохие дороги – скинулись автомобилисты. Плохие лифты –
скинулись жители домов. Плохие поезда – скинулись пассажиры. Очень удобно, не правда
ли?
И пусть будет так, но тогда, чтобы было честно, давайте отменим
подоходный налог и поделим поровну на всех жителей России доходы от торговли
полезными ископаемыми. На что тратятся эти деньги? На стагнирующую медицину или
как бы бесплатное образование? На переименование милиции в полицию? На
Сочинскую Олимпиаду? Пусть тогда больные платят медикам, безграмотные – учителям,
а любители зимних видов спорта – за 2014 год. Но при этом все дружно получают
кусок большого пирога под названием богатая Россия.
Налоговая лихорадка, доходящая до абсурда (налог на воду в
кулере) – проявление масштаба проблем российской экономики. Государство входит
во вкус, решая любую финансовую нестыковку введение очередного налога, и скоро в
родной стране мы будем чувствовать себя квартиросъемщиками, которым выставляют счет за каждый чих.
Если вернуться к дорожным расходам, то, наверное, не совсем
справедливо тупо делить их на всех автомобилистов. Как будто ездить на
автомобилях – исключительно наша прихоть, не имеющая практического выхлопа для
страны. Дорожная сеть – это кровеносная система экономики, поэтому государство заинтересовано в ней не меньше,
чем мы, частники со своими мещанскими интересами.
Ведь так можно дойти до абсурда. Допустим, я директор
завода. У меня цех, станки и рабочие-фрезеровщики. Они, паразиты, своей работой
изнашивают фрезы. А фрезы дорогие. Значит, нужно обложить рабочих налогом, компенсируя
эти расходы. Разве не логично?
Но если это единственный путь спасти ситуацию, получается,
что завод – банкрот. Потому что на обычном предприятии стоимость фрез
компенсируется из выручки, которая должна превышать себестоимость продукции. Другое
дело, если этой выручки нет или, допустим, ее украли…
|