Привыкаем к новой аббревиатуре — AEB (Automated Emergency Braking). Скоро она станет такой же привычной, как ABS и ESP.
На днях американский институт дорожной безопасности NHTSA и IIHS подписали соглашение с 20 производителями, которое обязывает их сделать AEB стандартной на всех выпускаемых машинах уже с 1 сентября 2022 года. Шесть лет вроде бы большой срок, но на деле такие системы будут проникать в прайс-листы гораздо раньше, ведь и АБС стала обязательной после того, как появилась почти на всех автомобилях.
Соглашение, конечно, касается американского рынка, однако список производителей недвусмысленно намекает, что их совокупных усилий хватит, чтобы пролоббировать введение похожих требований на других рынках, а Россия во многом копирует евростандарты.
Марки, подписавшие соглашение: Ford, General Motors, Honda, Hyundai, Jaguar Land Rover, Kia, Maserati, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi Motors, Nissan, Porsche, Subaru, Tesla, Toyota, Volkswagen, Volvo.
Системы автоматического экстренного торможения (те самые AEB) доступны сегодня для многих премиальных автомобилей. Сначала они предупреждают об опасности, и если водитель не отреагировал, начинают тормозить самостоятельно. Кроме того, они могут усиливать тормозной импульс, если водитель нажал на педаль вяловато.
Я тестировал несколько машин с подобными системами, например, Volvo XC90 и Audi Q7. Нередко AEB идут в паре с адаптивными круиз-контролями и «пробочными автопилотами», поскольку используют одинаковый набор датчиков.
Сама по себе идея рабочая. Система в первую очередь будит водителя, и лишь потом вмешивается в управление. Кроме того, она не снимает с водителя ответственности, и сослаться на ее неработоспособность в случае крэша нельзя — по крайней мере, до глобального изменения законодательной базы. Она заставляет водителя быть на стреме, а в пиковом случае пробует спасти положение, так что польза от тотального внедрения AEB, думаю, будет.
Но есть и нюансы. Пока большинство систем не может самостоятельно задействовать экстренное торможение — только половинчатое. Это сделано с поправкой на возможные ошибки электроники и непредсказуемость поведения водителей сзади. Поэтому спасти от крэша AEB может на городских скоростях, в остальных случаях она заточена на уменьшение ущерба (что тоже неплохо). Естественно, системы настроены на работу с определенными типами угроз, в основном, крупными объектами (автомобилями) и пешеходами, учитывая лишь некоторые аварийные сценарии. Например, они не спасут от выезда со второстепенки под летящий сбоку грузовик.
Основная проблема с AEB (как и ESP) — в склонности умиротворять водителя. Поначалу довериться электронике сложно, но когда она затормозит пару раз за тебя, это входит в привычку. При этом есть несколько сценариев, при которых электроника перестает работать. Например, у Volvo XC90 автоматическое торможение отключается, если водитель предпринимает попытки затормозить самостоятельно или увернуться от препятствия. И если он в последний момент передумает и скажет «пусть электроника тормозит», удар произойдет без снижения скорости. А это, к слову, не только отягощает последствия, но и возлагает вину на водителя (п.10.1 ПДД).
И конечно, возможны ошибки электроники из-за отказа, загрязнения датчиков, нестандартных условий и так далее. За шесть лет прогресс в этой области будет значительным, но я бы предпочел, чтобы в случае сработки любой экстренной системы (в том числе ESP), водителя било током. Это все равно гуманнее последствий любой аварии.
В остальном из всех типов электронных протезов, именно AEB представляется мне наиболее эффективным средством снижения аварий. Не автопилот, но хорошее лекарство для ротозеев.
|