Омоложение спорта — явление известное, но автоспорт какое-то время держался особняком, и в ранге чемпионов посыпали песком трассы в основном молодящиеся мужчины средних лет. Но вдруг все поменялось, и все больше гонщиков меняют подгузники на ложемент почти без передышки. И даже «Формула 1» не так давно породила самого молодого победителя Гран-При (Макс Ферстаппен, 18 лет). Что подозрительно, эра тинейджеров в автоспорте практически совпала с активным развитие симуляторов, которые сегодня если не заменяют живое вождение, то позволяют отточить необходимые навыки процентов на 90. А можно ли применять симуляторы для обучения водителей? На эту идею меня натолкнул Сергей arinser.
К слову, симуляторы «Формулы 1» позволяют не только дрессировать пилота, но и проверять разнообразные технические затеи. Грубо говоря, симулятор настраивается так, чтобы имитировать взбалмошный характер нового турбомотора, после чего инженеры тщательно протоколируют нецензурную брань пилота в своей адрес.
С точки зрения техники пилотажа симуляторы близки к реальности настолько, насколько это вообще возможно без сверления дырок в черепе пилота и введении туда электродов. Главное отличие — отсутствие перегрузок, которые также дают немалую часть информации гонщику. В результате, некоторые пилоты отчаянно блюют, ибо визуальная картинка расходится с данными мозжечка (данный аспект индивидуален).
В Red Bull заморочилась настолько, что параллельно с симулятором будет стенд, на который водрузят реальный болид. Этот болид повторяет все, что с ним как бы происходит на трассе, например, работу подвески и мотора, за счет чего можно будет проверить в том числе надежность агрегатов при стиле пилотажа данного пилота (а среди них есть те, кто насилует технику сильнее других).
Понятно, что формульный симулятор чересчур навороченный и стоит, как Aston Martin, поэтому прикажи оборудовать российские автошколы такими симуляторами, вместо них у каждого директора появится по «Астон Мартину», а в школах будут учить как и раньше. То есть по плакатам.
По-моему, мило. Некоторые поймут, что вождение - это не для них
Но для автошкол, по сути, и не нужны столь навороченные симуляторы. Сегодня в средней паршивости игрушке за $10 (официально!) уровень графики и физика автомобиля зачастую воспроизведены так, что можно учиться вождению. Ну еще нужны руль и педали, рычаг коробки передач, но это уже мелочи. Главное, не допускать чиновников до формирования техзадания, а то получим «астонмартины».
Применений мне видится несколько. Главным изъяном российской системы обучения водителей я считаю недостаточный накат в городе. Причем накат в разных условиях: трасса, гололед, снег, метеорит, ГОК и прочее. Симулятор — идеальный способ окунуться в разнообразие дорожных ситуаций, причем без зудящего инструктора, который с перепугу тормозит за тебя и время от времени рулит. Можно без страха сажать курсанта часа этак на три за руль и отрабатывать автоматизмы. Потом шлифануть двухнедельной практикой в реальном городе, и можно выпускать из вольера.
Для опытных, конечно, нужно свое меню, например, отработка действий в сверхкритических ситуаций, которые происходят редко и потому каждый раз - как в первый раз. Пусть, скажем, в виртуальной реальности (но только в виртуальной) пешеходы в капюшонах выскакивают из-под каждого второго куста, а фуры без тормозов перемежаются с бессмертными мотоциклистами. Чтобы как на планете Пандора каждая тварь норовила вас убить. И в каждой ситуации у вас есть лишь один-два сценария, при которых вы спасаете себя и минимизируете ущерб. Помимо отработки рефлексов у водителей появится уважение к скорости, а заодно реальные представления о последствиях аварий.
Некоторые водители вообще впадают в ступор, когда картинка на лобовом стекле отличается от нормальной, и с упоением глядят, как летит в их сторону колесо от КамАЗа с преследующим его камазистом на заднем плане. И еще комментируют "гляди, как смешно чешет...". А потом бздынь, хлоп и не до смеха.
Напоследок замечу, что симулятор все же нужно разрабатывать под конкретную задачу. Несмотря на изобилие компьютерных гонок, кроме няшной графики особенного толку в них нет, ибо управление и моделирование аварий далековаты от реальных. А нам надо, чтобы металл гнулся, пешеходы были депрессивны и непредсказуемы, быковали машины с 45-ым регионом, а фуры без тормозов аутентично вылетали на встречку вместо кюветов. Само собой, в мире уже полно готовых решений, например. Где бы такую штуку потестировать?
Артем, я, в свое время, очень увлекался автосимуляторами,гонками и т.д. и т.п. Даже не самый дешманский руль с педалями (с обратной связью и прочими наворотами) до сих пор где-то на антресолях лежит. Так вот - все это фуфломицин. Может я слишком радикален, НО! Ни один, даже самый навороченный симулятор, не даст и толики ощущений от реального управления автомобилем. Все IMHO, разумеется, подкрепленное личном опытом. И уж очень легким вылетом Феттеля с трассы Как ни крути, симулятор НИКОГДА не даст той ответственности, которую накладывает на нас реальная жизнь.
Я думаю, что цель тренажера не научить ездить. А показать варианты развития ситуации. Мы же не будем тренировать курсанта уходу из лобовой атаки КамАЗа на реальной дороге? Просто показать что и как может произойти. Показать как надо действовать. Показать, что есть варианты развития ситуации, что не надо бросать руль и закрывать лицо руками. А вообще, я уже тыщу раз говорил и писал, что курсантов надо повозить на ВАЗ 2106 и на ГАЗ-53, чтобы поняли и осознали, что 60 км/ч это быстро и страшно. А то я общался с выпускницами автошколы, которые заявляли что им 120 мало, а все плетутся, как мухи. Так вот такая когда поймет, что она дура, будет поздно
Короче, без лишних слов плюсану arinser ) А что касается руля и педалей, то сегодня и в этой области прогресс, так что ощущения в целом могут быть настолько близки у реальным, насколько это вообще нужно. Не вижу тут принципиальной проблемы.
Костюмчик одеть с электродами, который сжимать тело будет в случае виртуального столкновения, а заодно и шлем - вот и будут "непередаваемые ощущения" :-)
И уж совсем представить страшно, чем предстал театр МХАТ (с) Я представил себе тренажер для водителей маршрутки. Мобильный в одной руке. Жара. Пьяная гопота в салоне. Радио шансон. крики, Уася, здэсь астанавливай, брат. И надпись на мониторе, вы не пока не добрали 160 рублей дня дневной нормы выручки, рекомендуем сделать вон ту белую ГАЗель, пока он пешика пропускает