Блог Артёма Краснова
Воскресенье, 22.12.2024, 10:51

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2010 » Март » 9 » Самый невероятный поршневой мотор
21:47
Самый невероятный поршневой мотор

Допустим, сын спросит вас: «Папа, а какой самый-самый удивительный мотор на свете»? Что вы ему ответите? 1000-сильный агрегат от Bugatti Veyron? Или новый турбодвигатель AMG? Или мотор Volkswagen с двойным наддувом?

В последнее время появилось немало крутых изобретений, и все эти наддувы-впрыски кажутся удивительными… если не знать историю. Ибо самый удивительный мотор, о котором я знаю, был сделан в Советском Союзе и, как вы догадались, не для «Лады», а для танка Т-64. Он назывался 5ТДФ, и вот несколько удивительных фактов.

Он был пятицилиндровым, что само по себе необычно. У него было 10 поршней, десять шатунов и два коленчатых вала. Поршни двигались в цилиндрах в противоположных направлениях: сначала навстречу друг другу, потом обратно, снова навстречу и так далее. Отбор мощности осуществялся с обоих коленчатых валов, чтобы было удобно для танка.

Двигатель работал по двухтактному циклу, и поршни играли роль золотников, открывавших впускные и выпускные окна: то есть никаких клапанов и распредвалов у него не было. Конструкция была гениальной и эффективной – двухтактный цикл обеспечивал максимальную литровую мощность, а прямоточная продувка – высокое качество наполнение цилиндров.

Ко всему прочему 5ТДФ был дизелем с непосредственным впрыском, где топливо подавалось в пространство между поршнями незадолго до момента, когда они достигали максимального сближения. Причем, впрыск осуществлялся четырьмя форсунками по хитрой траектории, чтобы обеспечить мгновенное смесеобразование.

Но и этого мало. Двигатель имел турбокомпрессор с изюминкой – огромных размеров турбина и компрессор размещались на валу и имели механическую связь с одним из коленчатых валов. Гениально - на режиме разгоне компрессор подкручивался от коленчатого вала, что исключало турбояму, а когда поток выхлопных газов как следует раскручивал турбину, мощность от нее передавалась на коленчатый вал, повышая экономичность мотора (такая турбина называется силовой).

Ко всему прочему мотор был многотопливным, то есть мог работать на дизтопливе, керосине, авиационном топливе, бензине или любой их смеси.

Плюс к этому еще полсотни необычных решений, вроде составных поршней со вставками из жаропрочной стали и системы смазки с сухим картером, как у гоночных автомобилей.

Все ухищрения преследовали две цели: сделать мотор максимально компактным, экономичным и мощным. Для танка важны все три параметра: первый облегчает компоновку, второй улучшает автономность, третий – маневренность.

И результат получился впечатляющим: при рабочем объеме 13,6 литра в самой форсированной версии мотор развивал более 1000 л.с. Для дизеля 60-х годов это был великолепный результат. По удельной литровой и габаритной мощностям мотор превосходил аналоги других армий в несколько раз. Я видел его вживую, и компоновка действительно поражает воображение – прозвище «Чемодан» ему очень идет. Я бы даже сказал «плотно набитый чемодан».

Он не прижился из-за чрезмерной сложности и дороговизны. На фоне 5ТДФ любой автомобильный мотор – даже от Bugatti Veyron – кажется каким-то до нельзя банальным. И чем черт не шутит, техника может сделать виток и снова вернуться к решениям, когда-то использованным на 5ТДФ: двухтактному дизельному циклу, силовым турбинам, многофорсуночному впрыску.

Началось же массовое возвращение к турбомоторам, которые одно время считались слишком сложными для неспортивных машин…

Категория: На злобу дня | Просмотров: 11653 | Добавил: Hopitung | Теги: двигатель, 5ТДФ, турбо, двухтактный, наддув, мотор | Рейтинг: 3.6/9


Всего комментариев: 10
1 Гад  
Мне както понравился движок от БМП в разрезе: V-образная восьмерка (вроде или 6, неважно:))) с углом развала 60 градусов, мощность 300 л.с. при объеме 10 литров, по 4 клапана на цилиндр, по 2 распредвала в головке, привод их валиками через коничку...Интересно только, какой ресурс у них?

2 Drake  
Гад, ресурс несколько сот моточасов, для военной техники нормально ее сожгут быстрее чем двигатель капиталить придется

3 Алексей  
Артем, даешь еще!

4 Сиплый  
Антон, как же так...это ж двигатель немецкого изобретателя по фамилии Людвиг, применялся еще на бомбардировщиках Юнкерса, разработан есс-но не в СССР, а в довоенной германии в 30-х годах. Так что половина в статье несоотвествует действительности

5 Сиплый  
Поправочка:.... изобретателя звали Людвиг Эльсбетт,

6 Артем КРАСНОВ  
Сиплый, поправьте меня, если ошибаюсь. Насколько я знаю, 5ТДФ действительно имеет авиационные корни, ибо его прообраз использовался на немецких самолетах "Юнекерс", однако конструктор Чаромский сначала создал на его базе авиационный агрегат, который потом был модернизирован для использования на танке. Однако отличия были, к примеру, у авиационного мотора было четыре цилиндра, для танкового мотора, требовавшего большей мощности, пришлось добавить еще один цилиндр. Это создало колоссальные проблемы, ибо пятицилиндровый мотор трудно уравновесить и справится с крутильными колебаниями коленчатого вала, и доводка мотора потребовала колоссальных ресурсов.
Поэтому да, отдадим должное и немецким конструкторам. Как и многие советские автомобили, двигатель 5ТДФ имеет импортный аналог. Однако, как и автомобили, он не тождественен им, так что может считаться советской разработкой.

7 Сиплый  
Ну в целом конечно, если считать адаптацию для конкретных условий, личной разработкой, тогда конечно совесткая, вообще прообразом был трехцилиндровый вариант того самого Эльсбетта. Который, кстати мого работать на растительном масле. В 60-х годах концерн Ауди хотел выкупить все права на него у семейной фирмы эльсбетта и положить под сукно, но тот не продал. Тут это всё подробнее, если интересно http://www.moscvich.auto.ru/docs/articles/5026.html

8 Игорь  
Кстати такие компановки двигателей не редкость - дизеля Д100 на тепловозах строятся по такому же принципу, только гильзы цилиндров имеют вертикальное расположение. При чем там 10 цилиндров и соответственно 20 поршней.
з.ы. а вообще эти двигатели пришли с подводных лодок времен 2-й мировой войны.

9 Baz  
Ребята кто подскажет ссылку на одноцилиндровый опозит с встречным движением поршней. Находил сам, а вот после вирусной атаки Хром не сохранил ссылки. Очень надо. Заранее благодарен, особо если укажите в личку: baz.bazov@yandex.ru

10 Виталий  
Этот двигатель получил развитие!:

http://andrei-bt.livejournal.com/7277.html
вот его топовая версия а данный момент:
http://otvaga2004.mybb.ru/uploads/000a/e3/16/123758-1-f.jpg
http://otvaga2004.mybb.ru/uploads/000a/e3/16/123758-2-f.jpg

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |