Правила игры просты: в рубрике "Сабж дня" мы выбираем произвольное слово или словосочетание, и предлагаем нашим авторам написать короткое эссе или рассказ, связанные с этим словом. Никаких ограничений, кроме объема (до 1500 символов).
Ульяна Бисерова,журналист, детский писатель, мама четверых детей
Люди четко делятся на два типа. Те, кто должен. С самого детства. Должен целую кучу всего: доесть манную кашу, слушаться родителей, уступать место старшим, прилежно учиться. Потом становишься взрослым, но ничего принципиально не меняется. Чувство долга только разрастается, как раковая опухоль. «Ты должен, должен, должен», - долбит со всех сторон. Сдать отчет к понедельнику, позвонить родителям, успеть забрать ребенка из садика, не забыть дату очередного платежа по кредиту... И уже не можешь бросить все и уехать в Питер. Ну, или там в Париж. Или вообще на Бали, чтобы уж точно никто не дозвонился, не докричался.
Впрочем, есть и те, кто никому ничего не должен. И они при случае громко об этом напомнят, за ними не заржавеет, они-то свои права знают. Наоборот, это именно им должны все вокруг. Это выходит совершенно естественно, как бы само собой. И этому умению я всю жизнь изумленно завидовала. Как, ну как им это удается?! Чтобы люди, которых они и видят-то впервые, инстинктивно чувствовали, что просто обязаны отложить свои дела и вникнуть в их проблемы?
Чувство долга — мое проклятье. Помните, в старом фильме про Варвару-красу царь поклялся отдать водяному сына, и по прошествии двадцати лет из каждой плошки с водой высовывалась мертвенная длань и грозила скрипучим голосом: «Должо-о-ок!»? Вот это прямо про меня. У чувства долга моего такие вот точно руки. Ухватистые, с черными когтями.
За все в жизни приходится платить, так или иначе. Так что я с опаской принимаю подарки судьбы. С чего бы вдруг ей расщедриться? Как придется расплачиваться? Боюсь непомерной цены, поэтому стараюсь откупиться сразу. Хотела большой дом? Ипотека на ближайшее десятилетие — получите, распишитесь. За отдых на море — стучишь клавишами до ряби в глазах. За детскую мечту о собаке — прогулки по промозглой утренней темени и вычесывание репьев из длинных ушей. За новое платье — неделя на диете. И вздохнешь спокойно: вроде в расчете. Но заглянешь перед сном в детскую, где тихо сопят и пяточки выглядывают из-под сползшего одеяла — и окатит ледяной страх: в долгу, неоплатном долгу перед судьбой, и проценты каждый день набегают.
Зависть вызывают у меня отважные кузнецы кредитных историй, которые прикуривают один кредит от другого: за шубу расплатились — пора машину менять.
На мне, конечно, тоже кое-что висит (моральных долгов больше), но каждый долг, увеличивая внешние приличия, уменьшает беззаботность, которая в организме дефицитней кальция.
Долг страшен не платежом, а синдромом отмены. После первого погашенного долга жизнь на свои кажется пресной.
Тем более мир поощряет долговой фитнес. Ленивое и своенравное стадо баранов, если приладить к нему кредитные поводки, превращается в послушную свору гончих. А зря мы стесняемся быть баранами: гончие плоские и скучные, и нет в них бараньей многомерности, бееее.
В каждый кризис видно, какая из компаний вырезала свои пышнотелые формы из заемного картона. В канун событий 08/09 брал интервью у важного господина на «Бентли». А через месяц: ищут пожарные, ищут милиция. Где же ты, сволочь? Сбежала в столицу.
Товарищ занял мелкую сумму, не отдал, застеснялся, больше не виделись.
Сосед занимал у родителей каждый месяц. Возвращал и занимал снова. Проще было подарить. Но тогда бы он занял еще раз.
Долги валят целые страны. Как старый развратник эти страны озабочены одним вопросом: «Кто даст?». Но на вялый кредитный рейтинг желающих все меньше, и альтернатив немного: война или дефолт.
Финальная стадия долговой агонии называется «рефинансирование». Это когда тебя пускают по кругу пилорамы, прилаживаясь, с какой стороны удобнее расчленять.
Жить на свои — это старомодно и отчасти бесперспективно. Архаичная парадигма, но зря мы ее так сразу отмели.
Александр Королев (Rex_1), заместитель редактора сайта «ЧелябинскСегодня», отец двоих детей и фанат командных спортивных игр.
Когда Артем попросил придумать слово для «Сабжа» на пятницу, тринадцатое - я сразу вспомнил не про маньяка в хоккейной маске, а про свой первый кредит. Я платил его как раз по тринадцатым числам, и никогда не забуду тот панический ужас, который охватывал меня в ночных кошмарах, где у меня крали кошелек или я терял пару тысяч очередного платежа.
С тех пор «на чужие» было куплено много всего полезного и не очень, поэтому денежные обязательства перестали пугать. А вот моральные долги последнее время стали серьезно давить.
Я должен жене и детям свое свободное время. С другой стороны неплохо бы работать больше, чтобы они ни в чем не нуждались. И тогда лучше вообще сменить профессию, журналистика – это точно не про деньги.
Но как же мой гражданский долг? Я просто обязан рассказывать важные новости свои землякам, предупреждать об опасностях, обращать внимание на что-то хорошее и доброе. Должен же я что-то хорошее после себя оставить, в конце-концов.
Или вот родители. Конечно, они ничего кроме внимание не просят. Но куда деть немой укор, если сын к 30 годам не обзавелся звучной должностью, а дочь не порадовала внуками?
Мы что-то должны друзьям, подчиненным и начальнику, дальней родне и случайным знакомым. Даже домашним питомцам, если есть совесть и читали «Маленького принца». Эти долги опутывают, как паутина мошку. Большая часть обязательств явно лишняя, но как выбрать?
Мне кажется, повзрослев мы просто теряем в себе детей. Будучи ребенком мы никогда не выбирали «надо». Только - «хочу».
И я просто хочу писать, а не должен. Да, я люблю копаться в машине или в огороде с отцом, хоть и тщательно это скрываю. Мне нравится мой город и моя страна. Ну а супружеский долг – это просто очень приятно.
Надежда Сухова, журналист по профессии, писатель в душе, творец и сопереживатель
Тайный смысл слова «долг» открылся мне, когда я училась в университете. Там, на уроках языкознания и истории языка, нас учили погружаться в смысл слов, как тяжелые водолазы погружаются в морские пучины. Мы подобно ясновидцам входили в лингвистический транс, чтобы познать изначальный смысл слова, увидеть его таким, каким оно родилось на свет сотни и тысячи лет назад. Ты изучаешь его гены-буквы, рассматриваешь его семейную фотографию с родственниками – долг, должник, долженствовать, долгий…
И вот тогда одна из форм открыла мне секретную связь, как одна из черт характера человека открывает его потаенные помыслы. Форма краткого прилагательного «долог», если прочитать ее задом наперед, тесно связывает слово «долг» с другим словом – «голод». И, если вдуматься, связь эта достаточно прочная.
Долг всегда сопряжен с голодом. Не только с тем физическим голодом, который мы испытываем, если не принимаем пищу несколько часов. Голод может быть эмоциональный, духовный, интеллектуальный. Долг заставляет нас чем-то поступиться. Бросить учебу ради работы. Проявить свою гражданскую позицию в ущерб семье. Прекратить общение с другом из-за страха попасть в опалу. Долг всегда требует от нас жертву на свой алтарь, он пробивает дыру в наших чувствах, мыслях, в нашей жизни. Мы с сожалением смотрим, как в это отверстие утекают наши лучшие годы, мечты, от которых мы отказались, наша нерастраченная любовь, наши радужные воспоминания. И мы начинаем испытывать голод. Нам не хватает того, что высасывают из нас наши долги, – и ничем не восполнить эту утрату. Мы можем лишь отказаться от будущих жертвоприношений этому ненасытному богу, но вернуть то, что он отнял у нас, мы, увы, не в силах.
Все очень неплохо. Даже не знаю, кому отдать первое место. А насчет денег - не помню дословно, но у евреев (ИМХО) была пословица: "Если удалось расплатиться деньгами - считай повезло!". А вот остальные долги - это куда тяжелее. Притом, что и отдать их зачастую, уже невозможно.
На сабж Ульяны и Саши: читал и ловил себя на мысли, что почти слово в слово согласен, и название этому недугу - гиперответственность. В целом недурное качество, но сильно подтачивает нервную систему, как бы приземленно это не звучало. Но в этом, кстати, и спасение: часто замечаю, что когда всяких забот прям чересчур, хорошо заболеть чем-нибудь простудным, чтобы нельзя было контактировать с людьми и работать (а фильмы смотреть можно). И вот полежишь дня три так, и ничего, мир не останавливается. Правда, запаса не надолго хватает, возвращаешься к жизни и опять понеслась. Но все же иногда надо создавать себе время беззаботности, а то можно залечь так, что времени подумать о долге будет слишком много.
Надин сабж: подозревал, что у филологов есть подобное упражнение, разбирать слово до молекул. Кстати, у меня слово долг почему-то все время складывалось не в "долог-голод", а "голд". Мечты, мечты )
А по второй части - все так. Я обычно представлял не как голод, а, скорее, как жажду. То есть иногда кажется, что лучше бы жить спокойно и не морочиться ничем, кроме простых человеческих функций, встал утром, поработал, телек поглядел, полежал, снова встал. Но есть такое ощущение, вроде жажды, которое никак нельзя залить. И где-то оно рядом находится с "долгом", только перед кем это долг и в какой валюте я пока не разобрался.
У меня "голд" вылез, когда я тебе картинку присылала. Там подписано латиницей dolg, но глаза все равно читаются gold У меня еще долг ассоциируется со словом "глодать". Но слишком долго было объяснять, поэтому обошлась одним образом.
У меня в конце года, как правило цейтннот. Сдача годовых работ, вытаскивание денег от заказчиков, старт новых работ. Состояние ужасно нервное. Ты весь в запале. В бою, иногда орешь, иногда успокаиваешь кого-то. А тут еще эти подарки к НГ. И...31 декабря. Шампанское елка. Тишина. И понимаешь, что вот это был драйв. Или уход в отпуск. Раздал последние поручения. Все-в самолете. Или с удочкой на берегу. Перед уходом напутственное слово, если хоть один гад позвонит-убью. Проходит день-не звонят, два-не звонят. неделю-нет звонков. Звонишь сам, у вас там все нормально? Нормально. а вот это сделали? Сделали? Нет, ждем тебя, давай быстрее. немного повыступаешь, а самому до жути приятно-нужен
В этот раз прямо-таки в унисон спели! На одной волне, но разными голосами))
С Ульяной вообще дуэтом, мне кажется. Мужские и женские долги…
Как всегда подмывало поговорить про политику, хорошо что про Грецию Артем намекнул))
А вот про долги в зачетке и филолгию даже не вспомнил. Надежда, спасибо. Сразу пару историй вспомнилось по их отработке. Древнерусская литература, Бент и переделка туалета в кафедру.
Удивило, что никто не вспомнил про лихие 90е... Ну вот может читатели дополнят)
Вообще, удивило, как сильно мы зависим от долгов. Вернее, как сильно мы в них погрязли. Про себя жалуемся, мол, обложили нас со всех сторон, всем мы должны. А молодежь клянем, потому что она иначе живет, ни у кого не в долгу. И даже не как те люди из второй категории, про которых Ульяна писала, а люди, с которых взятки гладки. Они никому ничего не должны и на других им тоже как бы наплевать. Замкнутая система координат и должествования.
Да ладно, без долгов (не финансовых) скучно. Вот бывает навалятся со всех сторон одновременно, и думаешь: чет я всем должен, не послать ли всех... А другой день наоборот, все как-то без тебя обошлись. Биг боссы забыли, подчиненные все сделали сами, ребенка бабушка забрала, в магазин жена сходила. И даже нищий на улице шапку убрал и денег не берет. И думаешь: ну вот же оно, счастье... А нифига. Оказывается, то первое состояние на грани "послать всех" как-то счастливее. Долг - это вроде как признание, что ты со своей мелкой жизнью реально необходим.
Мне кажется, ты немного о другом написал - о нужности, а не о долге. Долг - это все же круг обязанностей, перечень поступков, которые ты обязан совершить вне зависимости от твоего желания делать это. Вот нищему подавать ты не должен. Ты хочешь или не хочешь делать это. Это твой выбор. А вот ребенка из садика ты должен забрать. Ты не можешь сказать: ой, че-то не охота сегодня... Когда с человека спадает бремя долга, он чувствует себя свободным. А вот когда пропадает ощущение нужности окружающим - тогда накатывает тоска.
Очень понравилась фраза Артема про то, что жизнь на "свои" становится пресной. Но все хочется иметь сейчас, а не потом. Квартиру, машину, шубу в конце концов. А вообще долг, это дело интимное, хоть супружеский, хоть ипотечный.
Ребята, нет таких людей, которые никому ничего не должны! Я про молодёжь, что, вроде, живут как хотят, делают, то хотят, и ничего с них не спросишь.
А вы вспомните школьные годы этих детей. Как их мордуют на уроках! Как они света белого не видят из-за домашних заданий! И родители сами стараются хоть как-то облегчить эту нагрузку.
Просто жизнь очень нервная, день до отказа забит желаниями и выполнениями, отсюда и стресс. А долги ... Что долги? Это дело добровольное.
Про детей немного иной разговор, потому что дети в большинстве своем лишены многих возможностей (например, зарабатывать деньги, вступать в брак и т.д.) и государством рассматриваются, как иждивенцы. А это накладывает стереотип поведения "должен - потому что ребенок". Но вот они достигают совершеннолетия - и ничего от них не добиться. "Почему я должен уступать место старушке? Я тоже устал" - говорит этот представитель молодежи. Понятно, что не все такие. Всегда были личности с маргинальными наклонностями. Я просто в целом на тенденцию смотрю. В советское время поступок с неуступанием места был нонсенсом, сейчас это - норма. И все это в копилку "должен/не должен".
Ладно, дети - дело другое. Но ведь тезис : долги - дело добровольное - остаётся в силе, нет ?
Ну кто сказал, что вы должны взять ипотеку? Что должны помочь, рассказать, позвонить? Это же наш выбор! Мне спокойнее, если я позвоню, если помогу, если сделаю сама.
Тут другая проблема, другая сторона проблемы: почему они не ценят, не отвечают благодарность. Вот ведь что обидно!
Ульяна Бисерова, ИМХО, на первом месте, она точно подметила разделение людей на тех кто должны и тех кто никогда никому не должен, причём последних людей, зачастую, очень любят и уважают, вот в чём парадокс.
Сейчас подумала, что отчасти пост Ульяны, отчасти Артема - можно вывести вот еще на какую тропинку. Есть долги, скажем так, абстрактные и потому общие для всех, а есть индивидуальные и потому подгоняются лично под каждого. Абстрактные, как правило, связаны с поведением, с жизнью в социуме. Мы должны соблюдать закон, должны воспитывать детей и помогать родителям, переводить старушек через дорогу и бросать фантики в урну. Индивидуальные связаны всегда с личными комплексами человека. Должна быть такая-то работа, такая-то зарплата, должен жениться (должна выйти замуж), должен купить то-се. И вот на этом этапе добровольность долгов достигает максимума. То есть если я не хочу - никто не заставит меня (если не брать в расчет криминальные случаи) купить машину в кредит, взять ипотеку, носить шубу в пол и т.д.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]