Приятно писать такие сообщения: сегодня, 2 декабря, спустя
два года после банкротства, шведский Saab возобновляет серийной производство автомобилей. Но это будет
уже другой Saab.
О причинах разорения Saab я писал тогда, в
2011. Если вкратце, многие винят сложные отношения «Сааба» с концерном General Motors, в состав которого
шведский производитель входил с 1989 года. Там, где Saab хотел быть оригинальным, GM цепляла
ярмо унификации. Попутно американцы заблокировали несколько попыток купить Saab китайскими компаниями, и
после кризиса 2008-2009 года марка агонизировала, чтобы окончательно разориться
в 2011.
Полгода длился период неопределенности, и наконец, летом
2012 года Saab выкупил консорциум
National Electric Vehicle Sweden
(NEVS), и тут
начинается интригующая часть истории. Название консорциума переводится как «Национальные
электромобили Швеции», однако им владеет энергетическая компания из Гонконга,
поэтому Saab все-таки
ушел к китайцам. Но главное, причем тут электромобили?
Вообще производство на заводе в Трольхеттене началось еще в
сентябре 2013 года, однако в тестовом режиме и преимущественно из старых
компонентов. Налаживалось оборудование, устранялись детские болезни. Но сегодня
из ворот завода должен выехать уже первый клиентский Saab.
Дизайн 9-3 после рестайлинга 2008 года до сих пор не потерял актуальности
И им будет единственная выжившая модель – 9-3. Это седан D-класса с акцентом на спортивность,
который производился аж с 2002 года. Компания, правда, обещает провести рестайлинг,
но в современном автопроме за 12 лет сменяется минимум два поколения модели,
так что 9-3 может оказаться самой старой моделью на рынках многих стран.
Интерьер 9-3 прост, немного старомоден, но не лишен стиля
Вообще его рыночные перспективы, особенно в России, я бы
оценил крайней осторожно. Еще перед кризисом 9-3 уступал новым машинам того
времени и продавался вяло: стоимость на уровне ремиум-класса шла рука об руку с
общей устарелостью конструкции. Для массовых продаж 9-3 был слишком
акцентирован на спорт, не имея сильных потребительских козырей с точки зрения ежедневной
эксплуатации. Сегодня все его минусы стали лишь сильнее, а предпосылок к
резкому удешевлению нет: несмотря на использование глобальной джи-эмовской
платформы, Saab 9-3 достаточно
сложен: в частности, все моторы, кроме самого базового, оснащаются
турбонаддувом.
Кроссовер 9-4X
Впрочем, выбора у новых собственников нет: GM отказался передавать им права на две
сравнительно свежие модели, кроссовер 9-4X и новый 9-5, которые используют более свежие платформы
американского концерна и могут выдать секреты конкурентам. Также GM не дал права на
использование логотипа Griffin.
Универсал 9-5 не уступает в стильности многим современным моделям
Впрочем, прямо перед банкротством Saab успел разработать новую платформу
для 9-3 следующего поколения и новый дизайн, презентованный в виде гибридного
концепта Phoenix. NEVS анонсировала,
что Saab Phoenix
будет готовиться к производству, однако пока не ясно: идет ли речь о запуске в
серию действительно новой платформы, или о глубоком рестайлинге нынешнего 9-3 в
стиле «Феникса». Дай бог, чтобы символичное название помогло восстать из пепла,
но многие все же склоняются ко второму варианту.
Публика тепло приняла концепт PhoeniX, но дойдет ли он до серии с таком виде - пока неясно
Попутно NEVS
приобрел еще один завод под производство машин для китайского рынка, тогда как
машины для Старого и Нового Света будут выпускать на прежнем месте, в
Трольхеттене.
А главная сенсация заложена в названии консорциума: его цель
– в ближайшее время начать выпуск Saab 9-3 с полностью электрической силовой установкой. Причем
вариант с гибридом отрицается, и в планах новых собственников – выпуск только
электромобилей.
Концепт ePower на электротяге вышел в свет еще в 2010 году. Похоже, на него и делается ставка
Впрочем, и этот шаг воспринимается с изрядным скепсисом. Saab никогда не был зациклен
на экологии, напротив, он акцентировал внимание на мощности двигателей и
динамике разгона. Шасси 9-3 вряд ли идеально для постройки электрокара,
поскольку тяжелое и сравнительно тесное. Если речь не идет о подлинной революции,
сделать коммерчески привлекательный электро-сааб 9-3 вряд ли возможно. Тем не менее, электрический Saab 9-3 ePower был протестирован и получил одобрение типа (т.е. доступ на дороги общего пользования) еще летом 2012 года, так что, как говорится "будем поглядеть". Вот так аляповато размещаются аккумуляторы на первых Saab 9-3 ePower, снятых на производственной линии завода в Трольхеттене
Впрочем, многое зависит от финансовой состоятельности и
опыта новых собственников. Если это мечтатели, вроде Ё-команды, Saab скоро умрет во второй
раз. Если же они готовы инвестировать и нынешний этап рассматривают лишь
плавным заходом на взлет, то у Saab
есть серьезные козыри, и главный – мощный инженерный штаб. Если они умудрились
сделать добротные турбомоторы в 90-х, кто знает, может быть, сумеют
спроектировать добротный электромобиль в 10-х.
И тогда, быть может, нам удастся поездить на «Саабах». А
если они будут электрическими – тем интереснее.
|