Шумахеру – 20 лет. Вернее, 20 лет тому Шумахеру, которого
знает весь мир.
Если вы вдруг не слышали историю удивительного прихода
Михаэля в "Формулу 1", то вот она. В 1991 году гонщик Jordan Бертран Гашо за каким-то бесом
поехал на лондонском такси, и под конец поспорил с таксистом о расценках. Когда
конфликт достиг фазы вербальных оскорблений, Гашо прыснул в лицо таксисту из
газового баллончика, за что очень скоро получил полгода британской тюрьмы.
Некоторые считают этот поступок главным достижение Гашо в мировом автоспорте,
значимость которого трудно переоценить.
Потому что Эдди Джордан начал срочно искать нового гонщика,
желательно с опытом. Команда Jordan
в том году только дебютировала в Формуле 1, так что проблем роста хватало.
Дело, кстати, было перед Гран-При Бельгии.
И тут Эдди позвонил некто Вилли Вебер и начал агитировать за неизвестного пилота по фамилии Шумахер, юного, но страшно опытного. Похожий на Вуди Вудпекера Эдди отнесся к
предложению с прохладцей и на всякий случай уточнил, доводилось ли этому Шумахеру гоняться в
Бельгии. Вебер заверил, что Шумахер знает трассу лучше Сенны, потому что
родился буквально в 100 км от нее. «Да он ее с закрытыми глазами проедет», -
кричал Вебер в трубку.
Это была искусная ложь. Родной город Шумахера – Керпен – на
самом деле находится недалеко от бельгийской трассы, вот только Михаэль не
ездил здесь ни разу. Вообще.
Эдди сказал: «Хрен с вами. Если он такой опытный, тащите полмиллиона
бакинских и пусть едет. Разобьет машину – убью».
Тесты прошли во вторник накануне Гран-При Бельгии в
британском Сильверстоуне. Шумахер позже признался, что когда первый раз
продубасил на «Джордане» в полную силу, его комбинезон намок от страха в районе
таза. Тем не менее, среди участников тестов он был самым быстрым с преимуществом
в 1 секунду.
Первая победа - здесь же, в Бельгии
24 августа 1991 года состоялась квалификация. Михаэль,
которому нужно было изображать знатока трассы, объехал ее на велосипеде и
запомнил последовательность поворотов. В квалификации он занял немыслимо
хорошее для «Джордана» седьмое место. Это была сенсация, и Эдди, разумеется, ни
на секунду не сомневался, что Шуми страшно опытен.
К сожалению, еще в квалификации на машине Шумахера
забарахлило сцепление. Сейчас это прозвучит странно, но Эдди Джордан пожалел
денег на его замену, тем более на машине какого-то дебютанта.
В результате, гонка Шумахера длилась полкилометра, и он до
сих пор вспоминает об этом досадой. По ходу Гран-При его партнер Де Чезарис,
который весь уик-энд был медленнее Шуми на секунду, умудрился подняться на
второе место перед тем, как сойти по техническим причинам. Так что теоретически
Шумахер мог выиграть первый Гран-При, в котором участвовал.
Хотя это было уже неважно, потому что на
следующий день за него развернулась настоящая борьба, с интригами, заговорами и предательством. Флавио Бриатторе – босс Benetton – не без хитростей переманил Шумахера, за что Эдди Джордан тут же подал на него в суд,
ибо в полной мере осознал, какого пилота потерял. Но было поздно – если бы Эдди
подписал контракт с Шумахером до Гран-При Бельгии, история могла пойти другим путем, но тогда ирландец смотрел на Михаэля с изрядным недоверием.А потому на следующем Гран-При, в Монце, Шумахер пилотировал уже Benetton, и сходу приехал на пятое место прямо позади "больших мальчиков" - Мэнселла, Сенны, Проста и Бергера.
А через год здесь же в Бельгии Михаэль выиграл первый
Гран-При, заявив о себе уже по-настоящему. Он действительно оказался знатоком бельгийской трассы. Та победа была особенно ценной,
учитывая форму «Бенеттона» тех лет, еще далекую от чемпионской. А еще через два
года пришел первый титул, потом – второй, затем четырехлетняя
полоса неудач, а потом подлинный триумф в Ferrari– пять чемпионских титулов
подряд. С точки зрения статистики Михаэль является самым успешным пилотом за
историю больших призов.
Давеча мы с Эдом (не Джорданом) рассуждали насчет роли таланта в успехе.
Так вот, Михаэль – интересный пример. Дело в том, что многие считают его
гоночные данные хорошими, но не исключительными. И многие даже говорят, что
Хайнц-Харальд Френтцен – партнер Шумахера в младших формулах, а позже гонщик
«Формулы 1» - был гораздо быстрее Шумахера при прочих равных. Однако на счету
Шумахера 91 победа, на счету Френтцена – четыре. И дело не в машине – он ездил в
чемпионском Williams с
Вильневым.
Говорят, помимо гоночного таланта Шумахер сделал себя
колоссальным трудолюбием и целеустремленностью. В этом он похож на Шварценеггера. Он всегда имел лучшую
физическую форму, чем конкуренты, а в чемпионские годы тренировался просто
неистово.
Второй козырь – прекрасное знание техники. Майк Гаскойн
как-то рассказывал про одну из причин, почему не стал чемпионом Френтцен. Например,
он проезжал круг по трассе и говорил – сделайте жестче амортизаторы. На телеметрии
инженеры видели другое, однако подчинялись требованиям пилота. Френтцен
проезжал еще круг, время было хуже, и он следовал совету инженеров. Потом
начинались мытарства с антикрыльями, потом с шинами. Он напоминал певца с отличным голосом, но неважным слухом.
Шумахер же после пары кругов мог точно сказать, что именно
нужно изменить в машине. Это было не только природное чутье- Росс Браун с Михаэлем часто проводили ночь
напролет над изучением телеметрии одного единственного круга, разбирая ее до
нюансов. Михаэль хотел знать каждую мелочь, например, как именно лучше
останавливаться на пит-стопе, чтобы механикам было удобнее менять шины. Именно
он стал проповедником нового стиля, когда пилот перестал быть только пилотом, а
еще и немного инженером. В середине 90-х такой подход не был общепринятым.
Шумахер – хороший психолог. Он был крайне мотивирован на
успех, и при это понимал, что не может достичь его в одиночку. Он умел сплотить
команду вокруг себя, заразить своим энтузиазмом и заставить работать на износ. Вроде
бы любая команда «Формулы 1» должна стремиться к победе по умолчанию, но это
не совсем так. Даже эти люди – лучшие из лучших – подвержены депрессиям и
болезненно переживают неудачи. Поэтому сильный лидер очень важен, чтобы направить
усилия в одно русло и оставить позади мрачные дни.
Печально известный Гран-При Австрии 2002 года. Самая "грязная" победа Шумахера. За поворот до финиша Барикелло пропустил вперед партнера, повинуясь приказу из боксов. Шумахер заставил плачущего бразильца подняться на верхнюю ступень пьедестала
В результате, его трудолюбие, наверное, принесло ему больше
титулов, чем чистый гоночный талант. Он часто переигрывал соперников за счет
настройки машины, более грамотной тактики и умения выжать максимум из
любой ситуации. Многие критикуют Шумахера за то, что ему всегда выбирали слабых
партнеров, которые получали статус номера два, но, пожалуй, среди его партнеров
и не было столь вдумчивых и трудолюбивых людей, как он сам. И даже если
Барикелло и Масса опережали Шумахера на картингах, когда дело доходило до более
сложной «Формулы 1», лидер был очевиден.
Я никогда особенно не болел за Шумахера – скучно – но меня
всегда восхищала в нем ненасытность до побед. Казалось бы, он выиграл уже
четыре, пять титулов – не пора ли просто отдохнуть? Но каждой новой победе он
радовался почти также, как первой, и это обстоятельство для меня за гранью понимания. Откуда он черпает силы? Почему ему так важно быть все
время первым? Неужели не было момента, когда «Формула 1» стала казаться слишком простой и захотелось уйти непобежденным?
Может быть, он напрасно вернулся в «Формулу 1» после
трехлетнего отсутствия, частично разрушив миф о своей непобедимости. Но как бы
все не обернулось, через десять лет все будут вспоминать его семь титулов, а не
два-три блеклых года с «Мерседес».
Хотя кто знает – может быть, следующий год все же принесет
Шумахеру 92 победу? Мне бы очень этого хотелось. Это была бы сама выстраданная
победа, а потому, наверное, одна из самых ценных.
Ну.. это..типа чем отравился тем и лечись? клин клином вышибают, не пьём а лечимся, не пьянки ради здоровья для, пиво с у тра не только вредно но и полезно, губит людей не пиво губит людей вода, с утра выпил весь день свободен !!!
Вообще-то миф о непобедимости Шумахера развеял Алонсо ещё в 2005-2006 годах. Возможно, именно поэтому Мишаня вернулся через 3 года - хотел уйти непобеждённым? Но нынче он, конечно, уже не тот. Даже если Мерседес построят таки быструю машину, я поставлю на Росберга. Кстати, ему победа ещё нужнее, чем Шумахеру
Кот не фанат формулы, но согласен с Михаилом - статья на отлично! Самое логичное понимание для Кота - уход на пике карьеры. А как показывает практика - чемпионы возвращаются, взять того же М. Джордана. Но скорее это просто как "жить без этого не могу" или дань моде. В любом случае Шумахера с юбилеем!
Доминирование Шумахера совпало с доминированием Феррари. Если вспомнить конец 90-х, то Шумахер дважды проиграл Хаккинену и Мерседесу. Так что, в какой-то степени, ему повезло. Повезло с Беннетоном и потом с Феррари.
Всё-таки 91 победу и 7 титулов сложно списать на банальное везение. Да, Феррари доминировала, но до этого было аналогичное доминирование и Вильямс, и МакЛарен. Их пилоты такого подавляющего превосходства не добивались. В конце концов, притягивать к себе колоссальное везение на протяжении целого десятилетия - это весьма редкий дар.
Кстати, можно вспомнить годы Шумахера в Бенеттоне - тогда самой быстрой машиной был Williams (спорно, но многие считают так), и то, что Шумахер смог навязать борьбу Хиллу и опередить его на чистое везение не спишешь.
Случайно можно проиграть титул, но выиграть случайно невозможно. Боян, но мне тезис кажется верным. Ещё раздражают рассуждения о "самовозках" - мол, посади в неё Петю Сидорова, и он тоже выиграет титул.
Не буду спорить, Михаэль часто ходил по грани, иногда - за гранью. Но это - уже в решающих фазах (Сенна, кстати, тоже любил старый добрый прием - таран). Но все-таки если говорить за весь сезон, он умел выжать невозможное из машины. ИМХО
Хех... Очень часто доминирование команды рассматривают как фактор, независимый от пилота. В случае с Шумахером некоторая часть доминирования Феррари - и его заслуга тоже. Он развивал машину, он мотивировал команду, он давал правильную обратную связь инженерам, он умел воплотить в жизнь смелые замыслы стратегов (Росса Брауна). Так что я бы не противопоставлял успехи Феррари, как гоночной конюшне, успехам Шумахера, как частного лица.
Оно как раз-таки совпало. Не надо преувеличивать роль Шумахера в расцвете Феррари в 2000-х. А то получается, что 21 год Феррари сидела и ждала, когда придет Миша и все исправит
Ну... вообще его пригласили в Феррари в 1996 году, как раз потому, что команда была в глубокой-глубокой... яме, в общем. Им нужен был лидер, гонщик-метроном и хороший технарь. Можно вспомнить, сколько гонок с Феррари выиграл влюбленный в нее Алези - одну. Это было как раз накануне прихода Шумахера.
Алези - вечный неудачник Ф1. Пилот отменный, но не везло ему с машинами. Чисто технически не везло. Ну и можно вспомнить, почему из Феррари ушел Прост - машина была дохлой.
Вы сами себе противоречите. Машина была дохлой - ушёл Прост (сильно поругавшись с начальством, кстати), пришёл Шуми, и по счастливому совпадению дела у Феррари вдруг резко пошли в гору. Чистая мистика, не находите?
Ну, во-первых четыре года - 1996, 1997, 1998, 1999. В 1999 году, кстати, весьма успешный сезон оборвала авария, где Михаэль сломал ноги. Во-вторых, каждый сезон, кроме 1999, он боролся за титул до последнего. И если где и проигрывал - то не в сухую
Ещё немного боянов: xxx: встречаешь ты старого друга, которого не видел лет 30 xxx: он тебе рассказывает, что после универа умерли родители, квартиру власти отобрали, он устроился на завод и работал там по 16 часов в сутки без выходных, потом ещё начал подрабатывать курьером, затем продвинулся до зам.начальника по логистике мелкой фирмы, бросил завод, но продолжал впахивать по 20 часов в сутки, потом открыл свою компанию, занимающуюся перевозками, 11 лет её поднимал изо всех сил, понабирал кредитов сейчас компания стабильна и приносит доход в 10 млн долларов сша в год xxx: твой коментарий: повезло
М... Да, наверное, но ведь каждое десятилетие были периоды доминирования какой-то команды, так что это нормально. И ни в коей мере нельзя ставить это обстоятельство в вину Михаэлю. Он, Росс Браун, Жан Тодт, Рори Бирн привели команду на вершину, а все остальное - политика. Но ведь команды-лидеры всегда выбирали лучших пилотов, которые и делали эти команды-лидеры. Взаимный процесс. И лучшие, в данном случае, не по чистой скорости, а по совокупности качеств. Шумахер той поры был именно таким.
Я никогда и не отрицал заслуг и титулов Шумахера. Но не надо его превозносить. Да, он выдающийся пилот. Но при этом ему сильно повезло. Сначала с Беннетоном, а потом и с Феррари. И львиная доля успехов - это работа команды на Шумахера.
Не люблю два слова: повезло и удача. Эти слова для слабых, есть еще бредовое слово - судьба. Для сильных существует только успех. Это то, чего ты добился сам. Шумахер, по моему, не был слабаком и везунчиком.
Естественно, что таких примеров нет. Всем им везло с командой и машиной. Вот только я не могу себе представить, что Сенна или Прост пропустили бы партнера на последнем повороте трассы.
Можно вычесть из общего числа побед Шумахера те, что он завоевал только благодаря партнеру. Думаю, все равно будет больше, чем у ближайшего конкурента ))
Да это как с ёбилем - верю-неверю. Только в отличие от ёбиля, нельзя подождать год и выяснить, кто был прав. Религиозные войны бурны и интересны, но с точки зрения конечного результата бесполезны.
Тот случай, когда ничего не понимая в Ф1, приятно прочитать и статью и комментарии. Спасибо Артему, Михаилу и Анониму за знатный эмоциональный холивар.
Да ну не надо вот так вот оголтело без доказательств! (Сказал Кот и быстро убег под лавку в надежде развить количество комментов свыше 50 для успокоения души Михаила )
53 Paragon (Сегодня 08:02) Вообще гонка классная была, особенно первая половина. ------------------------------------------------------------------------- Да гонка удалась: Сенна напортачил конеч, а мог и очки принести. Ну а Петрову не повезло с "французким качеством" тормозов )))) Да ну и Баттон конечно ащее - вот, что назвается чел очень быстр, но пока не везет. Хотяяя.... как говорится "Везёт тому, кто везёт..." это я про Шуму
При чём тут французское качество, если команда аглицкая? Да и можно рассказать о французском качестве чувакам из Ситроена - неделю назад в Германии всех порвали в очередной раз.