Допустим, вы купили в магазине пакет молока, хотели было вынести из торгового зала, как вас остановила охрана, изъяла
пакет и отдала постороннему человеку, который у вас на глазах его выпил, и сделал это по закону. Ситуация
– абсолютный бред, ее даже обсуждать скучно. Такого не бывает, скажите вы. С молоком - наверное. А вот с автомобилями случается, и в группе риска, фактически, все покупатели подержанных авто, за
исключением разве что откровенной рухляди.
То есть ваше право на владение молоком
худо-бедно гарантировано чеком, а вот автомобиль могут изъять совершенно
законно, если на момент покупки он находился в залоге. Не просто изъять, но и продать с аукциона в пользу банка, выдавшего предыдущему владельцу кредит, оставив вас ни с чем. Хуже того, речь не идет о каких-то лошках, которые поленились узнать залоговое прошлое автомобиля: способов сделать это вообще не существует.
Odin
прав, когда говорит, что залоговый авто хуже «перевертыша» или «утопленника». Технчески
проблемную машину хотя бы можно впарить кому-нибудь или отремонтировать, а вот
в случае изъятия автомобиля вы рискуете потерять 100% суммы. В Челябинске, да и
в остальной России такие истории происходят регулярно: так, год назад к нам
обратился бывший владелец HondaCR-V, заложенной в трех банках и впоследствии проданной с аукциона в пользу одного из них.
Почему такое возможно? Потому что в России нет единой базы
залогового имущества. Потому что никто не придумал ставить в ПТС отметку о
продаже автомобиля в кредит (к примеру, свидетельство о регистрации недвижимости,
купленной в ипотеку, имеет даже другой цвет и отметку об обременении). Потому
что никакого законного способа узнать о нахождении автомобиля в залоге не
существует.
Нет, формально есть много всяких норм, по которым банки
обязаны гарантировать сохранность залоговой собственности, страховать ее,
осуществлять регулярную проверку и уведомлять ГИБДД через нотариуса о залоговом
статусе автомобиля. И клиенты, продавая залоговый автомобиль, нарушают закон. Но
последнему владельцу от этого не легче, потому что он в любом случае на
какое-то время остается без денег и без автомобиля, и это время может
измеряться месяцами, даже если в конце пути его ждет положительное решение суда
и согласие предыдущего владельца вернуть всю сумму.
Вроде бы банк оставляет у себя на хранение ПТС кредитного
автомобиля до полного погашения долга. Но это такое же препятствие, как
навесной замок на почтовом ящике: пацанов он с толку собьет, а настоящего
жулика только рассмешит. В случае с HondaCR-V, к
примеру, в банке оказались не оригиналы, а копии ПТС, и как такое произошло –
предмет отдельного разбирательства. Однако суд этот факт во внимание не принял,
потому что на суть дела он влиял: автомобиль все равно находился в залоге. Да и
по большому счету хранение ПТС – это гарантии для самого банка, а не будущего
владельцев автомобиля.
Есть и другой способ. Жулики получают в ГИБДД копию ПТС в связи с
утерей, и вуаля – можно продавать автомобиль. Иногда к такой схеме прибегают
частники, впавшие в финансовую безнадегу, иногда – профессиональные мошенники.
В последнем случае машина может быть заложена в нескольких банках, не
исключено, при содействии их сотрудников, которые подчищают хвосты и упрощают
некоторые формальности.
В кредит продается порядка 50% автомобилей только на
первичном рынке (то есть, более миллиона в год), так что риски не такие уж
призрачные. А вторичный рынок – это еще более весомый сектор экономики. К
примеру, в феврале в России было продано 357 тысяч бэушных машин и 207 тысяч
новых. И нельзя ставить покупателей первых в положение, когда они даже при
горячем желании не могут гарантировать себе покупку автомобиля без сюрпризов.
Совершено очевидно, что необходима всероссийская база данных
ГИБДД с полной информацией о каждом автомобиле с момента его выпуска или ввоза
в страну и до утилизации. Такая база помогла бы решить много проблем,
касающихся поиска угнанных машин, определения безаварийного стажа водителей для
страхования, и регистрации залоговых автомобилей. Я не думаю, что есть какие-то
технические проблемы с созданием единой базы, ведь нечто подобное имеет каждый
сотовый оператор. Скорее, речь идет о каком-то попустительстве или намеренном сегментировании
информации, например, ради упрощения сбыта краденных авто.
Не вижу также проблем фиксировать в этой базе все ДТП,
происходящие с данным автомобилем: это позволило бы сделать вторичный рынок
более цивилизованным, а иных водителей вынудило бы ездить аккуратнее. Ведь
тогда любое ДТП будет означать потерю в цене безотносительно расходов на ремонт:
продать автомобиль, на котором «тыща разных подвигов» гораздо сложнее даже
после намарафечивания.
Вялой попыткой цивилизовать процесс стали рассматриваемые
поправки в Гражданский кодекс, в частности, ст. 431: «Сторона, которая при
заключении договора или после его заключения дала другой стороне недостоверные
заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора...
обязана возместить другой стороне, разумно полагавшейся на соответствующие
заверения, причиненные убытки. Признание договора незаключенным или
недействительным само по себе не препятствует возмещению убытков, причиненных
недостоверностью заверений».
Впрочем, это вряд ли будет панацеей. В договор купли-продажи
и сейчас включается гарантия продавца, что автомобиль не находится в залоге, но
толку-то? Несчастливый покупатель той HondaCR-V, к
примеру, оказался одним из 14 (!)
пострадавших от одной группы мошенников, и даже в случае положительного решения
суда расплачиваться они могут всю жизнь. И даже если их посадят в тюрьму (а в
таких случаях может грозить срок за мошенничество, подделку документов и так
далее), покупателю машину не легче, потому что автомобиль в первую очередь
продают с аукциона, чтобы компенсировать ущерб банку. Ведь банк тоже является
пострадавшей стороной!
А выцарапывать свои деньги приходится потом и кровью.
Насколько я понял, Сергей odin
прошел сию процедуру – попросим его поделиться опытом.
Теперь к конструктиву: как снизить риски при покупке
вторичного авто? Опытные люди говорят, что залоговыми чаще всего оказываются
автомобили, купленные недавно и внезапно выставленные на продажу. Если при этом
в особых отметках ПТС значится, что документ является дубликатом, выданным
взамен утерянного (есть еще вариант со сдачей предыдущего ПТС), то к автомобилю
стоит отнестись с большим подозрением.
У владельца автомобиля должны быть документы об оплате, чек
или платежное поручение, по которым можно определить, был ли автомобиль
приобретен за наличные или в кредит. Можно узнать схему покупки в автосалоне,
воспользовавшись личным обаянием. Впрочем, это не мешает ушлому продавцу
заложить автомобиль, купленный за наличные, в «дружественном» ему банке.
Выявить такой факт практически невозможно, тем более, если речь о какой-то
преступной группировке, которой помогают сотрудники банка за откат. Представляете
бизнес: купил машину за полтора миллиона, заложил в трех банках, продал, и
наварил в общей сложности три миллиона сверху. А потом ищи-свищи тебя в Бангкоке
или Лондоне.
Сергей odin
советует покупать автомобиль у проверенных контор, вроде ААА в Москве, которые
ставят автомобиль на учет на свое юрлицо, и вроде бы несут за него
ответственность. Видимо, по договору они компенсируют клиенту все финансовые
потери в случае «грязной» кредитной истории автомобиля.
Однако полагаться на
местные конторы я бы не стал: к примеру, были в Челябинске случаи, когда
залоговой оказывалась машина, прошедшая через несколько салонов TradeIn, хотя некоторые из них
вроде бы проверяют машину на юридическую чистоту. Но они, как и сами клиенты,
проверить что-либо на 100% просто не в состоянии, и единственный цивилизованный
способ в случае проблем расплатиться с последним клиентом, а потом уже
взыскивать ущерб с мошенников. Не уверен, что среднекалиберные автосалоны готовы
к такому бескорыстию.
ТТТ, никогда с таким не сталкивался лично, а мошть они просто попадали в % тех, про которых я говорю "не нравится мне этот гусь". То есть реально, шкурой чувствуешь неладное. Вот реально, даже не объяснить, как ЭТО происходит. Просто отторжение во всем к покупашке. Думаю Сиплый с Партизаном смогут понять о чем я.
Но вот Серегину историю послушал бы с удовольствием.
ПыСы - кстати, повторюсь, на авточеле была статья про этот ААА, и точно помню, что в Че планировали открывать офис. Вот Дядя Артем пробил бы эту инфу по своим журналистким каналам. ))) Ато чет как то в МСК тащится, лень будет, када придет время.
Да, наверняка продавцы таких машин весьма примечательные типы, хотя могут быть и исключения. Чуйка важна, но не у всех она есть, а научиться ей, наверное, нельзя. Кто-то за версту чует наколку, кто-то на простейший развод ведется )) Тем более, нравится машина, а что владелец какой-то хитроватый... ну, мож родился таким.
Просто хитроватость владельца не всегда является признаком залогового авто ))))) И можно приобрести машину у девочки с бантиками, которая сама купила залоговый авто у мошенника, ничего не подозревая. Так что фейс-контроль - не панацея, к сожалению
Слава аллаху, не сталкивался с таким. При приобретении действительно нереально узнать, не находится ли авто в залоге, только если по всем банкам страны запрос отправить (всего-то тысяча с небольшим писем ) А при предъявлении претензий кем-то, тем же банком, разбирать нафик и на запчасти продавать. И пошли все лесом. И ведь почему-то есть возможность наложения запрета в ГИБДД на регистрационные действия с авто? В чем проблема-то? Значица, так это надобно, всегда это говорил и говорю.
Лет 8 назад, у одного знакомого приключилось нечто подобное. Только там не машина была в залоге, а у погибшего в аварии продавца машины остались долги в банке, и долговая расписка одному из "авторитетных" бизнесменов. Машина была продана по генеральной доверенности. Покупатель, он же мой знакомый, хорошо знал продавца, но сам имел проблемы с законом, и не хотел официально обзаводиться движимым или не движимым имуществом, и настоял на покупке через доверенность. После смерти продавца автомобиля, его долги легли на жену, которая захотела отжать эту машину, что-бы хоть частично погасить долги. У неё ничего не получилось, машину ей не вернули, но нервов она всем участникам этой истории вымотала будь здоров.
Будет время -нацарапаю я вам поучительный рассказ "от и до" Просто ооочень большой и несколько дней писать надо.
Про ААА: во-первых они вроде имеют определённый критерии покупки авто типа не более 2х владельцев, сервисная книжка, оригинал ПТС и т.п. и плюс какой-то их личный канал проверки... ХЗ. Но главное, себя вписывают в ПТС последним владельце намеренно для того, чтобы "если вдруг что их система дала сбой", то все проблемы покупатель именно с ними решал (плюс в договоре пишут то же). Ну и это не наша местная ОООшка или ИПшка с которыми как раз я дело имел. А крупное юр.лицо с десятками салонов по Европе (вроде вообще крупнейшая сеть-продавец поддержанных машин в Европе) - т.е. если вдруг суд, то и тут проблем нет. А вот с ИПшкой её ещё поискать надо - у меня один уже возврат средств через приставов занял 9 месяцев при том что судебный процесс 6 месяцев
Мне кажется, справедливее было бы придерживаться принципа: купил - значит твоя. А вот банки пусть бы и бодались со своими клиентами, которые, нарушив закон, продали фактически не принадлежащее им имущество. Тогда у банков была бы чуйка на всяких прощелыг и скрупулезное ведение документации, потому что в случае чего - они и будут крайними.
Ну тогда простенький закончик, что все вопросы по залоговому имуществу несёт залогодержатель - и всего делов то. Тогда и банкам резон быть начеку и не допускать махинаций, на рынке порядок и спокойствие, и потребитель защищён поскольку любой банк не сошка и кроме того имеет нехилый уставный капитал и с возвратом долгов по залоговому имуществу нет проблем. А дальше уже банки пусть со своими клиентами разбираются в регрессивном порядке.
Полностью поддерживаю. В конце концов, они делят вину с мошенниками в таких случаях. Тем паче банки располагают о своем клиенте подробнейшей информацией, так что найти его на порядок проще, чем последнему покупателю, который имеет лишь паспортные данные. А банки могут всех родственников переписать, если нужно.
Кот малость уточнит, что банки располагают только той инфой, которой делится с ними клиент. И то что клиент обязан уведомлять о изменениях - енто ему до лампочки. Так что по сути имеется тот же паспорт
Банк вправе отказать в кредите, если клиент не сообщил энное количество информации. Я не знаю, как по автокредиту, но с ипотекой дела весьма строго обстоят, звонят на работу, выспрашивают все о твоем благосостоянии, стаже и репутации, а потом еще заставляют раз в год ходить со всякими справками. Один раз пытался не придти - пригрозили какими-то карами.
Если банк заинтересован в том, чтобы клиент не потерялся, потеряться будет сложнее. А жулик, который воду мутит, просто не получит кредита.
Реалии нашей жизни таковы, что если оценивать клиентов серьезно, то кредитовать будет просто некого. Ибо никто не знает, потеряет клиент источник дохода (источник средств для погашения кредита) завтра или нет, потеряется сам или нет. И не надо ждать чудес, банк располагает о клиенте ровно тем количеством информации, которое ему нужно для оценки того, вернет клиент кредит или нет. И банк заинтересован только в том, чтобы кредит вернулся, при этом процент невозврата в виде вероятности изначально закладывается в размер маржи, поэтому если "клиент потерялся" - банк получит свой гешефт с добросовестных клиентов. Так что банкам по-барабану, существующий дурной механизм сохранности обеспечения кредитов вполне отбивается повышенными процентными ставками.
Кстати Кота вот очень пугает рынок вторичных авто именно ентой причиной. И лучше Кот будет ездить даже на Гранте, но новой, чем на ино заложеной. А то потом ни ино ни денег
Я вот еще о чем вспомнил. Есть же еще конторы, в том числе в Ч, которые из за бугра таскают авто на заказ. США, Еуропа, Япония и т.д. Как там дела обстоят, кто в курсе? Как оформляют и т.д. Из плюсов - машинка не беганая по дорогам РФ. Из минусов, подозреваю ценник повыше будет. Но если с ЮЧ (юридической чистотой) все нормально, то наценка считаю вполне оправдана.
Эд, ну если уж "пацаны" понимают выдачу денег под залог и получение процентов то и пруля они "поймут" легко. Деньги не пахнут и нашим банкирам глубоко наплевать с чего и как получать и что про них подумают.
2 апреля 2012 года Президент внес в Государственную Думу проект поправок в Гражданский кодекс Возмездное приобретение предмета залога лицом, которое не знало и не должно было знать о залоге, будет считаться добросовестным приобретением предмета залога, в таком случае залог будет прекращаться.