Geely X60 - прямой конкурент Renault Duster
С вероятностью 10% в течение следующих 10 лет вы станете
владельцем китайского автомобиля. Китайцы освоились в
России и перешли к более активным действиям.
2012 год стал успешным: продано более 77 тысяч
чайномобилей. До грандов авторынка еще далеко, но показательно другое: из
несметного многообразия китайских марок выделились четыре лидера, и все четверо
демонстрируют продажи на уровне Volvo,
Mercedes-Benz и
Subaru
(15-20 тысяч автомобилей в год).
Китайские авто - что птица Феникс: казалось,
сгорели в пожарище мирового кризиса, истлели от крэш-тестов и скандалов с
качеством, ан нет – после короткого периода забвения (2009-2010) продажи снова
рванули вверх.
Продажи китайских автомобилей в России в 2006-2012 годах
Вообще, ситуация интересная. К примеру, те марки, с которыми
китайцы заходят на наш рынок, на родине примерно также популярны, как у нас
автомобили «Богдан». В 2012 году на местном рынке лидерство досталось вообще Ford Focus, сильны позиции
местного GM и VW,
а лучший чистопородный «китаец» в списке находится аж на 14 месте — это Emgrand EС7 (тестировали его летом). Относительно
популярный у нас Chery Tiggo
— на 37-ом месте, Lifan Solano
(Lifan
620) — на 89-ом, кроссовер Lifan X60 — на 119-ом.
ТОП-20 самых
популярных автомобилей в Китае по итогам 2012 года
Модель
|
Продажи
|
Ford Focus
|
296 360
|
Chevrolet Sail
|
279 740
|
Buick Excelle
|
277 071
|
VW Lavida
|
246 687
|
VW Jetta
|
242 528
|
VW Passat
|
233 321
|
Chevrolet Cruze
|
232 592
|
VW Bora
|
222 735
|
Hyundai Elantra Yuedong
|
213 974
|
Hyundai Verna
|
201 746
|
VW Sagitar
|
196 293
|
VW Magotan
|
173 667
|
Buick Excelle XT/GT
|
173 312
|
VW Tiguan
|
173 062
|
Honda CR-V
|
169 037
|
Toyota Corolla
|
151 887
|
Emgrand EC7
|
146 516
|
Toyota Camry
|
145 402
|
FAW Xiali N3/N5
|
144 462
|
Nissan Tiida
|
144 215
|
Этому есть объяснение: все "хорошие" машины вывозить из Китая попросту запрещено, и вот почему.
Китай – страна с огромным населением,
низкой автомобилизацией и громадными производственными амбициями. Поэтому любой
автоконцерн рассматривает Китай в качестве приоритетного рынка.
Законодательство, однако, обязывает мировых производителей выпускать машины на
территории страны, непременно в альянсе с китайским производителем, который
должен владеть более чем половиной акций предприятия. По сути, настоящий
китайский автопром – это четыре ничего не говорящие марки SAIC, Chang’an,
FAW, Dongfeng, которые выпускают автомобили
на паях с мировыми грандами. К примеру, концерн SAIC активно
дружит с VW и General Motors.
Китай ездит на «Фольксвагенах», «Ситроенах» и «Шевроле», выпущенных на
совместных предприятиях, одну половинку которого составляет какой-нибудь
китайский военный завод, а вторую – лидер мирового автопрома.
Volkswagen Lavida - типичная "полукровка". Он спроектирован китайским партнером SAIC на платформе Golf MK4
Но при этом мировые концерны стерегут свои интересы: если
разрешить китайцам экспортировать эти «полукровки» в развитые страны, рынки
захлебнуться, потому что Китай клепает машины в гигантских количествах. Китаю
разрешено экспортировать только автомобили местной разработки, причем серьезные
концерны активно следят за утечкой технологий.
В этом и суть пресловутого «китайского качества»: нам
достается продукция доморощенных китайских компаний с относительно короткой
историей и лишенных доступа к сверхтехнологиям того же Volkswagen. К примеру, популярная у нас
компания Chery
образовалась в 1997 году, автомобильное подразделение Lifan заработала в 2005 году, Geely хоть и начинала с
середины 80-х с автомобилей, всерьез углубилась в автотематику с 2002 года. Поэтому
посмеиваясь над ними, делайте скидку на возраст: ребенка ведь принято оценивать
по способности к развитию, а не только абсолютным показателям.
Так вот, успехи в России китайских марок объясняются не
только их лихостью. Посмотрите, насколько улучшился дизайн моделей: Chery M11 я бы поставил 4+, а Lifan X60 и вовсе смотрится
солидно, как Volvo. Chery M11 рисовали итальянцы из Pininfarina
Подтянулись «китайцы» и в других аспектах: так, если раньше
ахиллесовой пятой была безопасность, в
прошлом году Emgrand EC7 набрал
аж 4 звезды в тесте EuroNCAP. Само собой, о реальной безопасности это говорит лишь косвенно, но как минимум
помогает изменить имидж. Они пусть
неровно, но прогрессируют.
Это вовсе не значит, что я рекомендую присмотреться к
китайским машинам. Пока – нет. Основным мотиватором к покупке остается
соотношение цены и комплектации: например, гольф-классник Chery M11 за 490 тысяч рублей (без
учета новогодних скидок) имеет АБС, 2 подушки, кондиционер, электропакет и т.
д. Emgrand EC7 - первый "китаец", обнадеживший специалистов EuroNCAP
Но тем, кто позарился на цену, стоит взглянуть объявления о
продаже: в списке три Chery M11 в
возрасте 2 лет, за которые просят 350, 360 и 430 тысяч рублей, да еще с
пометкой «Торг». Для сравнения, двухлетний Renault Logan 1.6 с кондиционером
при начальной цене в районе 450 тысяч рублей на вторичном рынке стоит примерно
от 400 тысяч.
Но это пока. Учтите, что китайские марки обладают
колоссальным производственным потенциалом – к примеру, Chery в хорошие годы производит по 700
тысяч автомобилей, то есть крупнее нашего гиганта АвтоВАЗа. А Chery – седьмой производитель Китая.
При этом китайцы достаточно беспринципны, чтобы наплевать на
все каноны автопрома и идти к победе напролом: скопировать чужую модель,
заказать дизайн крутому ателье, отправить инженеров на стажировку в Европу –
для них все средства хороши. Частные китайские производители похожи на
провинциала, который приехал покорять Москву, и в отличие от столичного чистоплюя,
не знает слова «Невозможно». Пока чистоплюй сетует на объективные трудности,
бравый китайский оппортунист танцует в стрип-клубах и заводит нужные
знакомства.
Перед независимыми китайскими производителями стоит
сверхсложная задача – быстро влезть на высокотехнологичный рынок, где есть
авторитеты со столетней историей. Они выбрали стратегию, которую я бы назвал
«панический захват технологий», когда компания пытается с первого раза
прорваться в высшую лигу. Они не увлекаются чахотками с ценником 3 тысячи
долларов, они производят машины с АБС, подушками безопасности, электронным
впрыском и трансформируемым салоном, пытаясь при этом демпинговать. Само собой,
это накладывает отпечаток, но в глобальном смысле – это просто проблемы
роста.
Примерно соотношение автопроизводственных мощностей России и Китая
Есть и другой аспект. Вся китайская мощь оставалась
незамеченной в России, просто потому, что слон-Китай не больно-то интересовался
нашей Моськой – больно куцый у нас рынок, слишком сильна конкуренция. Китай был
озабочен удовлетворением внутреннего спроса. Если Renault без России загнется, то Geely - нет.
Все те призрачные марки из конца таблицы появились в России
по инициативе местных дельцов, которым очень хотелось вклиниться в автобизнес,
и которым серьезные марки дали отлуп. Китайцы были лояльнее: хочешь торговать
какой-нибудь «Тяньмой» - торгуй на здоровье. Хоть с открытой площадки, хоть по
Интернету – никакой заботы о репутации, никакого фирменного стиля. Такие
«дилерства» открывались и закрывались, создавая впечатление полного хаоса.
Одна из мимолетных китайских марок - Hafei и его симпатичный Brio
Теперь все чаще инициативу проявляется китайская сторона,
приходя в Россию по обычной схеме со своим импортером, фирменным стилем,
требованиями к дилерам.
Многие китайские машины производятся в России, например,
здесь делают все «Лифаны». Импортером стала компания «Лифан Мотор Рус», дочка
китайского производителя, которой управляют китайские специалисты. Это
радикально отличается от прежнего подхода, когда наши бизнесмены летали в Китай
на выставку и возвращались с планами продавать очередной подозрительный пикап.
Я не думаю, что в обозримом будущем китайским производителям
будет по силам побороться за лидерство в каком бы то ни было сегменте. Но вот
занять, скажем, 10% рынка – вполне (сейчас 2,3%). Китай копит производственный
и инженерный потенциал, и рано или поздно их амбиции и их возможности
пересекутся.
Продажи всех китайских
марок в России в 2006-2012 годах
Продажи/прирост
|
Марка
|
Год
|
|
2012
|
2011
|
2010
|
2009
|
2008
|
2007
|
2006
|
Lifan
|
20 544
|
17 910
|
7700
|
2673
|
4755
|
300
|
-
|
+15%
|
+133%
|
+188%
|
-44%
|
+1485%
|
-
|
-
|
Chery
|
19 004
|
7278
|
8909
|
4914
|
15728
|
37120
|
12242
|
+161%
|
-18%
|
+81%
|
-69%
|
-58%
|
+203%
|
+2472%
|
Geely
|
17 566
|
6060
|
1944
|
7681
|
5808
|
3721
|
-
|
+190%
|
+212%
|
-75%
|
+32%
|
+56%
|
-
|
-
|
Great Wall
|
14 373
|
6777
|
3673
|
2490
|
8324
|
6238
|
4788
|
+112%
|
+86%
|
+46
|
-70%
|
+33%
|
+30%
|
+28%
|
BYD
|
2630
|
2007
|
77
|
1001
|
5341
|
2566
|
1694
|
+31%
|
+2506%
|
-92%
|
-81%
|
+108%
|
+51%
|
+1014%
|
BAW
|
1845
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Haima
|
591
|
3114
|
60
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-81%
|
+5090%
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
FAW
|
560
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
930
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+574%
|
Foton
|
141
|
134
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+5%
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Landwind
|
-
|
-
|
-
|
-
|
99
|
118
|
-
|
-
|
|
|
|
-16%
|
-
|
-
|
Changfeng
|
|
-
|
-
|
-
|
73
|
190
|
-
|
|
|
|
|
-61%
|
-
|
-
|
JMC
|
|
-
|
-
|
-
|
54
|
72
|
-
|
|
|
|
|
-25%
|
|
|
Shuanghuan
|
|
-
|
-
|
-
|
17
|
84
|
-
|
|
|
|
|
-80%
|
-
|
-
|
Brilliance
|
|
-
|
-
|
-
|
840
|
339
|
-
|
|
|
|
|
+148%
|
-
|
-
|
Hafei
|
|
-
|
-
|
-
|
512
|
2246
|
1253
|
|
|
|
|
-77%
|
+79%
|
-
|
ZX Auto
|
|
-
|
-
|
-
|
904
|
1303
|
-
|
|
|
|
|
-30%
|
|
|
Dadi
|
-
|
-
|
-
|
-
|
122
|
1097
|
246
|
|
|
|
|
-89%
|
+346%
|
-
|
Tianma
Tianye
|
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
210
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
77 254
|
43 280
|
22 363
|
18 759
|
42 577
|
55 394
|
21 363
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|