Главная » 2010»Май»28 » Радикальный способ повысить безопасность
12:55
Радикальный способ повысить безопасность
В подробной статистике аварийности есть один поразительный факт: столь распространенное и опасное нарушение, как
превышение разрешенной скорости, обеспечивает лишь 2% всех ДТП с пострадавшими.
А 24% приходится на «несоответствие скорости конкретным условиям движения» - и
это самое фатальное нарушение. Понимаете, о чем я? Многие аварии происходят не
потому, что кто-то не соблюдал знаки, а потому, что водителям не хватает мозгов
и опыта выбрать безопасную скорость. И не только – иногда речь о безопасной
траектории, иногда – о безопасной дистанции. Я, собственно, вот к чему клоню.
Редкое ДТП случается в силу рокового стечения обстоятельств,
и в основе большинства аварий лежит человеческий фактор. Неопытность, невнимательность
и амбиции – вот мой рейтинг основных причин ДТП.
Если бы государство хотело найти свой, российский путь
повышения безопасности, то оно не боролось бы с исчезающими промилле, а обратило
внимание на корень зла.
Мой рецепт таков – ввести государственную программу контраварийной
подготовки водителей. Но как заставить россиян платить деньги за повышение
водительской квалификации? Рычагов много – от банальных финансовых стимулов,
вроде отмены транспортного налога, до креативных. К примеру, разрешить
водителям, получившим определенную квалификацию, ездить быстрее (скажем, +20
км/час от установленного лимита). А также выдавать им номера с отличиями или
наклейки, чтобы машину было заметно – это должно быть куда престижнее, чем бессмысленные "красивые"номера. Для молодежи лучшей мотивации не придумаешь.
А теперь о самих курсах. Естественно, они должны развивать
водительские рефлексы и умение выкручиваться из аварийных ситуаций.
Экстренное торможение, объезд внезапного препятствия, подавление
заноса, особенности езды с ESP
и так далее. Те, кто никогда не ездил «в экстриме», зачастую и не представляют,
из каких безнадежных положений можно вытащить автомобиль, если владеть
специальными приемами.
Но это не самое важно. Второе, что получит водитель на курсах – это ощущение опасности. Представьте упражнение, где вы едете сквозь
шеренгу непрозрачных заграждений, и время от времени вам под колеса выскакивают
надувные манекены. От иных увернуться крайне сложно – нужно быть 100-процентно
собранным и внимательным. Подобные упражнения разовьют в водителе «подозрительность»,
умение предвидеть опасную ситуацию и осознавать последствия. После такого
стресса он уже не сможет пролететь на полном газу мимо стоящего автобуса –
перед глазами будет стоять сдутый манекен, распластанный на стекле учебной
машины.
Третье – это ощущение скорости. Многие любители повышивать
по рядам и прохватить на зеленую волну с
превышением делают это ради адреналина, ощущения полета, легкости, которая
ассоциируется со скоростью. Так вот, нужно дать людям, особенно молодым,
выпустить пар. Чем запрещать, лучше разрешить - показать базовые автоспортивные приемы, выпустить на закрытую трассу и
дать им возможность укататься до такой степени, чтобы у них либо появилось
серьезное желание заняться автоспортом, либо аллергия на скорость. Те, кто
ездил быстро только на дорогах общего пользования, понятия не имеют, что такое
подлинный автоспортивный экстрим, от которого ты не можешь унять дрожь в коленях еще час после заездов. Ей богу, занятие
не для каждого, но чтобы понять – нужно гонять.
Наконец четвертое – это ощущение последствий. Можно свозить в морг и показать жертву аварии до пластической хирургии. Но это,
пожалуй, не каждый выдержит. Можно придумать установку для легких крэш-тестов
на детской скорости (5 км/час) – это будет отличным «тормозом» для тех, кто
уверен, что куча подушек и ремни спасут от всего, даже от боли. Впрочем, даже банальные вылеты во время тренировок станут для кого-то намеком, какие последствия могут быть в реальной жизни.
В общем, главная цель этих курсов – научить водителей ездить
целесообразно. Перебесившись, раздавив с полсотни фишек, стерев руки до мозолей
и поняв цену ошибки, они уже не захотят полагаться на авось. У них разовьется
интуиция и бережное отношение к технике, себе и окружающим. А если аварийная
ситуация произойдет не по их вине – у них будет больше шансов с ней справится.
согласен это огромный труд нарушать в городе (если че я не стебусь)
мечтаю о кольце в окресностях челябинска :) готов ехать километров 300 до него на викенд :) читал про нюрбургринг :) с непривычки говорят 3 круга и вываливаешься из авто весь в поту и обессиленный:) разбиваются там на каждом кругу об отбойники или еще как :) мечты мечты :)
Артем все грамотно изложил. Мыль рабочая. Одно замечание. Насчет причиности аварий. Суди сам, человек попадает в ДТП, ему первый вопрос - с какой скоростью ехал. естественно он всеми правдами и неправдами доказывает, что ехал с разрешенной. Отсюда и статистика. Тогда и пишут, что с разрешеной, но не соотв. условиям. А какая на самом деле? С нашими "экспертами" трасологами и прочими установить точно не удается.
мда, я спсвенно по теме статьи говорю. автор нигде про профессиональное гоночное кольцо не говорил. для его идеи вполне пойдет площадка аля КС, даже безопаснее чем трасса. шо касамо трассы, то всяко дешевле построить три замкнутых км чем допустим 6 полосную магистраль длиной тысячи км, так что в масштабах гос-ва мона и по трассе в городах миллионниках сделать. а на курсы люди из других городов могут приезжать, я бы в екат или самару съездил радь такой темы, а если еще 20 км-ч к лимиту добавят смысл есть
Агаугу и снова здраствуйте! "Чем запрещать, лучше разрешить - показать базовые автоспортивные приемы, выпустить на закрытую трассу и дать им возможность укататься до такой степени, чтобы у них либо появилось серьезное желание заняться автоспортом, либо аллергия на скорость. Те, кто ездил быстро только на дорогах общего пользования, понятия не имеют, что такое подлинный автоспортивный экстрим, от которого ты не можешь унять дрожь в коленях еще час после заездов. Ей богу, занятие не для каждого, но чтобы понять – нужно гонять. " че толку от вашей площадки на КС?
мда, ну меня прямо веселит..."выпустить на закрытую трассу". почему нельзя обозначить конусами (краской, ленточками) трассу прямо на большой парковке? что касается "высоких технологий" то я думаю для таких целей достаточно обычного асфальта. молодежка сколько лет уже не ремонтируется и все равно еще пригодна даже для гонок
бля обычный асфальт положили на "трассе 74" прошло несколько лет и все на ней нереально даже по прямой ехать одни прыжки. узнаете разницу между коцом для авто и картодромами типа молодежный пишите!
Артем технично обходит щекотливую тему опосредованного ДТП. То есть когда гончак технично и шустро перестраивается и вроде-бы отслеживает всю ситуацию на дороге, ан нет, находится какой нибудь негонщик, который шарахнется в сторону и соберет пару тройку машин на встречке. Гончак уехал, он герой, красавец и победитель, а вот спровоцированная им авария осталась и виноват в ней - он. Артем, как рекомендуешь бороться с такими делами? Далеко не все люди любят гонять, тем более рисковать жизнью. Лозунг "кто не рискует, то не пьет шампанского" - для недалеких - зачастую тот, кто рискует не пьет ничего, а кушает кашку через трубочку. Да и про злоупотребления технично забыл - номер с отличиями это примерно как мигалка на кумпол - русскому Ваньке этого давать нельзя - моментом зарвется.
Вместе с ростом навыков контраварийной езды растёт и нездоровая самоуверенность. Ощущение безопасной скорости бывает весьма обманчиво, и техническая подготовка - не панацея. Если идиота обучить быстрой езде, он медленно ездить не начнёт.
Мечты же об аналоге Северной Петли в пределах области - это утопия. Площадка перед КС погоды не сделает - или вы собираетесь при обучении ограничиться скоростью 40 км/ч? На тесной площадке при активном маневрировании обычный корч сильнее не разгонится.
Проходимец, основная идея таких курсов - не в том, чтобы научить ездить быстро, а в том, чтобы отбить обывательское желание делать это. Попробовав поездить в экстриме, причем в реальном, от которого колени трясутся, человек уже подумает, стоит ли вышивать в городе. Он увидит цену ошибки - на автодроме это будут расколотые бампера, но и это неприятно. Я хорошо помню, как после покатушек с Игнатовым мне резко расхотелось гонять в городе, потому что все это показалось как-то по-детски, наивно. Кстати, хорошая мера - постепенное повышение статуса (и номера) при безаварийной езде. То есть если выпускник курсов в течение года ездит без ДТП, его статус растет, что учитывается в том числе страховыми компаниями.
Артём, 90% обывателей никогда не поймут, что такое настоящий автоспорт, и насколько глупо на его фоне гонять по городу. Когда-то давненько с большим трудом затащил знакомых гоночников в картинг на Шадринской, и что? Они почувствовали себя кончеными лохами и поняли, что настоящие гонки - это тяжёлый и весьма специфичный труд. Продолжают гонять по городу, поскольку таким образом самоутверждаться намного проще и приятнее.
Paragon, ну... зачем же сразу лохами. Пусть человек чему-то научится, просто он будет четче представлять, что находится за гранью. Молодежи нужно выпускать пар - это факт. Когда я купил тазик, то на второй день своего водительского стажа стал проверять его максимальную скорость (к счастью, больше 120 не выжал), что сейчас представляется мне идиотизмом. И лишь потом, улетев несколько раз на молодежке, я стал более менее представлять, насколько "злобной" может быть машина, если а) ты слишком оптимистичен б) не имеешь навыков
Артём, про лохов я нисколько не сгустил краски. Парни были непоколебимо уверены в своих гоночных талантах, и уступили мне больше 5 секунд на 400-метровом кольце, при том что вешу я килограмм на 30 больше каждого из них. Для них это был сильный удар по самолюбию, и они стараются об этом не вспоминать. Желания переключить своё гоночное рвение в цивилизованное русло у них не возникло, и я считаю сей факт показательным.
Цель таких гоночников при "гонках" по городу - самоутверждение, получение удовольствия от опережения ползущих рядом. Не подумайте, что все плохие, один я дартаньян - в себе регулярно замечаю аналогичные позывы, и стараюсь с ними бороться.
Предлагаемая Вами инициатива, безусловно, даст эффект - немногие потенциально здравомыслящие водители станут ездить аккуратнее. Но этот эффект будет мизерным на фоне колоссальных затрат, требуемых на реализацию идей.
Хм... В общем-то, я не делал акцента на спортивной езде, больше - на контраварии. Мне кажется, здесь вы немного подменяете понятия. Как элемент можно добавить и спортивные приемы, но лишь для ознакомления и демонстрации всей опасности скорости.
Я не думаю, что низкий уровень подготовки нынешних водителей - залог нашего спокойствия.
Приведу аналогию - допустим, разрешили продавать огнестрельное оружие. Но, чтобы никто им толком не умел пользоваться, не сделали достаточного количества тиров и не объяснили, в чем тонкости его эксплуатации. Стало ли оно от этого безопаснее?
Раз уж появилась параллель с огнестрельным оружием, первая мысль - показать пальцем на США. Я сильно сомневаюсь, что все обладатели разнообразных пукалок (а их там много!) прошли доскональное обучение по стрельбе в метель, обслуживанию ружей в условиях пылевых бурь, и т.д. Большинство обываетелей пользуются оружием один-два раза в жизни, и если и проходят какую-то тренировку, то это стрельба по пустым бутылкам на заднем дворе. По собственной инициативе. Какие-то обязательные процедуры перед получением разрешения на оружие проходятся, но они довольно тривиальны.
Безопасность эксплуатации определяется не централизованными курсами углублённого обучения из-под палки, а общей культурой общества, которую на курсах не привьёшь.
Все дело в мотивации. Даже если стоимость будет порядка 10 тысяч, это не такие уж непосильные деньги при правильной подаче. Люди платят 30-40 тысяч за буквы на номерном знаке. Разумеется, нюансов много и я не говорю, что программа простая. Реализовать ее, пожалуй, может только государство, причем, не по принципу "а давайте", а четко разобравшись в проблеме, изучив опыт других стран и так далее. Я обозначил просто направление поиска, а нюансов много.
Прочитал интересную дискуссию. Я считаю что люди готовы платить, но за определенные привелегии. Самый разумный путь для государства - это договорится со страховщиками о снижении тарифов для людей, закончивших эту автошколу. На Западе ряд страховых компаний учитывает наличие у водителя подобного опыта.
Артём, Вы же вроде взрослый человек. Ваша идея требует прорву денег даже для обычной реализации, а где же взять деньги на рентабельность для принимающих решения чиновников? Требуемых миллиардов и так не найти, а тут необходимая сумма умножается минимум на 3
Ну... я и не думаю, что это произойдет. Опять же, глупо мыслить только на уровне наших чиновников. Иногда хочется полета мысли. Я думаю, экономических проблем как таковых нет: есть политические моменты. Миллиарды, зарытые в АвтоВАЗ, миллиарды, не дошедшие до строительства дорог - деньги бы нашлись, но нужна правильная мотивация власти. А это уже неисчерпаемая тема за рамками этого блога )))
По крайней мере идея Краснова бьет в самый центр проблемы российского автомобилизма, поскольку каждый раз возвращаясь из других стран я поражаюсь, насколько неумело у нас люди водят машину. Даже руль перехватывают по деревенски, как будто телку доят. Руссо туристо оказавшись за рулем в западной стране обычно оставляет жалкое впечатление поскольку просто не готов к безостановочному ритму их движения.
Александр, руссо туристо скорее не готов к тому, что там нормально быть корректным. Нормально крутить головой отслеживая мертвые зоны, нормально двигаться в оптимальном ряду, нормально пропускать пешиков, нормально парковаться за три квартала, если парковочные места заняты. И никакой контраварийной подготовки там по моему не проходят - там с учат водить со школы, долго, уважают окружающих с детства, плюс неотвратимость наказания имеет место быть - вот тебе и средство для безаварийной езды. Все-таки статистика - великая сила - главная причина аварий и травм на дороге - несоблюдение ПДД и в частности несоблюдение скоростного ограничения. Но нам же в падлу соблюдать ПДД, так ведь?
проходимец ты че уловил некий тайный смысл первого абзаца? в нем написано совершенно противаположное уверен ты ездишь за рулем порядка 20 лет и считаешь себя богом! и думаешь что лосиный тест для объезда лосей!
мда, нет, я езжу немного меньше чем 20 лет и не считаю себя богом. "Те, кто никогда не ездил «в экстриме», зачастую и не представляют, из каких безнадежных положений можно вытащить автомобиль, если владеть специальными приемами." - вот основная контрмысль этой статьи, но ее никто не замечает - все зациклены на том как бы скорее и красивее доехать их точки А в точку Зю. Не нужно ездить "в экстриме" и не будет надобности в "специальных приемах". Все довольно просто. А если хочется погонять - есть много возможностей сделать это безопасно для остальных участников движения.
Всё же я больше ближе к мысли Проходимца. А дело то вот в чём: чем больше опыта, тем все больше вещей ставиш под сомнение. Вот и с контраварийной подготовкой не всё так однозначно. Ведь что это такое "контраварийная подготовка" - это набор определённых навыков при определённых услових. И вся загвоздка именно в этих самых условиях. Имея эти навыки, человек подсознательно будет стремится проверить наличие онных. А как это от может сделать? Именно. Создать тут самую аварийную ситуацию, чтобы с четью из неё выйти и подтвердить самому себе, что он приобрёл эти контраварийные навыки. Тот что у любого человека будет такое подсознательное желание - это факт. Другое дело, что многи с этим желание справятся, а единицы нет. Поэтому я против любого фактора или катализатора внештатной ситуации, пусть эти факторы и из серии "палка на стене", но эта "палка" всё равно когда-нибудь выстрелить. Я всеми руками "за" специальные трассы для гонок любых желающих, но я против того, чтобы бороться со следствием, а не с причиной. Причина всех аварий отнюдь не в наличии контраварийных навыков, а в банальном бескультурии, неуважении других участников движения и не соблюдении ПДД. Если речь про Европу, то безопасность там на дорогах достигается совсем нет навыками езды в предельных ситуациях (а этих навыков у подавляющего большенства нет), а в тотальном соблюдении ПДД и уважению к другим участникам движения и законам. Я против контраварийной подготовки, тем более выделения более "крутых" над другими. Я за банальное соблюдение ВСЕХ правил ПДД.
Проходимец Вы действительно верите, что ПДД - это священная мантра, повторение которой автоматически даёт гарантии отсутствия ДТП? Вы не в курсе, что и на 60 км/ч можно убиться? Или Вы считаете, что п. 10.1 ПДД следует расшифровать более подробно - в зависимости от освещённости, наличия осадков, состояния дорожного покрытия, интенсивности движения, физического состояния водителя, и т.д., и т.п., чтобы исключить субъективную неоднозначность в трактовке Правил? Сделать нечто вроде корректировочных таблиц у артиллеристов, в которых воедино сведены все влияющие факторы? Нет ощущения, что формальное соблюдение формальных требований не является ни достаточным, ни необходимым условием безаварийной езды?
И совершенно глупый вопрос - Вы уверены, что сами не допускаете ни малейших нарушений ПДД? Если нужно перейти дорогу, делаете крюк в 300 метров до ближайшего перекрёстка, даже если дорога в полторы полосы, просматривается далеко в обе стороны, и абсолютно пустая? Открыв двери гаража и сев в машину, пристёгиваетесь ремнём, чтобы заехать в гараж? При желании список можно продолжить.
и снова привет! как же умиляют пенсионеры за рулем которые считают что исключительно тошнотворная езда по городу способна огородить от аварии :)))))) очень похоже на пенсионерские нравоучения :))))) вот вы все дураки вам нельзя учится новому за рулем веть одни дебилы все будут быстрее и быстрее гонять :))))) ржака!!!!!! у вас параноя что вакруг одни дураки :))))))) а вы дартаньяны
Ну, я смотрю тема вызвала дебаты )) Проходимец, я абсолютно с вами согласен насчет того, что безопасная езда предполагает избегание аварийных ситуаций, а не выпутывание из них. И все же они случаются. И там, где один тупо проскользит по прямой в растерявшегося ребенка, выкрутив руль и тормозя до талого, другой сумеет увернуться. Стоит оно того, чтобы потратить несколько дней на тренировку или нет - каждый решит для себя. O'DIN, мне кажется, у нас разная трактовка термина "контраварийная подготовка". Она включает спецприемы, о которых мы только что говорили с Проходимцем, но большая ее часть направлена все-таки на умение предвидеть и избегать аварийные ситуации в принципе. Посмотрите, с чего начинается основной текст - умение выбирать скорость сообразно условиям движения уже может сократить до четверти аварий (ну пусть не четверть, а 15%). Аварий, в которых кто-то оказывается в больничке. Чебурашка, все правильно - идея моя утопическая. То бишь ждать что в каждом городе да за бесплатно - нифига.
Paragon, мда, судя по вашим комментам все развитые страны населены старыми пердунами - ведь там ограничения в городах 50кмч, да и на трассах как правило не больше сотни можно ехать. И ведь как правило все соблюдают. Как нибудь, на досуге просмотрите и сравните статистику аварий и смертности на дорогах у нас и у них.
Артем, по-моему идея не утопическая в принципе. Но в таком объеме - точно не нужна. В данном случае не плохо бы подсмотреть опыт других стран, где начинают учить вождению со старших классов и методично, доходчиво и настойчиво вбивают навыки вождения и Правила. Что характерно, судя по отзывам эмигрантов, нашим водителям даже со стажем сдать на тамошние права с первого раза как правило не удается, хотя никаких контраварийных экспериментов на экзамене там никто не проводит - по моему это показатель качества нашего обучения.
Нужно сначала изучить статистику и понять кто больше аварий приносит новички или гонщики. Новички если и бьются то легко, а гонщики сразу в салат. Имхо нужно лимиты 30 сделать и лишение прав за превышение тогда будет безопасно. В городе быстрее и непоедешь
При лимитах 30 смысл в личном автомобиле полностью отпадает. Логичнее просто запретить автомобили в принципе - куча проблем исчезнет. Будем ездить на велосипедах, благо среди велосипедистов аварийность пока ниже.
Артём, если отбросить интерпритации и трактовки, тогда все дебаты сводятся не к дополнительному образованию (контраварийная поготовка), а к качественному первоначальному образованию (автошкола). Ведь выбор необходимой скорости взависимости от дорожных условий - это один из рядовых пунктов ПДД. Государсвту следует усилить контроль за качеством обучения (в том числе строительство специализированных автодромов), а не за качеством сдачи экзаменов.
Paragon , я не говорю, что в Европе совсем не нарушают, я говорю про то, что там нарушают гораздо меньше - отморозки и безответственные люди есть везде, разница только в их концентрации.
Аз, может просто плотное психологическое тестирование до получения прав, 50 кмч в городе и неотвратимые наказания для всех вплоть до конфискации транспортного средства? А для остужения горячих голов - супер-акция - ДТП с умеренным ущербом(тыр на 50-60), но с восстановлением из собственного кармана, без СК.
бля проходимец я с вас хуею вы скажите параметры горячей головы как определить человек беспредельщик или отвлекся? или чо будем проводить опрос среди неадекватов на ваточеле какая мера наказания должна быть применина к виновнику? и с чего вы взяли что в европе нарушают меньше?