Не буду мучить вас лонгридами об истории машин 20-х. Просто несколько наблюдений после посещения музея ретрокаров, созданного в Челябинске бизнесменом Владимиром Спиридоновым.
Они похожи друг на друга еще больше, чем современные авто! Причем не только дизайнерски, но и технически. Кстати, две синие машины на заглавной фотке кажутся близкими родственниками, хотя не имеют отношения друг к другу: это Lorraine Dietrich и малоизвестный Michel Irat
Пежо, Ситроены. Попробуй, разберись...
А это Opel
Это машины с разных континентов и разных фирм, но похожи, как рестайлинги одной модели. Это подтверждает мою давнюю мысль, что особую одухотворенность старине придает тщательная селекция моделей, которые остаются в памяти потомков. Но выставка Спиридонова хороша тем, что здесь, фактически, нет фильтра по успешности или известности модели: рядом с нашумевшими марками стоят "ноу-неймы", о которых слышал не каждый историк . И все они похожи друг на друга, потому что в рамках одного времени вообще все похоже друг на друга.
Только этот Renault NN выглядит самобытно, как броневик. Он упоминается в стихотворении Маяковского "Ответ на будущие сплетни":
Не избежать мне
сплетни дрянной.
Ну что ж,
простите, пожалуйста,
что я
из Парижа
привёз "Рено",
а не духи,
и не галстук.
Забавный эффект: современные машины разных классов отличаются преимущественно в длину, поэтому с ростом класса машина добавляет элегантности и продолговатости форм. В старь же машины разных классов - словно масштабированная модель одной и той же, что видно на примере того же "Лорена" и "Ирата".
Или вот подвески: у всех машин зависимая передняя конструкция с балкой и рессорными упругими элементами, а фантазия дизайнеров в основном ограничена вопросами оформления рессор и их расположения: одна рессора поперечно для машин подешевле, и две продольно у "люксовых" вариантов. Тоже объяснимо: инженеры всегда работают в рамках технико-экономической реальности, выйти из которой можно только после технологического скачка, который снизит стоимость более мудреных конструкций.
Раньше поворотники были необязательными, зато симпатичными
Под капотами такой простор, что можно разместить еще одного пассажира. Никакого понятия об эффективной компоновке, зато удобно ремонтировать.
Эмблемы-убийцы
Даже не знал, что у "Опеля" был свой "бибендум". Нелепый жонглер радугой, видимо, не прижился.
Внутренняя отделка напоминает дома того времени
Это, кстати, не эмблема, а датчик температуры охлаждающей жидкости, который был тогда почти стандартом
Керосиновый фонарь хорош тем, что можно снять и оглядеться, куда заехал
А такой клаксон не помешал бы сейчас распугивать пробки. Звучит достойно
А вот признак классовой субординации. Господа ездят на диване, а для слуг ставят такую вот сидушку, хотя, по идее, лишнего места она не добавляет - сзади уже не сядешь. Но катать слуг на диване не по статусу
На Fiat 509 были уже металлические литые диски, что по меркам 1919 года, наверное, было очень круто
Вот так видел датчик-эмблему водитель
Тещино место под открытым небом. Представляю, сколько часов нужно отмываться после такого вояжа.
Чисто визуально мне больше всего понравился Citroen Torpedo. И цвет, как я люблю.
Винтажные часики украсили бы и современный "Мерс" или "Лексус"
Сейчас эмблема лучше
А вот еще один Ситроен с кожаной отделкой наружной части кузова. Машине 90 лет, а кожа жива.
Дерево до войны было вполне распространенным конструкционным материалом. Фактически, это прообраз нынешних композитов, только естественного происхождения.
Снизу любая машина того времени выглядит как Уазик.
Владимир Спиридонов акцентировался на 20-х, потому что любит "Золотого теленка". Гири, кстати, тоже из того времени, купленные у обычных людей по объявлениям.
Музей называется "В поисках "Антилопы Гну". Ее марка достоверно не известна - от "Лорен Дитриха" была только эмблема.
Культ Остапа
А вообще очень приятное впечатление оставил музей: и подборка машин интересная, и состояние весьма замечательное - многие на ходу. Находится в торговом комплексе "Маяк-2" по Троицкому. Вход условно-бесплатный.
|