Раньше я не понимал этого
спорта. Его главная интрига в том, какая
из двух машин быстрее одолеет четверть
мили по прямой. И вот этот комментарий
на vipautochel.ruв то время казался мне очень
справедливым:
«и в чём
смысл? даже
поворотов на трассе нет - дури под капот
насовали, на газульку надавить научиться
правильно много ума и мастерства не
надо».
А давайте мыслить по-другому. Допустим,
любой из нас может набрать на телефоне
текст смс-ки — тут тоже много ума не
надо. Но задавшись целью сделать
это быстрее всех в городе/стране/мире,
обнаружим много тонкостей. Будет
важна координация движения,
чувствительность клавиш, их
высота, наличие тактильных
меток... А может быть, улучшить результат
можно, изменив время задержки клавиши?
А может, сделать клавиши покрупнее? А
что если включить звуковые сигналы? А
если использовать безынерционные
клавиши-сенсоры? И чем ближе вы будете
приближаться к «скорости звука», тем
больше будет тонкостей, и в какой-то
момент важным окажется даже ваш рацион.
Выпил чашку кофе — снял 0,5% со времени.
Выпил две — добавил 3%. Скушал лишний
бутерброд — вообще срезался.
Так же и в дрэг-рейсинге: проехать
402 метра по прямой — задача для девочки.
Проехать их за 8 секунд — для спортсмена
с крепкими нервами.
Нам повезло: в Челябинске базируется
одна из самых успешных дрэговых команд
страны Kiwamaru Sport, недавно
установившая новый абсолютный рекорд
России — 8,38 секунды. За это время
автомобиль разгоняется до 263 км/час,
пиковое ускорение составляет 2,6g
или, в более понятных
величинах, 92 км/час за секунду. Разумеется,
среднее поменьше, но «сотня» за 1,9
секунды — это почти в два раза быстрее,
чем самый навороченный дорожный суперкар в
мире.
Мощность мотора более 1000
л.с., выпотрошенный до металла кузов
от Nissan Skyline GTR,
шины размером с двускатное колесо
«Газели»... Но на самом деле, задача
гораздо сложнее, чем поставить максимально
мощный мотор на самое легкое шасси с
самыми большими колесами.
Тонкостей тьма. С одними
шинами можно экспериментировать
месяцами. Какой тип резины выбрать,
давление, температуру?
Как повлияет на сцепление качество
асфальта (бетона), клея, температура
окружающего воздуха? Каждый из этих
факторов, быть может, влияет на итоговый
результат в пределах 0,1 секунды, но если
снять десятку тут и десятку там, получится
две десятки. А 0,2 секунды при скорости
260 км/час - это расстояние в 15 метров на
финише или три корпуса!
И так — по каждому пункту:
сцепление, двигатель, топливо, электроника,
каркас безопасности, аэродинамика,
шасси.
Шасси? Многие думают, что в
дрэг-рейсинге подвеска не важна —
машина-то едет по прямой. Да, но при этом
на нее действует колоссальная перегрузка,
сминающая заднюю подвеску и разгружающая
переднюю, а машина должна ехать именно
по прямой. И если неровности будут ее
дестабилизировать и вынудят пилота
активно работать рулем на скорости
200+ км/час, это в лучшем случае приведет
к потере времени, в худшем — к аварии.
Тормоза? За время замедления они получают
энергетический удар, достаточный, чтобы
превратить в расплав 6 кг чистого железа,
так что эффективное охлаждение —
отдельная задача. Тормозные парашюты,
кстати, используются не столько для
торможения, сколько для стабилизации
автомобиля в момент резкого замедления
— иначе разгруженные задние колеса
могут сорваться в занос.
Роль пилота, вопреки
расхожему мнению, очень велика. Да, его
работа длится секунд 15, но сколько он
успевает за это время. Это он выбирает
начальные обороты двигателя, это он
реагирует на стартовый светофор, играет
сцеплением в момент «запуска», определяет
оптимальные моменты переключения
передач, целится в финишный створ на
скорости хорошо за 200 км/час, тормозит. Когда речь
идет о тысячных секунды, значение имеет
все: бросил сцепление резче — пробуксовка,
передавил газ — пробуксовка, сделал
все слишком плавно - потерял в динамике.
Перегрузки в момент старта такие, что,
по словам пилотов, с непривычки темнеет
в глазах, и помимо мастерства требуется
изрядное мужество, чтобы раз за разом
усаживать себя в жаркую, тесную
катапульту, щетинящуюся голым металлом.
Особенно, если у тебя за спиной уже есть
пара «крэшей». Жаль, что дрэг —
удовольствие дорогое, иначе стоило бы
сделать специальный автомобиль для
катания любознательных: уверен, после
этого многие изменили бы свой взгляд
на роль пилота в заездах по прямой.
Дрэг-рейсинг — технически
нагруженный вид спорта, поэтому и
интересуются им понимающие. С точки
зрения болельщика он несколько
противоречив: с одной стороны, заезды
очень наглядные и победитель обычно
виден невооруженным глазом (хотя бывают
финиши в тысячных секунды). Однако
заезды короткие, а невозможность
контактной борьбы, как в кроссе или
кольце, делает их не такими эмоциональными.
Отчасти это компенсируется эффектностью самих машин и пригламуренным антуражем
гонок (grid-girls, ведущие,
шоу-заезды), но чтобы увлечься дрэгом
по-настоящему, нужно знать его внутреннюю
кухню, а еще лучше — участвовать. По
такому принципу команда Kiwamaru
и живет, и, должен заметить,
что нынешний успех отнюдь не свалился с неба — я думаю, счет
построенных ими дрэгстеров идет
на десятки. Сегодня это по-настоящему
профессиональная команда, которая
живет автоспортом.
Напоследок замечу, что не
стоит путать спортсменов со стрирейсерами,
оглушающими горожан и время от времени
попадающими в
сводки ГИБДД.
Официальные соревнования по дрэг-рейсингу проходят
на закрытых трассах под присмотром
судейских бригад, хотя, разумеется,
стопроцентной гарантии нет никогда.
Автоспорт — занятие рискованное по
существу.
В сезоне 2010 года команда
Kiwamaru Sport выставляла
два автомобиля на базе Nissan
Skyline GTR R32 и R33
—Red Godzilla
под управлением Виталия
Зяблина и ProХвост
Станислава Лунева. Рекорд России
установил более мощный ProХвост,
но и результат «Годзиллы» (8,63 секунды)
еще три года назад казался недостижимым.
Технический директор Kiwamaru Sport Юрий Юрьевич Адамович
Всё равно не понимаю дрэг-рейсинг. Как и чемпионаты по скоростному набору текста на телефоне. Даже WTCC смотреть не особо интересно, хотя налицо и активное маневрирование, и контактная борьба. И технических тонкостей на пару порядков больше - но увы, зрелищности не хватает. Тем не менее, у каждого занятия есть свои энтузиасты...