Kia Ceed стоит в Германии от 14.990 евро, в России без учета скидок - от 8,700 евро. Даже с учетом более простой комплектации (в Европе ESP в базе) разница фантастическая.
Как любой подросток 90-х, я мечтал съездить в Германию и привезти оттуда автомобиль (естественно, BMW). А сегодня впору задуматься об обратной процедуре — перегоне иномарки за бугор для продажи, ведь в нашем полушарии, похоже, нет страны, где автомобили были бы дешевле, чем в России.
Цена Dacia Duster в Европе начинается от 10.690 евро, в России – от 7.400 евро. Для Ford Focus соотношения 16.450 и 9.280 евро соответственно, для Audi A4 – 30.650 и 22.000 евро. В реальности российские цены еще ниже за счет скидок, спецпредложений и распродаж прошлогодних автомобилей.
С подержанными автомобилями ситуация близка: например, BMW 525 в возрасте 5-6 лет обойдется в Германии в сумму 18-25 тысяч евро, у нас — 13-15 тысяч евро. Короче говоря, автомобили в России сейчас примерно в 1,5 раза дешевле, чем в той же Германии.
Не случайно активизировались покупатели из ближнего зарубежья, особенно из стран Таможенного союза — Беларусии и Казахстана. Но есть ли смысл гнать автомобиль, например, в Германию, для продажи его с максимальной «маржой»?
Пусть Партизан и другие специалисты меня поправят, если ошибусь, но, по моим расчетам, даже при нынешней разнице в ценах «ре-экспорт» машин если и выгоден, то при определенных условиях, и сказочных барышей не сулит.
Начнем с того, что ввоз автомобилей, купленных не в ЕС, облагается в Германии таможенными пошлинами. Они составляют 10% от стоимости, которая сверяется со справочниками цен. Еще 19% составляет налог на добавленную стоимость, причем от цены после таможни, то есть на круг выходит наценка в 30%. Купленный в России BMW 525 за 15 тысяч евро после таможенной очистки будет стоить уже под 20 тысяч, но к этому нужно добавить расходы на доставку, наш профит, а также приведение автомобиля в соответствие с национальными стандартами (если он не удовлетворяет). Это осложнит ввоз машин с низким экологическим классом, ведь в Европе действуют нормы Евро-6, тогда как в России нормы Евро-5 стали обязательными только с начала 2016 года.
Так что барьеры для импорта — отнюдь не происки нашей власти, а вполне нормальная практика защиты своих рынков и своих производителей. По этой же причине Белоруссия с 4 февраля резко увеличила утилизационный сбор для частных лиц (в 8,25 раза) и для юриков (в 1,65 раза), защищая местные дилерские сети от наплыва «дешевых» автомобилей из России. Особой популярностью у белорусов пользовались новые Nissan и Volkswagen из России.
В общем, легких денег «колхозный ре-экспорт» не сулит, хотя компании, имеющие надежных партнеров в других странах и знающие особенности законодательства вполне могут организовать процесс таким образом, чтобы остаться в плюсе.
Соотношение цен еще раз наводит на мысль, что экспортом стоит заняться российским автозаводам. Про Hyundai и его успешную инициативу с поставками в Ливан и Египет уже писал, а питерский Nissan между тем еще раз обозначил интерес к экспорту в европейские страны — это стало бы прецедентом (до сих пор иномарки российской сборки в Евросоюз не поставлялись). Что характерно, представители завода поставили властям РФ своеобразный ультиматум о субсидировании инициативы (дескать, иначе не выгодно), что было воспринято многими как попытка выбить бюджетных денег под благовидным предлогом.
Ранее Минпромторг заявил о выделении 1 млрд рублей на подготовку автомобилей к экспорту и 5 млрд на компенсацию логистических расходов внутри страны. На питерский завод Nissan последняя субсидия не распространяется, так как соответствующие расходы в его случае минимальны.
А вообще инертность российских заводов отчасти можно понять - ставка на экспорт сопряжена с рисками. Например, страна-абонент может изменить законодательство по политическим или сугубо экономическим мотивам. Кроме того, нет уверенности, что рубль останется дешевым, тогда как организация экспорта — долгоиграющая инициатива. Тем не менее, возможность экспорта готовых машин или отдельных компонентов рассматривают сегодня почти все крупные игроки. Посмотрим, к чему это приведет.
|