Горячая тема недели – повышение цен на сталь. В очередной
раз нам напоминают, насколько прочно Россия сидит на сырьевой игле. Металлурги
выкручивают руки автопрому, и последний, судя по всему, в очередной раз сдаст
позицию, решив проблему 40-процентного повышения стоимости проката 3-5% корректировкой
прайсов. Нечто подобное уже было весной, и не помогло даже обращение
автопромышленников к Путину: началась некая движуха, робко прозвучала команда
ФАС, но на итог вместо 25-процентного повышения цен металлурги ограничились
22-процентным. Может быть, в этом и была задумка: хотели 20, заломили 25,
получили 22.
В этот раз три кита – «Северсталь», Магнитогорский и
Новолипецкий комбинаты - предложили повышение аж на 40%. Если не ошибаюсь, за
последние пару лет прокат удорожает в два раза. Пусть его стоимость в розничной цене
автомобиля составляет не так и много, удорожание сырья имеет и другой побочный
эффект: автопроизводители потом оправдывают им любое повышение цен. Если
вспомнить динамику цен, то многие автомобили резко подорожали в конце 2008
года, и тогда это оправдывалось кризисом, то есть увеличением доли постоянных
издержек, падением эффективности производства, невыгодными курсами валют и
дорогими кредитными деньгами. Кризис миновал, но цены по-прежнему держатся на
уровне примерно +20% относительно 2008 года. Я неоднократно спрашивал представителей разных брендов, почему не
произошло снижения цен (наивный, да?), ведь многие кризисные факторы уже неактуальны,
и ответ всегда один – подорожала сталь. Полагаю, есть в этом для лукавства.
Плохо то, что стоимость проката особенно сильно влияет на
цену недорогих машин (собственно, из российской стали только такие и
производят). Таким образом, первыми подорожают «Лады», но именно они служат точкой
отсчета для иностранных игроков, этакой нулевой зарубкой цены и качества.
Сместится ноль – сместится вся сетка, и иностранцы увеличат цены, даже если их
машины клепаются из импортной стали. Тот же VolkswagenPoloпока
штампуют из европейского листа – наш пока не дотягивает до нужного качества.
Я не разбираюсь в конъюнктуре металлургического рынка, но причин
столь резкого повышения цены проката, похоже, не понимают даже сами автопроизводители.
Наверняка есть какое-нибудь сложное объяснение, которое увязывает воедино
стоимость чилийского молибдена, глобальное потепление и цену магнитогорского
проката, но мне кажется, логика здесь также проста, как механизм повышения цен
на топливо – нам так надо, мы так и делаем. А вам некуда деваться, гы-гы-гы.
Оно и понятно – автомобильный прокат формирует малую толику
прибылей металлургических предприятий, и куда больше им интересен нефтегазовый
комплекс страны. Так что обидки автопроизводителей для металлургов – это пшик.
Наверное, в этой ситуации нет ничего странного, ведь в
стране царит «трубократия» - нами управляют те, кто сидит на трубе, делает ее,
обслуживает, хотя бы изредка прикасается. И если на одной чаше весов интересы истинных
трубократов, а на другой – некоего искусственного образования под названием «российский
автопром», вопрос решается вполне конкретно.
Продолжу мысль Артёма. Если бы государство не создало таможенные барьеры повышение цены на сталь привело бы к окончательному падению спроса на отечественную продукцию, над российским авторомом нависла угроза коллапса, и государственной задачей стало бы не допустить такого. Металлурги получили бы по шапке и успокоились. Сейчас из-за пошлин на 70% мы зависим от внутреннего производства, а по недорогим машинам на все 100%. Повышение цен на прокат перекладывает на плечи народа, который будет оплачивать прихоти металлургов и этом случае государству плевать. Создают условия полной зависимости от крупных добывающих компаний. Я возмущен тем, что Путин который вроде бы радел за Автоваз весной этого года отказался заставлять металлургов снижать цены на сталь, хотя налицо был сговор, все крупные компания одновременно стали поднимать цены на одинаковую величину. И хотелось спросить, что ж вы делаете-то, сначала за счет народа вытаскиваете из банкротства, а потом сами же душите? Тогда действовала программа утилизации и народ схавал. Схавает и сейчас, потому что выбора нет. Усилится импорт, добавят пошлины. Еще скажу, что качество листа как было гавеным так и осталось.
По-моему, не возьмусь утверждать точно, стальной лист нужной толщины для изготовления современных несущих кузовов делают пока только на ММК, ито с прошлого года когда стан 5000 запустили, его вроде бы стали брать даже производители иномарок на территории РФ, а кузова Вазов по прежнему штампуют из толстого некачественного листа. Нужно посмотреть на стоимость импортного металла, точнее не её изменение и все сразу станет понятно. Про бензин надо вам задуматься почему он в америке дешевле чем у нас, а в европе дороже??? Разные там режимы чтоли??? Потому что в европе он акцизами обложен, как и у нас, им налоги нужны, пенсии зарплаты платить, а американцам налоги не нужны, они лучше бабла напечатают или у китайцев займут и нас с вами, всё равно отдавать не недо!
Судя по всему 2011 год будет "радостным": увеличение ЕСН, топлива, ополовиненный транспортный с новым дорожным, очередной рост тарифов ЖКХ, возможное увеличение земельного налога (вроде как давно хотят), терь еще и это - а зарплаты-то все те же.. :(
Стан 5000 делает прокат для изготовления труб. Диаметр трубы всяк может посчитать поделив 5000 мм на число ПИ. Причем здесь автомобильный прокат?
Автомобильный лист - да, ММК делает. Северсталь делает. Но мир не стоит на месте и для некоторых автопроизводителей (там, на диком западе) катают лист переменной толщины, в тех местах, где будут ребра жесткости - утолщается, в иных утоньшается. Экономия, однако.
Ну а любителям теории заговоров порекомендую фильмы фоменко и ко "история: наука или вымысел". Вот там отжиг, а тут ... жалкое подобие "они специально подняли пошлины, чтобы потом опять поднять пошлины, а мы все беднеем и беднеем". Непонятно только, где тут все беднеют и беднеют, если у каждого каждая следующая машина намного больше, дороже и стоит намного больше. Неубедительно слезы по небритому лицу размазываете товарищи лемминги.