Блог Артёма Краснова
Суббота, 19.09.2020, 06:49

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Январь » 15 » Раллийная «Нива»: весело жить не запретишь
12:49
Раллийная «Нива»: весело жить не запретишь

Несколько лет назад любители зимних гонок собирались каждую субботу на кроссовой трассе близ Копейского шоссе. И вот, перед стартом очередных соревнований к трассе подкатила обшарпанная «Нива», из которой вылез непрезентабельный мужичок, в ватнике и валенках.

На его расспросы гонщики со смехом ответили: «У нас здесь, дядя, гонки. Хочешь погоняться? Плати 100 рублей. Кто победит, забирает всю кассу».

Последняя фраза оказалась роковой, ибо «дядя» снял фуфайку, выгрузил из багажника «Нивы» разный хлам, и после десяти заездов забрал призовые 1100 рублей. И поехал в колхоз за мясом.

Профессионал

Эту правдивую историю я уже слышал от одного гонщика, обиженного дядей в тот вечер. А теперь мне довелось познакомиться и с ним, и его «Нивой».

Александр Утаров – профессиональный автоспортивный механик, начинавший карьеру в 1984 году на этапах чемпионата СССР по ралли. Позже много лет он работал в одной из сильнейших раллийных команд Челябинска – «СТК Камаз», руководимой Александром Константиновичем Новокрещеновым.

– Там я и приобрел гоночный опыт. Во время тренировочных заездов нередко ездил по спецучастком за своим гонщиком, Владимиром Туровым, на этой «Ниве», набитой запчастями и покрышками. И ездил быстро.

Но главное – опыт технический.

– На соревнованиях важно ремонтировать машины не только качественно, но и быстро. Так, замена редуктора заднего моста ВАЗ-2105 занимала 15 минут, замена коробки передач ВАЗ-2108 – 17 минут.

20 лет «Нива» работала на соревнованиях в группе технической поддержки. А года три назад Александр решил, что пора ей хлебнуть славы, и переделал «Ниву» в раллийный автомобиль для участия в клубных гонках.

Матчасть

Насколько приспособлена для ралли стандартная «Нива»?

– У нее есть слабые стороны, – говорит Александр, – и, в первую очередь, нежесткий кузов. На кочках машина скрипит и стонет, и даже видно, как играет в проеме лобовое стекло.

Ничего удивительного. «Нива» - один из первых в мире внедорожников с несущим кузовом. Для покорения косогоров нежесткий кузов иногда полезен, но управляемость на страдает.

Александр изготовил трубчатый каркас, и хотя он прикручивается к кузову болтами, а не приваривается, характер машины преобразился. Желейный кузов, обретя скелет, позволил подвеске работать эффективнее, и у машины появилась необходимая для спорта острота реакций.

Конечно, и сами подвески подверглись изменению. Сзади установлены самодельные тяги, главное отличие которых – в качественных сайлент-блоках, гораздо более жестких и выносливых. Задние амортизаторы Bilstein рассчитаны на машину большей массы, а потому сделали подвеску пожестче, тем более, установлены они не под углом, а вертикально. Впереди – по два амортизатора на каждое колесо. Александр пытался ставить по одному более жесткому, но «сдавались» точки крепления, не рассчитанные на такие нагрузки. В результате, машина стала предсказуемей при прохождении поворотов и уменьшился эффект «козления», свойственный короткобазному джипику.

Другой недостаток «Нива» - высокий центр тяжести, – исчерпали удалением двух витков пружин. Клиренс уменьшился сантиметров на 8.

Руль у стандартной «Нивы» - тяжелый и тупой, с таким в ралли делать нечего. Редуктор и гидроусилитель от Mercedes-Benz 190 позволил уменьшить количество оборотов от упора до упора с 4,5 до 3 при значительном снижении усилия на руле.

А недавно «сдох» родной двигатель, и Александр собрал новый. Был куплен «высокий» блок цилиндров, облегченный коленчатый вал с ходом поршня 84 мм, легкие шатуны и кованые поршни. Впускные и выпускные каналы в головке блока цилиндров расширили и прошлифовали, установили 71-ый уфимский распредвал, и впускную систему от ВАЗов десятого семейства. Степень сжатия увеличили до 12 единиц.

В сборе это хозяйство, рабочим объемом 1,8 литра, способно крутиться до 8500 об/мин, на которых развивает около 140 л.с.

В знак солидарности с родным мотором испустила дух коробка передач, и Александр заменил ее на агрегат… которым оснащаются «трехлитровые» Mercedes-Benz E-class.

– Она рассчитана на значительный крутящий момент, – объясняет Александр, – и у нее подходящие передаточные отношения. И хотя пробег был полмиллиона километров, мерсовские агрегаты живучи. Я надеюсь, она проходит еще столько же.

Полный вперед!

Александр выруливает на обледеневшую кроссовую трассу АСК «Трасса 74».

В первом же затяжном повороте «Нива» проваливается в бездонный занос, от которого я забываю, где север, где юг. Из-за снежной волны, накрывшей машину, в салоне становится темно. Александр включает дворники: в каждом повороте на стекло налипает не меньше лопаты снега.

Скоро становится очевидно, что ездить по дуге машина не умеет. В обоих мостах стоят дифференциалы повышенного трения, а резина – нешипованная. На плавные повороты руля машина реагирует… говоря откровенно, она на них не реагирует. Чтобы вписаться, Александр резко выворачивает руль и дает полный газ. В иных «шпильках» машина выставляется практически задом наперед, но на выходе ее «нос» смотрит куда надо.

Недостаточная поворачиваемость такова, что один раз, не успев сорвать машину в занос, Александр по прямой влетает в снежный бруствер. Удар сильный: чехол фотоаппарата, болтавшийся в багажнике, вылетает под приборную панель, а в бруствере образовался отпечаток угловатого «лица» машины. Покатушки закончены? Отнюдь. Из повреждений – только номерной знак, размазанный вокруг узкого бампера.

– Подводит резина, – жалуется Александр. – Сейчас стоят шины размерностью 205/70 R15, и они совершенно не выносят льда. На ошипованных узких шинах она бы рулилась получше.

Пока же она напоминает карт: неповоротливая в начале поворота, она легко метет хвостом при нажатии на газ, уходит в пугающий занос, но где-то в самый разгар борьбы, вдруг снова становится покорной, и позволяет вернуть себя на траекторию.

Александр показывает мне фирменный прием: включает третью передачу, нажимает газ в пол и в таком режиме, с жужжащими по льду колесами, проходит всю трассу. «Нива» рулится, как судно на воздушной подушке: сначала разворачивается вокруг вертикальной оси, затем плавно гасит боковое скольжение, и лишь после этого начинает нехотя ускоряться вперед. Через пару кругов салон наполняется гадким запахом горелого сцепления – оно здесь от Chevrolet Niva, слишком хилое для нового двигателя.

Пока на счету Александра и его «Нива» - несколько 3-их и 4-ых мест на клубных ралли, но то – со старым двигателем. Посмотрим, что удастся машине в новом году. Но, как бы там ни было, это аппарат не для скорости, а для веселья.


Артем КРАСНОВ

Фото автора


Ранее на тему:

Ралли-такси и мастер-класс от Игнатова

150 км/час по лесу - не предел

Ошпаренный

Категория: На злобу дня | Просмотров: 3490 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: НИВА, lada, Ралли | Рейтинг: 4.0/3


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |