Несколько лет назад
любители зимних гонок собирались каждую
субботу на кроссовой трассе близ
Копейского шоссе. И вот, перед стартом
очередных соревнований к трассе подкатила
обшарпанная «Нива», из которой вылез
непрезентабельный мужичок, в ватнике
и валенках.
На его расспросы гонщики
со смехом ответили: «У нас здесь, дядя,
гонки. Хочешь погоняться? Плати 100 рублей.
Кто победит, забирает всю кассу».
Последняя фраза оказалась
роковой, ибо «дядя» снял фуфайку, выгрузил
из багажника «Нивы» разный хлам, и после
десяти заездов забрал призовые 1100
рублей. И поехал в колхоз за мясом.
Профессионал
Эту правдивую историю
я уже слышал от одного гонщика, обиженного
дядей в тот вечер. А теперь мне довелось
познакомиться и с ним, и его «Нивой».
Александр Утаров –
профессиональный автоспортивный
механик, начинавший карьеру в 1984 году
на этапах чемпионата СССР по ралли.
Позже много лет он работал в одной из
сильнейших раллийных команд Челябинска
– «СТК Камаз», руководимой Александром
Константиновичем Новокрещеновым.
– Там я и приобрел
гоночный опыт. Во время тренировочных
заездов нередко ездил по спецучастком
за своим гонщиком, Владимиром Туровым,
на этой «Ниве», набитой запчастями и
покрышками. И ездил быстро.
Но главное – опыт
технический.
– На соревнованиях
важно ремонтировать машины не только
качественно, но и быстро. Так, замена
редуктора заднего моста ВАЗ-2105 занимала
15 минут, замена коробки передач ВАЗ-2108
– 17 минут.
20 лет «Нива» работала
на соревнованиях в группе технической
поддержки. А года три назад Александр
решил, что пора ей хлебнуть славы, и
переделал «Ниву» в раллийный автомобиль
для участия в клубных гонках.
Матчасть
Насколько приспособлена
для ралли стандартная «Нива»?
– У нее есть слабые
стороны, – говорит Александр, – и, в
первую очередь, нежесткий кузов. На
кочках машина скрипит и стонет, и даже
видно, как играет в проеме лобовое
стекло.
Ничего удивительного.
«Нива» - один из первых в мире внедорожников
с несущим кузовом. Для покорения косогоров
нежесткий кузов иногда полезен, но
управляемость на страдает.
Александр изготовил
трубчатый каркас, и хотя он прикручивается
к кузову болтами, а не приваривается,
характер машины преобразился. Желейный
кузов, обретя скелет, позволил подвеске
работать эффективнее, и у машины появилась
необходимая для спорта острота реакций.
Конечно, и сами подвески
подверглись изменению. Сзади установлены
самодельные тяги, главное отличие
которых – в качественных сайлент-блоках,
гораздо более жестких и выносливых.
Задние амортизаторы Bilstein
рассчитаны на машину большей массы, а
потому сделали подвеску пожестче, тем
более, установлены они не под углом, а
вертикально. Впереди – по два амортизатора
на каждое колесо. Александр пытался
ставить по одному более жесткому, но
«сдавались» точки крепления, не
рассчитанные на такие нагрузки. В
результате, машина стала предсказуемей
при прохождении поворотов и уменьшился
эффект «козления», свойственный
короткобазному джипику.
Другой недостаток
«Нива» - высокий центр тяжести, –
исчерпали удалением двух витков пружин.
Клиренс уменьшился сантиметров на 8.
Руль у стандартной
«Нивы» - тяжелый и тупой, с таким в ралли
делать нечего. Редуктор и гидроусилитель
от Mercedes-Benz
190 позволил уменьшить количество оборотов
от упора до упора с 4,5 до 3 при значительном
снижении усилия на руле.
А недавно «сдох» родной
двигатель, и Александр собрал новый.
Был куплен «высокий» блок цилиндров,
облегченный коленчатый вал с ходом
поршня 84 мм, легкие шатуны и кованые
поршни. Впускные и выпускные каналы в
головке блока цилиндров расширили и
прошлифовали, установили 71-ый уфимский
распредвал, и впускную систему от ВАЗов
десятого семейства. Степень сжатия
увеличили до 12 единиц.
В сборе это хозяйство,
рабочим объемом 1,8 литра, способно
крутиться до 8500 об/мин, на которых
развивает около 140 л.с.
В знак солидарности с
родным мотором испустила дух коробка
передач, и Александр заменил ее на
агрегат… которым оснащаются «трехлитровые»
Mercedes-Benz
E-class.
– Она рассчитана на
значительный крутящий момент, – объясняет
Александр, – и у нее подходящие
передаточные отношения. И хотя пробег
был полмиллиона километров, мерсовские
агрегаты живучи. Я надеюсь, она проходит
еще столько же.
Полный вперед!
Александр выруливает
на обледеневшую кроссовую трассу АСК
«Трасса 74».
В первом же затяжном
повороте «Нива» проваливается в бездонный
занос, от которого я забываю, где север,
где юг. Из-за снежной волны, накрывшей
машину, в салоне становится темно.
Александр включает дворники: в каждом
повороте на стекло налипает не меньше
лопаты снега.
Скоро становится
очевидно, что ездить по дуге машина не
умеет. В обоих мостах стоят дифференциалы
повышенного трения, а резина –
нешипованная. На плавные повороты руля
машина реагирует… говоря откровенно,
она на них не реагирует. Чтобы вписаться,
Александр резко выворачивает руль и
дает полный газ. В иных «шпильках»
машина выставляется практически задом
наперед, но на выходе ее «нос» смотрит
куда надо.
Недостаточная
поворачиваемость такова, что один раз,
не успев сорвать машину в занос, Александр
по прямой влетает в снежный бруствер.
Удар сильный: чехол фотоаппарата,
болтавшийся в багажнике, вылетает под
приборную панель, а в бруствере образовался
отпечаток угловатого «лица» машины.
Покатушки закончены? Отнюдь. Из повреждений
– только номерной знак, размазанный
вокруг узкого бампера.
– Подводит резина, –
жалуется Александр. – Сейчас стоят шины
размерностью 205/70 R15, и они
совершенно не выносят льда. На ошипованных
узких шинах она бы рулилась получше.
Пока же она напоминает
карт: неповоротливая в начале поворота,
она легко метет хвостом при нажатии на
газ, уходит в пугающий занос, но где-то
в самый разгар борьбы, вдруг снова
становится покорной, и позволяет вернуть
себя на траекторию.
Александр показывает
мне фирменный прием: включает третью
передачу, нажимает газ в пол и в таком
режиме, с жужжащими по льду колесами,
проходит всю трассу. «Нива» рулится,
как судно на воздушной подушке: сначала
разворачивается вокруг вертикальной
оси, затем плавно гасит боковое скольжение,
и лишь после этого начинает нехотя
ускоряться вперед. Через пару кругов
салон наполняется гадким запахом
горелого сцепления – оно здесь от
Chevrolet Niva,
слишком хилое для нового двигателя.
Пока на счету Александра
и его «Нива» - несколько 3-их и 4-ых мест
на клубных ралли, но то – со старым
двигателем. Посмотрим, что удастся
машине в новом году. Но, как бы там ни
было, это аппарат не для скорости, а для
веселья.
Артем КРАСНОВ Фото автора
Ранее на тему: Ралли-такси и мастер-класс от Игнатова 150 км/час по лесу - не предел Ошпаренный
|