Перед последним поворотом скорость достигает 160км/час. Короткое
торможение, 140 км/час, вход в затяжной вираж, 80, разгон, снова под 160, торможение…
Алексей Игнатов смещает машину левее, где лед укрыт снежным настом. Стрекочет ABS. На входе в первый
поворот он ставит «Импрезу» боком, гася скорость, и одновременно поддает газу,
целя «кепку» воздухозаборника в сторону выхода из поворота. Перед кромкой
лобового стекла мелькает неровный край бруствера, потому что мы движемся с
углом рысканья градусов 45. Короткий разгон, рысканье в другую сторону, снова
разгон…
Наше ралли-такси состоялось. Его организовали раллисты
Алексей Игнатов и Ярослав Федоров для своих фанатов с блога krasnov74.ru, к коим отношусь и я.
Первым в кресло штурмана сел бесстрашный Paragon, потом YurySS, Anry, его супруга Елена, SurferDude –
о своих впечатлениях они лучше всего расскажут сами.
Чтобы Лилия – моя жена – чаще отпускала меня на гонки, я
внушил ей идею, что она хочет прокатиться с Игнатовым. Само собой, для меня
было важно, чтобы она осталась под впечатлением.
И тут, как говорится, мастерство сделало свое дело. Лилия
ходит под огромным впечатлением, как от самой поездки, так и от «убора» в
бруствер после торможения со 120 км/час, что лишь добавило экспириенсу перца.
Я спросил Лилию, что сказал Алексей после инцидента. Мне
было интересно, как Игнатов матерится (и матерится ли). Но он лишь сказал: «Бывает».
Позже Алексей объяснил причину вылета: «АБС неожиданно
перестала работать, а я тормозил, рассчитывая на нее. В итоге мы проскользили,
как на лыжах».
А почему он не отключал ABS? Я думал, раллисты ненавидят электронные помощники. «В
подобных заездах, где нет борьбы с секундомером, она, в принципе, не мешает», -
ответил Алексей.
Paragon наставляет меня перед поездкой в штурманском кресле
Мне предстояло попробовать себя за рулем 250-сильной «Импрезы»,
поэтому я старался запомнить все, что делает Алексей и попытаться повторить «близко
к тексту». Задача не выглядела
непосильной.
К примеру, на раллийной «восьмерке» он бешено работал рулем и
отправлял ее в какие-то умопомрачительные скольжения в считанных
сантиметрах от брустверов и сосен. Я бы так точно не смог, потому что это за
гранью моего инстинкта самосохранения. Если я вдруг поеду, как Игнатов, значит,
я занял денег у мафии и проиграл их в казино…
Но открытое пространство трассы BoikoMotorSport скрадывает
ощущения скорости, а полный привод влияет на технику пилотажа: движения рулем
не такие неистовые, дуги более плавные, инерция автомобиля чувствуется сильнее.
В исполнении Алексея все выглядело элементарным. Он
подлетает к повороту, тормозит, рулем намекает машине, в какую сторону будет
поворот, выставляет ее боком, поддает газу и прочерчивает дугу в скольжении с
примерно постоянным углом заноса. При этом он рассказываем мне, как у него дела
и так далее.
Это танцы на льду. Это езда в постоянном дрифте. Это
ощущение американских горок, у которых кабинка может вращаться вокруг оси.
О реальность скорости больше свидетельствует не картинка
перед глазами, а перегрузки, терзающие шею.
- И как шея выдерживает три дня таких издевательств во время
гоночного уик-энда, когда еще и каска на голове?, - спрашиваю я.
- Да это еще не перегрузки, - отвечает Алексей. – Вот на
ралли «Дю Вар» были перегрузки…
Ну да: там их Twingo R2 ехал по асфальту на сликах, так что на каждом торможении
гонщики висли на ремнях, а в поворотах шею спасали только «ушки» спортивных сидений-ковшей.
Но по мне и на льду «Импреза» дубасит так, как мало кто отважится ездить по
асфальту.
Отчасти в этом «виноваты» узкие тренировочные шины с шипом
высотой 1,5 мм (у гоночных – 4,5 мм), которые обеспечивают хороший зацеп и мягкость
повадок автомобиля: заносы развиваются плавно и хорошо контролируемы.
Сев за руль, я для начала заглох, потому что вместо нейтрали
включил четвертую и бросил сцепление. На стоящей машине избирательность рычага
кажется посредственной: ходы короткие и вязкие, поэтому после обычных коробок разобраться
в мешанине субаровских передач непросто.
Сцепление предсказуемо тугое, руль ожидаемо точный. Поехали.
На ходу механизм переключения передач радует короткими ходами и небольшими
усилиями даже при переключении вниз.
Разгоняюсь до уровня 60% Игнатова, торможу, поддаю газу и
чувствую, как машина доворачивает и на удивление покорно скользит боком.
Вдохновленный, я поддаю газу на выходе из первого поворота,
и Алексей советуют с возрастающей настойчивостью:
- Тормози! Тормози!
Но поздно. Бруствер (откуда он тут взялся?) набегает с непреклонностью бронепоезда. Памятуя,
как раллисты в критической ситуации ставят машину боком и вытаскивают газом, я
попытался повторить сей магический прием, но явно переоценил возможности шин.
Да, 1,5-миллиметровые шипы хорошо грызут лед, но всему есть предел. Буровя
снег, машина проскользила поперек поворота и шлепнулась в бруствер.
Нет, эта легкость была обманчивой. Заскользить на Impreza несложно, но куда
сложнее добиться, чтобы это скольжение привело тебя к выходу из поворота, а не
автопортрету в сугробе.
- Ты делаешь типичную ошибку новичков, - рассуждает Игнатов.
– Слишком быстрый вход в поворот и борьба с машиной на выходе.
[Конечно, зрители же смотрят!]
- Нужно наоборот, заходить помедленнее и ускоряться к
выходу.
[Они решат, что я трус…]
- Попробуй тормозить
сильнее и заезжай в поворот глубже, - продолжает Игнатов, которому явно неуютно в кресле штурмана, когда за рулем "асс". - Потом «ломай» траекторию, добавляй газу и распрямляй руль: она поедет боком.
Гм-гм… Я напоминаю себе новичка автошколы, который норовит
все сделать по своему, а инструкции расценивает, как требование невозможного.
Ну, хорошо, затормозил посильнее. Корма машины приятно
ожила, заелозила. Руль в сторону и …
- Рано.
Ну да, рано… Пришлось уворачиваться от бруствера с
внутренней стороны поворота. Подавлять заносы на «Субару» очень легко: руки
опережают мозги.
Окей, разогнались, торможение, движение рулем, газу…
- Много газа. Ты сорвал колеса в скольжение раньше поворота.
Тут мощный мотор, газ добавлять нужно плавно.
Снова разгон…
- Поздно тормозишь.
Еще раз: вот теперь и затормозил нормально, и машина пошла было
боком…
- Газу, газу… - настаивает Алексей.
Но что-то не получается. Автомобиль заскользил, но едва я
пришпорил его, как скольжение прекратилось и пришлось доворачивать руль. Машина
ушла в недостаточную поворачиваемость. Как некрасиво…
- Руль перекрутил.
Другой раз «Импреза» встала боком, я рефлекторно сделал
контрвращение рулем, и она снова прицепилась к невидимым рельсам.
- Ты не делай обратного движения рулем, просто распрямляй
его и поддавай газу.
В финальной секции есть пара плавных S-ок. Если попытаться проехать их по
наитию произойдет то, что случилось со мной на втором круге: машину просто раскачало
и развернуло на 360 градусов.
- Это потому, что ты среагировал с запаздынием.
На следующих кругах я старался смотреть на следующий поворот,
и еще до того, как корма начнет обгонять передок, слегка выворачивал руль –
машина покорно скользила боком, правда, теряя скорость. Игнатов тут едет «в пол»
без ерзаний.
В общем, собрать воедино хотя бы один поворот с первого раза
мне не удалось. Охолонув от впечатлений, я понял следующее: мастерство Игнатова заключается в умении очень
пропорционально работать рулем и газом. Он крутит баранку и жмет педали, и я
делаю то же самое. Но он делает все в определенной пропорции: сильнее тормозит,
глубже заезжает в поворот, сильнее ставит машину боком, плавнее ускоряется,
быстрее реагирует на потенциальный занос.
Инерция – вот с чем борется новичок. Машина отчаянно
скользит, и нужно с умением билльярдиста загонять ее в лузы поворотов, нанося
удары с упреждением две фигуры. Я ехал
на дурочка, въезжая в поворот и пытаясь каким-то макаром из него выскрестись. Через
некоторое время появилось понимание, что повороты нужно читать до того, как
оказался с ним лицом к лицу. Нужно оценивать, сумеешь ли ты прошить изгиб трассы
в один заход или нужно затормозить посильнее и оставить пространство для
последующего разгона. А если это связка, то не уйдет ли машина в занос в середине,
подлетев к следующему повороту под неправильным углом. И так далее. Ты
превращаешься в обнаженный нерв, а мозг сдается под натиском «телеметрии».
В общем, мне очень понравилось, и самое главное, совершая
ошибки, ты не расстраиваешься, а наоборот, чувствуешь азарт. Начинаешь яснее
видеть, что именно нужно поменять, чтобы добиться результата. Пробуешь
экспериментировать, и когда получается хотя бы на йоту, ощущаешь эйфорию. Так и
хочется крикнуть: «Ты видал? Она у меня боком в поворот вошла!» Хрен с ним, что
еще не вышла, но пошла ведь!
Жалко, бензин кончился. При расходе 50 л/100 км –
неудивительно.
Эту Impreza
Игнатов с Федоровым купили специально для обучения «мастеров», вроде меня, в
своей школе водительского мастерства. Раньше занятия проводились на машинах
курсантов, но все, разумеется, хотят продубасить
на серьезной технике, и наддувная «Импреза» идеальна для таких упражнений. Можно
попробовать ее на ледовой площадке, борясь с конусами, а можно выехать и на
кольцо трассы BoikoMotorSport,
освоив азы раллийного прохождения поворотов.
Спасибо всем, кто смог вырваться в рабочий день, и надеюсь,
что в будущем удастся организовать ралли-такси на перекрытом спецучастке, где
ощущение скорости будет еще острее.
Наша команда
Перед заездами "Импрезу" переобули в узкие тренировочные шины
Лилия ждет спасения
Но настроение не ухудшилось
-Может, ну его нахер, пока не поздно?
- Дяденька, а автограф дашь?
- В очередь!
Я тоже хочу автограф! Дать...
- Девушка, ну вы поедете? Вы дешевле не найдете
И Лена согласилась...
YurySS Anry пытается скрыться от назойливых папараций
Paragon Фоторепортаж в лицах сделала Елена Семак. Благодарствую! Видео - Surfer Dude (Вадим)
.
Читайте также: Как наши раллисты в Ницце погонялись 150 км/час по лесу - не предел
Экипаж Игнатов-Федоров: когда "восьмерка" быстрее "Импрезы" Раллийный автомобиль за 450 тысяч рублей
|