Ралли невероятно эффектный и такой «неудобный» для зрителей
вид автоспорта…
Скорость здесь куда более очевидна, чем в кольцевых или
трековых гонках. По асфальтовым меркам 200 км/час – весьма посредственная максималка,
на которую способны даже иные карты, но одно дело –безопасные закрытые треки, другое – лесная дорога
шириной в полторы машины, огороженная хилым снежным бруствером и частоколом смешанного
леса. На трассе под Кыштымом полноприводные машины на прямиках разгоняются
почти до 200 км/час, хотя ни один нормальный водитель не поедет здесь быстрее
60.
Сначала ты слышишь нарастающий вой мотора и чавканья днища
по утрамбованному снегу. Потом сквозь толщу леса пробивается свет фар, который
мечется между соснами с нервозностью светлячка. Затем из-за опушки вылетает
разъяренный полноприводник на такой скорости, что рука непроизвольно прижимает
спусковую кнопку фотоаппарата, потому что нет сомнений – сейчас будет «убор».
На такой скорости да по снегу этот поворот точно не одолеть… Но кадр потрачен
зря: машина встает боком и на реактивной тяге четырех снежных струй
ввинчивается в поворот без малейшего намека на вылет.
Но проблема ралли в том, что эта эффектность существует для
зрителя лишь в рамках одного-двух поворотов, который он видит.
Посетить все спецучастки сложно, и мы, например, выехав из
дома в 8.00 и вернувшись в 19.00, успели посмотреть лишь два прохождения. Машины
стартуют в последовательности от быстрых к медленным, так что после проезда
полноприводников смотреть на переднеприводные «восьмерки» уже не так интересно,
хотя и они дубасят на невероятных скоростях. Но ведь все познается в сравнении.
А главное, зрители практически лишены информации о турнирной
таблице, сходах и других спортивных аспектах. Нет ни мониторов с результатами,
ни он-лайн трансляций…
Не удобно ралли и для освещения в СМИ. Чтобы хорошо снять, скажем,
теннисный матч, потребуется три-четыре камеры. Чтобы передать полноценно борьбу
на ралли, придется задействовать камер 40, причем с очень мобильными
операторами, которые могут быстро перемещаться от одного спецучастка к другому.
Эта «зрительская сложность», наверное – самый большой камень
преткновения для развития ралли. Ведь там, где мало зрителей и СМИ – мало спонсоров,
а спонсоры – это кровь автоспорта.
Но при этом российское ралли находится в относительно неплохой
форме, что особенно удивительно на фоне перечисленных сложностей. Ведь стоимость
среднего переднеприводного автомобиля (иномарки) составляет порядка миллиона рублей, а его обслуживание,
переезды, топливо и другие расходы за сезон могут съесть еще столько же, и это не
предел. Тем не менее, люди умудряются находить и время, и деньги для участия. Здесь
работает известный русский принцип: спортсмен в России больше, чем спортсмен –
он зачастую и механик, и менеджер, и пиарщик. Так что вопреки всем сложностям, ралли
на Урале - самый популярный и престижный вид автоспорта. Надо отдать должно и
организаторам: они готовят весьма интересные трассы, обеспечивают безопасность,
хронометраж и т.д., и т.п.
И все же, на мой взгляд, нужно искать способы сделать ралли чуть
более «зритель-френдли». Как минимум,
удобные зрительские зоны с картами проезда и онлайн-публикация результатов
позволили бы лучше понимать смысл борьбы на трассе. Отдельные спецучастки можно
было бы закольцевать, чтобы машины проезжали мимо зрителей не по одному разу
(кстати, в 2006 году в Кыштыме так и было – трассу закрутили «восьмеркой» и
каждая машина проезжала место пересечения, по-моему, раза три). Наконец, почему
бы не оснастить все машины onboard-камерами
и не транслировать в Интернете записи с них в прямом эфире с хронометражом
относительно основных соперников? Такое
видео стало бы прекрасной рекламной площадкой для спонсоров.
Несколько раздражает, что даже сами организаторы зачастую не в курсе, что происходит вокруг. СтоИт народ в жилетках с бейджиками - вроде как организаторы, щас всё спросим. Почему канал ещё не стартовал, хотя по времени должен был стартовать полчаса назад? Не знаем. Когда будет старт? Не знаем. А правда этот СУ проходился в дорожном режиме? Не знаем. Ёпа мать, у кого спросить-то?!!
Кстати, что касается онборд-камер. Чтобы транслировать сигнал с них в реальном времени, девайс должен передавать картинку в приемлемом качестве по радиоканалу на дальность минимум 15-20 км. Думаю, такая техника стОит ощутимо дороже простых видеорегистраторов, плюс затраты на организацию мобильного видеоцентра. Хоть бы через пару дней после гонки онборды посмотреть...
Ну, не будем забывать, что у них одно колесо стоит 16-20 тысяч рублей, да литр бензина рублей по 100 ))) так что в принципе уровень расходов очень высокий, а камеры позволили бы существенно поднять интерес к ралли со стороны с СМИ (особенно интернет-СМИ) со всеми вытекающими последствиями
Даже в чемпионате мира видеоотчёты появляются через день-два после окончания гоночного дня. Автоплюс так вообще до четверга готовит материвал о гонке, закончившейся в воскресенье. Бог с ним, с прямым эфиром, хотя бы через пару дней видео посмотреть - я согласен
Хотя показывают в прямом эфире трансляцию с ралли Монте-Карло (IRC), довольно интересно смотреть. Единственный косяк в том, что Кыштым - не Монте-Карло
Как минимум онборды можно скачивать сразу после финиша (просто флешку вынимать из камеры - 5 секунд занимает, и вставлять чистую), и публиковать в онлайн с небольшой задержкой. Тогда можно следить за борьбой через инет )))
Регистраторы стоят 5000 рублей, флешка допустим еще 1000, так что не вопрос для раллистов
Будут ли раллисты по собственной инициативе ставить видеорегистраторы и запасаться флешками? После финиша эти ролики надо собирать, монтировать и выкладывать в интернет. Думаю, здесь проблема больше в организационной сфере, чем в технической или финансовой.
Конечно. Но опять же, ралли это в принципе большая организационная задача, и найм бригады из трех профессиональных монтажеров, быть может, в общем бюджете не так и скажется, зато для спонсоров и СМИ будет принципиальным. А раллистов можно и обязать ставить онборды, это и для них полезно. Игнатов с Федоровым используют онборд камеру в том числе для разбора спорных моментов
Регулярно на випавточеле публикуем )))) http://vipautochel.ru/autosport/339774.html ну и далее в архиве можно поглядеть. К сожалению, как я сказал, скорость там совсем не чувствуется. Может быть, просто нужно устанавливать камеру, допустим, в передний бампер )))))) Она тогда будет расходным элементом
На мой взгляд, если они будут это делать, это привлечет рекламодателей, так что это выгодно им самим. Найти человека, котрый на сервесной зоне будет это все собирать и монтировать тоже не проблема. Вообщем главное захотеть. Просто видно, что зрители нафиг никому не нужны и это странно и обидно.
Кстати, одними онбордами всё равно не обойтись. Не очень люблю смотреть видеоотчёты об этапах WRC с телеканала MotorsTV - ребята злоупотребляют вставками с онбордов. С внешних камер картинка в основном интереснее, пусть даже это любительские записи, собранные через несколько дней после гонки.
По организации иформации, "ничего не знаем, ничем не поможем" видно, что и пресса с ее съемками тоже никому не нужна. А ведь организовав помощь в перемещениии и оборудовании мест для съемок. И, главное, организовав трассу удобно для просмотра и съемок, можно договориться о возможности делится материалами. Или так: заитересовать прессу, пригласить несколько групп операторов, организовать им место для съемок, а за это они устанавливают еще один штатив и обслуживают его, только на нем уже стоит радиоканал для онлайн трансляции. Получается много стационарных камер сигнал с которых обрабатывать не порядок проще. Вот тебе и красивая онлайн трансляция.
Классная идея. Действительно, на гонку приезжает 4-5 съемочных бригад обычно, если бы объединить их видео, получилось бы очень хорошее видео. Просто нужно нанять человека, который хорошо его смонтирует потом. А поначалу можно в Инет в "сыром" виде и в неидеальном качестве выкидывать
Только нужно организованное место встречи для прессы, и заинтересованность именно организаторов. Надо, чтобы они хотели получить это видео. Пусть не онлайн, но снятое с многих точек.
Получается, что уже сейчас есть все исходные ресурсы для создания качественного видеоотчёта - нужно только собрать все слагаемые в кучу. Есть съёмочные бригады, онборд-камеры и тематические сайты - как бы их соединить?
И мужики, не заморачивайтесь пока онлайн-трансляцией. Я не силён в телевизионных технологиях, но подозреваю, что при прочих равных прямая трансляция такого масштабного явления, как ралли, требует на порядок больше ресурсов, чем создание обычной телепередачи через несколько дней после окончания соревнований.
Уважаемые! Подскажите, пожалуйста, чем отличается Клубное ралли от чемпионата России? Почему эти зачёты не пересекаются, даже если проходят в рамках одной гонки (как в Бакале, например)?
Насколько я понимаю, клубное ралли - это полулюбительское соревнование, где пониже входная планка (по финансам, по требованиям к уровню пилотажа). Клубное ралли выросло из клубных покатушек, превратившись в аналог серьезного чемпионата. Но чемпионатом не является - это кубок.
У них разных дистанции, к примеру, в клубном ралли есть зачет "Стандарт", где важна не абсолютная скорость, а точность прохождения...
Допустим, в WRC есть классы WRC, Super 2000, Production, и ещё какие-то. Но все они едут в общей сетке, только места подсчитываются для каждого класса отдельно. Здесь же получается несколько гонок в рамках одной...
Да, только Стандарт с остальными не пересекается. А в том же Бакале добавляется ещё и зачёт Чемпионата, тоже не пересекающийся с остальными. Причём если машины WRC внешне отличаются от S2000 радикально (используются другие модели), то отличить импрезы чемпионата, кубка и стандарта весьма проблематично. Едут по трассе вроде одинаковые машинки, но друг с другом они не борятся. Это я уже так, капризничаю:)
Артем, как правильно сказал Paragon, все составляющие уже есть, надо просто собрать их в кучу. Может не ждать милости от природы? Выходы на организаторов ралли есть, оборудование есть, люди тоже есть. Может 74ру возмет на себя первый ход? Предложить Раллийшикам стать главным по съемкам и монтажу? Тут и выход на спонсоров и т.д. Помнишь ты говорил, что здорово было бы полностью "пожить" на ралли? Вот и повод.
Надо подумать. ))) С моей стороны обычно все упирается в нехватку времени, но поскольку я большой любитель автоспорта (как зритель), то подумаю на следующий год.
Мы и в этот раз собирались с Игнатовым-Федоровым сделать репортаж "Ралли изнутри", то есть поснимать их весь уик-энд, но как обычно, пятница оказалась шибко занятой
Следующий год практически на носу - там вроде уже в феврале в Кыштыме что-то ожидается. Я бы и свои услуги предложил, но фотографировать и снимать на видео толком не умею, журналистским талантом не отличаюсь. Если только в качестве "принеси-подай-уйди-не-мешайся":)
Почему, в июле значится некое ралли "Южный Урал". Но как-то странно выглядит этот календарь. Надеюсь, РАФ разродится официальным календарём в ближайшее время.