Мне повезло. В корпоративной иерархии я нахожусь аккурат в ее середине, в предгорьях менеджерских высот (или в их морщинах). Я не совсем начальник и не совсем подчиненный. А вернее, немного начальник, немного подчиненный, как и большинство из нас. И поэтому с утра я смотрю на вещи глазами одних, а после обеда — глазами других, а потом снова наоборот.
Начальник больше думает о том, что нужно сделать, а подчиненный — как. Можно привести фотографическую аналогию: начальник смотрит широким углом, этаким «рыбьим глазом», который позволяет одним махом увидеть всю картинку, но сильно искажает детали. Подчиненный наводит на предметы макрообъектив и выцеливает мелочи, не сильно вникая в их взаимосвязь с общей картиной.
Начальника не интересуют нюансы и мелкие неудобства, потому что он смотрит вдаль, вглубь, за горизонт. Начальник готов на временные жертвы ради перспективной выгоды, подчиненный — не всегда. Иногда начальник увлекается, и мелкие неудобства вместе с временными жертвами оказываются единственным результатом его действий. Если начальник эффективен, в стратегическом плане выгоды перекрывают жертвы, в том числе для отдельно взятых подчиненных, но они не склонны этого замечать.
Огромная часть непонимания между двумя лагерями происходит из того факта, что подчиненный оценивает очередной приказ плоско, со своей колокольни... Начальник сказал туда-то ехать, а там холодно... А толку? А смысл? Проблема начальника, если он не может донести более широкий контекст до подчиненного, либо сам работник чересчур обезопасил свой внутренний комфорт узостью мировоззрения. Мог бы не делать, а заставляют — плохо.
Чем выше начальник, тем больше компромиссов в его решениях. Не всегда это понятно снизу, но порой любое телодвижение начальника, а также его бездействие, приводит к негативным последсвтиям. Я считаю, что руководителей никогда нельзя оценивать только по началичию негатива от их деятельности. Скорее, критерием является соотношение позитив/негатив, к тому же, в не самой краткосрочной перспективе.
Впрочем, у начальников обычно обратная беда: они настолько "за горизонтом", настолько в перспективе будущего, что не замечают текущих проблем, иногда мелких, иногда просто досадных, которых постепенно копятся и приводят к очередному кризису. Подчиненные - как тонкие обонятельные вибрисы животного, хорошо чуют на близком расстоянии. Особенно, если там притаился известный пушной зверек.
Подчиненные уверены, что продукт производят именно они, тогда как начальство является золотым «набалдашником» на трости, функционально не очень нужным. Подчиненному удобнее считать, что это его талант и его трудоспособность лежат в основе прогресса компании. Любую форму руководства он считает некоторой уступкой бюрократии, этакой данью корпоративному игу, которого в идеальном мире быть не должно, как не должно быть отчетов, совещаний и рапортов.
Подчиненный не хочет видеть себя частью большой картины. Он будет сидеть на корпоративных стульях, пользоваться корпоративным интернетом, получать заготовки от поставщиков, с которыми договорился кто-то другой, пользоваться работой отдела маркетинга, который обеспечивает его работой, но при это сохранит уверенность, что это он - пуповина всего процесса. Кстати, чем ниже статус работника, тем обычно сильнее этот эффект, поэтому дворник или охранник — последний человек, с которым стоит спорить.
Впрочем, у начальников свои тараканы в голове, и они, конечно, уверены в том, что благодаря их тонкому чувству ситуации, грамотному руководству и безупречной организации производится их продукт, тогда как сотрудник — лишь один из взаимозаменяемых винтиков.
Начальники любят приписывать себе таланты подчиненного. Они говорят: «Это я его нашел, помните?» Ну, раз ты нашел, то человек и не жил до тех пор, не воспитывали его родители, не корпел он над учебниками, вот ты нашел — и из кошачьей фекалии образовался самородок.
Стороны расходятся во мнении, кто должен поддерживать порядок и высокую трудоспособность. Подчиненный никогда не читает должностных инструкций и считает, что обо всем запрещенном ему расскажут лично. Если начальство не гоняет за пунктуальность, можно приходить на работу в 9.20. Если появился штраф в 500 рублей за пять минут опоздания, в коллективе звучит революционная риторика времен Маркса. «Идея становится материальной, когда овладевает массами», - угрожающе бубнят сотрудники. - «Что это за беспредел? Кому это надо? Я работал все выходные в 2003, а тут из-за пяти паршивых минут...»
Начальник, в свою очередь, даром что начальник, верит в самоорганизующиеся структуры и врожденное чувство долга. Начальник не планировал вкалывать как проклятый 18 часов в сутки все годы своего начальства, он думал — вот поставлю дело, смажу механизм, и начнет он качать деньги с гарантией сто лет. Поэтому начальника жутко бесит, когда вдруг он узнает, как подчиненные сидят «фконтакте», ездят по личным делам, а то и попросту крысят деньги. Ленивому начальнику удобнее думать, что лично ему достались люди из шведского гранита, несгибаемые и неподкупные.
Острие напряжения — вопрос доходов. Подчиненные уверены, что начальник получает кучу бабла ни за что, и каждый второй тоже мечтает быть начальником. Не просто хочет — стремится к этому всеми фибрами души.
Начальник считает свои доходы полностью оправданными, потому что работает больше и интенсивней — конечно, если он фактический руководитель, а не номинальный. Кроме того, начальник живет за счет доли прибыли (если он партнер) или имеет побочных доходы от собственных компаний, ипэшичек и так далее. Он больше вкалывает и больше рискует, поэтому и получает больше — так оправдывает себя биг-босс. Финальным аккордом является такой довод: не нравится — попробуй создать свое дело. И, кстати, довод не лишен смысла: по крайней мере, это лучшее средство от розовых очков.
Но любой подчиненный отлично представляет, как управлять фирмой и отменно видит любые изъяны в работе начальства. Многие вещи настолько элементарны, что только наше ленивое и необразованное руководство могло докатиться до такого, а вот я бы решил все беды десятком указов. Собственно, в методе подчиненного есть сермяжная правда: зачастую он в самом деле видит слабые места куда лучше боссов. Он чувствует процессы кожей, а не в виде статистических таблиц и графиков. Умный начальник слушает подчиненных, впрочем, далеко не всегда идет на поводу: чаще всего сотрудники думают не столько об благе всей организации, сколько о своем личном удобстве. И главное - подчиненный видит лишь часть картинки, поэтому его правда чаще всего является лишь половиной правды. А половина правды иногда хуже неправды.
Специфика России — низкие требования к квалификации сотрудников на всех уровнях. У нас, случается, плохие начальники управляют посредственными подчиненными и все-таки генерируют какой-никакой денежный поток. А если замешан административный ресурс, денежный поток может быть даже выше, чем у соседней фирмы, которая работает с огоньком, но «по чесноку» (наивные). Взаимные упреки плохих начальников к плохим подчиненным и обратно — этакий анекдот нашего времени. Каждый точно знает, в чем причина наших бед, но себя технично выводит за скобки еще до начала рассмотрения вопроса.
Сходите выпить пива сначала с биг-боссом фирмы, а потом с его подчиненными - перед вами откроются две одинаково убедительные реальности, со своим набором виновных и своими героями.
Есть бездарные начальники. Есть такие, по которым плачет УК и награда за "труд" которых - забвение. Есть такие же подчиненные - ленивые, бестолковые, самомнящие. К счастью, это далеко не весь ассортимент, потому что большинство людей стремится к хорошей жизни и готово играть по правилам, где хорошая жизнь - главный приз. Жаль, правила игры не всегда разумны: иногда оказывается, что их удобнее нарушать.
Кто больше работает, начальник или подчиненный? Кто получает деньги более оправдано? Кто вообще главнее? В равной степени, абсолютно в равной. Также как собака не может бегать без своих ног, так и ноги без собаки годятся только на суп, да и то плохой.
Нередко в нашем мировоззрении появлялся перетяг то в одну, то в другую сторону. Вот большевики, фактически, пытались упразднить класс профессиональных управленцев, приравняв их к элите со всеми вытекающими нечистотами. Устранили и заменили на других управленцев, которым понадобилось лет этак двадцать, чтобы худо бедно научиться чему-то. На поверку оказалось, что власть бывшая и власть новая в смысле гуманности отличаются не так и сильно.
А в наше время пошел перетяг в область начальников и их материального обожествления. Начальник — это власть, это финансовая стабильность, это успешный человек. Начальник может торговать неким хайтеком, и будет «успешным бизнесменом», а тот инженер, который этот хайтек создавал, будет чмом в мятых штанах, и даже поставив их лицом к лицу и предоставив народу всю фактуру, мы не убедим никого, что быть инженером — это престижнее. Я очень надеюсь, что статус "исполнитель" в противовес статусу "организатор" перестанет звучать минорно.
Гармоничные фирмы и гармоничные государства возникают в тот момент, когда подчиненные перестают видеть в начальнике феодала, а начальники перестают относиться к подчиненным, как к одноразовому пушечному мясу. Обе стороны нужны друг другу в равной степени, и, что характерно, обе стороны могут создать друг другу условия, чтобы быть богатыми и глубоко удовлетворенными своей судьбой. Нужно просто чаще шагать навстречу друг другу.
|