«Участники
челябинского рынка перевозок бьют
тревогу: водить маршрутные такси в
городе-миллионнике скоро будет просто
некому», - пишет chelyabinsk.ru
Речь
про обязательную сдачу теоретического
экзамена для водителей, имеющих
иностранные права — сделать это нужно
до 5 ноября, иначе за каждого пойманного
«иноправника» юрлицо будет платить
штраф в 50 тысяч рублей. И далее из статьи:
«Руководители
автопредприятий возмущены: по их мнению,
у иностранцев слишком мало времени,
чтобы переучиться, а русские водители
не желают работать на маршрутках».
Я
обычно не комментирую самодостаточные
новости chelyabinsk.ru,
но
тут, честно говоря, улыбнуло. Что значит
«слишком мало времени»? Закон
приняли еще 7 мая 2013 года, и для водителя,
который уже якобы получал когда-то
права, сдать теорию — не такая уж
архизадача. Это же не в космическую
программу попасть, а просто вспомнить
то, что ты и так знал. Полагаю, тут и двух
недель достаточно.
Позиция
«возмущенных руководителей», которые
спекулируют на социальных потребностях
и намекают на транспортный коллапс,
кажется мне тупой и недостойной. Есть
несколько способов решить проблему:
оплатить сотрудникам курсы подготовки
к теоретическому экзамену или нанять
более дорогих водителей с российскими
правами. Ну да, каждое из этих телодвижений
требует финансирования, ну и что? Если
в иных случаях можно говорить об
избыточной бюрократической нагрузке
на предпринимателей, то не сейчас. Ибо
сдача российского экзамена на права —
это вполне естественное необходимое
(пусть и недостаточное) условие
безопасности пассажироперевозок.
Суть
ведь не только в знании правил как
таковых. Как-то ездил в рейд по маршруткам
с ГИБДД и лично увидел, что гастрабайтеры,
не говорящие по-русски — это не миф. С
него нечего взять и он ничего не понимает.
Может быть, в благополучной Америке его
бы тут же скрутили и отправили домой в
Мексику, но у нас страна гуманистов, так
что сотрудник ГИБДД общается с абонентом
с помощью пантомимы. Слабо себе
представляю, что делать в случае ДТП:
такой персонаж будет смотреть на тебя
честными коровьими глазами и, заикаясь,
сопрягать полдюжины услышанных где-то
русских слов.
Сдача
теоретического экзамена — это еще и
определенный тест на минимальную
образованность, знание языка и способность
воспринимать информацию. Не последние
качества для водителя, который перевозит
сотни человек ежедневно. К тому же,
пересдача экзамена является прекрасным
поводом для проверки документов:
разрешения на работу, медсправок и т.п.
Мне
вообще непонятны сантименты в этой
области. Окей, давайте по причине высоких
цен на авиабилеты брать в пилоты сезонных
студентов, которые сумели пройти до
последнего уровня авиасимулятор X-Plane
10.
Есть области, где минимальная квалификация
сотрудника определяется не субъективной
оценкой его работодателя, а нормами,
выработанными годами. В советское время
водитель автобуса не то что правила
знал на зубок — он сдавал тест на
концентрацию внимания, сравнимый с
авиационным. При этом работал в гораздо
более щадящем режиме, чем нынешние
наездники.
По
данным ГИБДД, процент сдачи экзаменов
мигрантами в разы хуже, чем у выпускников
автошкол. Некоторые преподносят это,
как свидетельство неразрешимости
проблемы. А по-моему, это лишнее
подтверждение необходимости изменений.
Понятно,
что в российских реалиях любая хорошая
затея смотрится в свое кривое зеркало,
и новый кодекс не решит проблем разом.
Наплыв трудовых мигрантов парализует пункты сдачи экзамена, и в какой-то момент появится искушение
прогнуться: либо открыть «левую» калитку
для тех, кто забашлял, либо смотреть
сквозь пальцы. Иначе они захлебнутся.
Также
очевидно, что теоретический экзамен —
далеко не гарантия безопасности. Но
само по себе изучение правил дисциплинирует, а главное — придает российским
правам определенную ценность, которой
можно лишиться за серьезное нарушение.
А вместе с правами потерять и работу.
И
хотя сдача экзамена — далеко не панацея,
но я рассматриваю ее как один из кирпичей
в фундаменте.
Касательно
российских водителей, которые якобы не
желают работать за предложенные деньги...
Видимо, речь о недостаточном уровне
оплаты, а коль скоро маршрутные перевозки
— серьезное мероприятие, зарплаты
должны соответствовать. И это еще один
способ избежать «транспортного коллапса».
Тут
дело даже не в национальности и не в
правах — среди россиян тоже немало
маршрутчиков с маленькой буквы, которым
я бы и микроволновку не доверил. Скорее,
повышенный уровень оплаты нужен для
привлечения более ответственных,
профессиональных кадров, и национальность,
по большому счету, не причем.
Возникает,
конечно, тонкий момент: какую-то часть
предполагаемых расходов предприниматель
может компенсировать за счет своих
прибылей (хотя это спекулятивная тема),
но очевидно, что при жестком подходе
стоимость проезда в маршрутке возрастет.
Возрастет, и правильно. Если предположить,
что нынешние перевозки адекватно-рентабельны,
но маршрутчики получают меньше уровня,
который устраивает водителей с нормальными
документам — значит, стоимость проезда
попросту занижена ценой безопасности.
Но вероятнее другой вариант: судя по
битве за маршруты, бизнес этот далек от
зоны убыточности.
Своей
нынешней позицией перевозчики
расписываются в профнепригодности.
Само по себе трудоустройство водителей,
не способных сдать рутинный экзамен,
говорит не в их пользу, но еще хуже, когда
они, владельцы бизнеса, не могут решить
проблему даже за отведенные законом
180 дней. Лишать лицензии всех, кто
пожаловался.
Касательно
трудовой миграции вообще, лично я бы не
смог дать ей однозначную оценку — за
или против. Ее просто нет. Все зависит
от нюансов, и я стою на той позиции, что
среди людей всех национальностей средний
процент способных и тупиц, работяг и
бездельников плюс/минус одинаковый. И
обычные граждане, равно как и трудовые
мигранты, позволяют себе ровно то, что
им позволяют.
Опытом
многих стран уже давно доказано: трудовые
мигранты могут принести пользу экономике,
но нуждаются в контроле. Можно спорить
о его размахе, однако сама психология
временно приезжего не способствует
фанатичному соблюдению законов, кодексов
и норм морали. И это касается турков в
Германии, южан в России или русских в
США. Попробуйте приехать в Европу и вот
так, с кондачка, получить работу не то
что в пассижроперевозках, хотя бы в
ритейле — возникнет куча препонов и
нюансов. Не вижу причин, по которым
Россия должна действовать по-другому,
пусть даже в ущерб собственной экономике.
А требование получить российские права
— это просто одна их форм контроля, не
более.
И
лично я голосую за радикальное ужесточение контроля
в сфере маршрутных перевозок. Мнение,
может быть, субъективное, но те редкие
разы, что я ездил на маршрутках последние
годы, вызывали, скорее, страх (правда,
тут я не увязываю этот страх
с национальностью водителя — даже не
помню, кто именно был за рулем). Если
одно время слабым звеном были дряхлые
«Газели», то сегодня с ростом поголовья
«Фордов» и «Пежо» на первое место выходит
человеческий фактор.
Постановление
правительства РФ «О допуске к управлению
транспортным средством»
|