Блог Артёма Краснова
Вторник, 30.04.2024, 10:12

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2010 » Декабрь » 27 » Промышленная сборка – работа над ошибками
23:01
Промышленная сборка – работа над ошибками


Начинается очередная глава в истории /как бы/ российского автопрома: новые условия промышленной сборки автомобилей подразумевают организацию в течение трех лет производства 300 тысяч автомобилей в год. За пять лет уровень локализации должен достигнуть 60%, в том числе, за счет производства в России двигателей и/или коробок передач для 30% выпускаемых автомобилей. Плюс – организация штамповки и сварки кузовов, плюс – создание инженерных центров и так далее.

Напомню, что 18 автозаводов в России (Ford в Питере, Volkswagen в Калуге, Renault в Москве и т.д.) уже работают в режиме промсборки, но по старому, более мягкому соглашению. Оно подразумевало выпуск не менее 25 тысяч автомобилей в год с постепенным наращиванием доли «российской себестоимости»: через два года – сварка и окраска кузовов, через 4,5 года – локализация на 2/3 и т.д. Такие соглашения заключались в 2006-2007 годах. В обмен на это пошлины на ввоз автокомпонентов  сокращались до 0-5%, тогда как для «непромышленных» автосборщиков составляли 5-15%, а при ввозе готовой машины достигали 40%.

Но опыт признан не то чтобы неудачным, но далеко не таким позитивным, как ожидалось. Да, карта России усеяна автомобильными заводами известных брендов. Да, созданы рабочие места. Да, в этом году местные иномарки почти победили импортируемые.

Но главная цель – стимулирование развития собственного производства – не достигнута. То есть иностранцы въехали к нам, но со своей мебелью. Они упорно не хотят пользоваться российскими мозгами и российской компонентной базой, предпочитая все ответственные узлы брать у собственных поставщиков (что, в целом, логично). Поэтому локализуются «простые» компоненты, вроде аккумуляторов, шин, щеток, резинотехнических изделий, кресел, которые и так производились в России, а условия по локализации выполняются формально, а то и вовсе не выполняются. Рабочие места создаются в основном на сборочных конвейерах, и к шибко квалифицированному и интеллектуальному такой труд отнести нельзя.  Конечно, есть подвижки, создаются СП и технопарки, но процесс идет медленней, чем хотелось бы. Сказывается очевидное противоречие: иностранцам выгодно минимизировать российскую составляющую, правительству – максимизировать.

И чтобы добиться этой цели, введены новые условия, которые уже согласованы с МЭРТ, Минфином и Минпромторгом. Условия радикально более жесткие, ибо подразумевают создание в России  полноценных предприятий калибра, грубо говоря, АвтоВАЗа.

Заводы, которые уже работают в режиме промсборки, никто не неволит – старое соглашении действуют до срока истечения. Другое дело, что срок этот наступит в 2013-2014 году, а принять решение о подписании нового соглашения требуется уже через два месяца! То есть производителям поставлен ультиматум: либо вы принимаете новые условия, либо через 2-3 года останетесь с 15-процентной пошлиной на компоненты. Причем заводы, работающие по промсборке сейчас, должны выдать на гора не 300 тысяч, а 350 тысяч автомобилей в год.

Что такое 300-350 тысяч автомобилей в год? Потенциал российского рынка в обозримом будущем – 3 млн автомобилей в год, до которых мы чуть-чуть не дотянулись в пиковом 2008 году. Таким образом, новые условия оставляют место для 8-10 предприятий, в реальности, скорее всего – 4-6.

Но пока даже самые успешные производители далеки от заявленной цифры: лидер промсборки «Автотор» произведет по итогам года порядка 150 тысяч автомобилей, Volkswagen/Skoda – 100 тысяч, «Автофрамос» - около 80 тысяч, Ford – 75 тысяч. Новый завод Hyundai в Питере рассчитан на 150 тысяч автомобилей в год максимум.

А какие проблемы нарастить объемы выпуска? Их две: нужны инвестиции (минимум полмиллиарда долларов, что превосходит объемы вливаний в существующие предприятия) - это раз. Но главное, 300-350 тысяч машин нужно умудриться кому-то продать. И если первая проблема решаема, то со второй вопросов больше, ведь сегодня ни один производитель, кроме АвтоВАЗа, не продает в России более 300 тысяч машин в год. К примеру, лидер рейтинга Chevrolet по итогам года покажет результат примерно 100 тысяч. Правда, тут нужно учитывать альянсы и мультибрендовые компании, например, Volkswagen/Skoda, но в любом случае риски большие.

Многие видят в новых условиях очередную «подачку» АвтоВАЗу и родственному ему альянсу Renault-Nissan, для которых выполнение новых условий не представляет видимой трудности (они их уже выполняют с запасом). Но в данном случае я не поклонник теории заговора, ибо логика в нововведении есть. Саму по себе инициативу я поддерживаю, но есть два момента, которые вызывают сомнение.

Даст ли «промсборка по-новому» импульс нашей промышленности, автопрому? Не факт. Потому что автопром этот сходит на нет в режиме пикирования. Правительство надеется, что иностранные гуру вдохновят российские предприятия, но скоро вдохновлять будет некого. Да, появятся местные производители автокомпонентов, но это будут совместные предприятия, где интеллектуальный тон задают иностранцы, а россияне отвечают за исполнительную часть. Ну, знаете: «Принеси, подай, иди на … , не мешай». По такому принципу работают сотни производств в «околоавтомобильных» странах, вроде Бразилии, что не делает их значимыми игроками в мировом автопроме.

Мы надеемся, что приедут иностранцы и засеют наши поля пшеницей, но они приедут со своим черноземом, который, при случае, скатают в рулон и увезут с собой. А нам нужен свой чернозем, который питается энергией растущего малого бизнеса, который конкурентоспособен и полон жизни. Но такого чернозема не только нет и не предвидится, его еще и вытравливают при каждом удобном случае. Вот и получается, что промсборка даже 300 тысяч автомобилей и 200 тысяч двигателей – это не более чем способ занять россиян относительно низкоквалифицированным трудом.

Речь еще шла про создание инженерных центров, но пока я с трудом представляю, как в современном мире проконтролировать, где и кем именно разрабатывается автомобиль, так что это условие при желании можно обойти.  

Здесь есть некая подмена понятий. Правительство, вроде бы стимулирует развитие отечественной промышленности, но на деле больше помогает иностранным предприятиям. Мы даем им рабочую силу и рынок сбыта, но все ценные ноу-хау, весь опыт и технологии в любом случае нам недоступны.

Задумайтесь вот над чем: несмотря на дешевую рабочую силу, иностранцы локализуют свои автомобили из-под палки. Их больше интересует наш рынок, чем наш производственный потенциал. Разве это не прискорбно? ИМХО, правительству нужно не столько загонять иностранцев в Россию, сколько создавать условия, чтобы им было выгодно приходить сюда. Они должны говорить: "Вы знаете, какие стекла делает Боравтостекло? Да таких стекол и по такой цене не делает никто в мире, поэтому мы будем покупать только у вас! И не только для российского завода, но и для испанского, турецкого, бразильского..."

Второе сомнение исходит от меня, как обычного потребителя.  Ставлю себя на место автопроизводителей: как продать в России 350 тысяч машин в год? Делать ставку на массовые автомобили. Поэтому основную массу продаж составят штук пять-шесть «народных иномарок» а-ля «Логан», «Полуседан», «Солярис», тогда как классные, но нишевые модели, останутся за бортом или будут стоить непомерно дорого. Конечно, не все так плохо – сегодня на одном заводе умудряются выпускать по пять-шесть родственных моделей разных классов, но что-то мне подсказывает, что ассортимент станет совсем уж куцым. В погоне за массовостью, автопроизводители вынуждены будут концентрировать усилия именно на «среднестатистических» моделях, так что автогурманам придется умерить аппетиты. В общем, история повторяется: "Копейка", "Москвич", "Волга" ну и "Ушастый" для совсем уж неимущим.

А ждать, что эти народные машины будут шибко доступные, тоже не стоит – в конце концов, вложенные инвестиции нужно будет отбить.

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1277 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: автопром, промышленная сборка | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 29
1 Paragon  
Артём, хватит уже убиваться по поводу неудовлетворённых имперских амбиций. Времена великих свершений давно позади, и Россия сейчас - такая же супердержава, как Венесуэла или ОАЭ. Сырьевому придатку не нужна своя полноценная автопромышленость. Официальные лица уже говорят о поставке в вооружённые силы импортного стрелкового оружия - мол, калаши (включая сотую серию) и СВД безнадёжно устарели. Мы по старой памяти изображаем из себя великую страну, но при этом выглядим, как олигарх, торгующий пирожками на базаре.

2 Артем_КРАСНОВ  
Согласен, да и не особо убиваюсь. Меня бесит другое: если у нас есть амбиции, нужно их реализовывать. А если их нет (что уже более вероятно), то к чему весь этот цирк с пошлинами и таможенными барьерами? Меня не покидает ощущение, что мы раз за разом наедаемся дерьма бесплатно. Мы доплачиваем государству за право ездить на более-менее вменяемых машинах, иностранные производители доплачивают за то, чтобы их здесь производить и продавать...

3 Paragon  
Весь этот цирк нужен для обеспечения правильным людям стабильного дохода без каких-либо дополнительных усилий. Что при этом будет со страной, промышленностью и вселенской справедливостью, им глубоко пох.

4 Paragon  
Наверняка боян, но попалось на глаза недавно:

1996 год: "АвтоВАЗ выпустит седан для чиновников и народный автомобиль для горожан и сельчан", - сказал Виктор Черномырдин. Он считает, что помощь в размере 15 трлн. рублей , которую необходимо предоставить АвтоВАЗу, не только покроет текущие потребности предприятия, но и будет способствовать развитию производства.

1999 год: "АвтоВАЗ выпустит автомобиль на базе немецкого седана в течение двух лет", - сказал Владимир Путин, аргументируя выделение заводу помощи в размере 13 млрд. рублей .

2002 год: "АвтоВАЗ станет конкурентоспособным в течение трёх лет", - сказал Михаил Касьянов. Для этого ему необходима помощь размером 17,5 млрд. рублей.

2009 год: "АвтоВАЗ станет мировым брендом в течение трёх лет", - сказал Алексей Кудрин. Он считает, что помощь в 25 млрд. рублей , которую необходимо предоставить АвтоВАЗу, не только покроет текущие потребности предприятия, но и будет способствовать развитию производства.

2011 год: В 2011 году российское правительство выделит на поддержку отечественного автопрома 17 миллиардов рублей. Об этом премьер-министр России Владимир Путин заявил во время совещания в Нижнем Новгороде


5 Anry  
Я про это новость говорил, еще когда обсуждали солярис. Мой прогноз еще мрачнее, думаю выпуск сократится вообще до 1-2 моделей. Однако, у меня вопрос. Как подобные меры согласуются с вступлением в ВТО, о котором тоже много трубят? Может кто-нибудь вкурсе?

6 мда  
может это с прицелом на экспорт
вон турком тоже столька тает нафиг не нужно :)
продают в россию
а мы им фольксвагены
или в индию фольксвагены
или в чехию шкоды наши будут продавать :)))))

7 мда  
извените новый год
не экспорт а импорт :)

8 мда  
бля внатуре новый год
не ипорт а все верно экспорт

9 Paragon  
Кросавчег! Повеселил, спасибо biggrin

10 Артем_КРАСНОВ  
Новость авторевю "Пусть всегда будет Sunny" http://www.autoreview.ru/news/160/75524/...В результате новых правил промсборки, такие вот огузки-санни могут стать "любимыми авто россиян". Нравится, не нравится, ездить то на чем-то надо ))

11 мда  
задние сидухи как в спортивных авто
места будет много для тещи :))

12 Лёхин  
не люблю когда правила меняют во время игры. Вот заодно и посмотрим на сколько действенными будут эти соглашения . Если производители начнут обратно перевозить производство или хотя бы производство внутри страны упадет, а импорт увеличится то курс был неверным. Хотя есть некоторые категории граждан которые готовы чуть доплатить и купит товар нормального качества. И вообще как они собираются согласовывать это все с ВТО - пошлины то прийдется понижать и к нам хлынит поток машин по вменяемым ценам или я не прав? Артем проведи собственное журналистское расследование что нам светит при вступлении в ВТО в плане авто.

13 Артем_КРАСНОВ  
Гм... Насчет ВТО подумаю... Не интересовался до сих пор вопросом. Уйти-то, я думаю, все не уйдут, но взамен на кучу геморроя наверняка сдерут с будущих покупателей три шкуры. Миллиардные вложения нужно возвращать, а с учетом "предсказуемости" российской экономики, делать это быстро.

14 beerkeen  
Прямо даже и не знаю что сказать. Но шушарские камрюхи, народ, вроде пока, хвалит. Посмотрим, что будет дальше. Сам пока к ней приглядываюсь, ибо японскую сборку возить перестали. ИМХО, конечно, возможно ошибаюсь, но и ценник там совсем другой.

15 Чебурашка  
статья имхо одна вода: толи да, толи нет, толи не уверен, толи не согласен.
по теме: достаточно вспомнить каким мы были авторынком в 2000 и скока чего имели окромя наше-прома и скока стало сейчас. Судят по делам, а не по само-фантязиям найденным на кончике пера. Борцуны ату меня! ^^
насчет 300к авто - имхо посыл делать недорогие авто дабы больше продать а излишки толкнуть за рубеж. И наконец рено разродился на поглощение автоваза - это его согласие на новые тех.условия.

16 Артем_КРАСНОВ  
Для тех, кто различает только два цвета, отвечу кратко - я за.

17 Лёхин  
а я воздержусь)

18 Чебурашка  
16 Артем_КРАСНОВ (Вчера 19:46)
Для тех, кто различает только два цвета, отвечу кратко - я за.
___
Я прост умом и не осилил фразу. Можно разжевать?
По теме еще немного воды: рено с поглащением автоваза УЖЕ соотвествует новым тех условиям и по количеству и по локализации. А вспомним что автоваз купил москвича, то "французы" уже могут себе в копилку записать порядка 700-900 тыс. ежегодных авто. Рено потому и согласился на покупку ваза что знал про новые условия а не потому, что Путин такой умный и сумел втюхнуть. Рено умный за копейку получил билет, за который немцам и корейцам пришлось платить первый взнос в 0,5 млрд.евро.
Ставлю на то, что кроме рено-нисанна-автоваза полюбому подпишуться ВАГ и хундай-киа. Немцы для того седан и запускают. а следом и фабию-лоукост. Корейцы же следом за солярисом запускают новый рио который тоже являеться типа бюджетником.
Остальных смоет.

19 Артем_КРАСНОВ  
Для тех, кто живет по двоичной системе: да/нет, за/против, черное/белое. ))) Доступно разжевал? Без обид.

21 Paragon  
Будучи трезвым программистом, не могу не возразить. Артём, зря ты так о двоичной системе. Всего 32 двоичных разряда, и монитор уже передаёт больше 4 млрд. цветов. Градиентную заливку от красного к синему уже никто и не заметит.

22 Артем_КРАСНОВ  
Да я люблю двоичную систему )) Немного не про то говорил.

Просто некоторые люди обожают, чтобы все было как в армии - точно да, или точно нет. Я сам не такой, я люблю полутона и всякие нюансы, но если Чебурашке нужен только 0 или только 1, я "округлил" свое мнение до единицы

А вообще... Кончаем скучные разговоры. Новый год скоро! ))


20 Артем_КРАСНОВ  
По поводу Рено абсолютно согласен с Чебуршакой. В принципе, были и риски, но пока для них все хорошо складывается. Получили завод с инфраструктурой, плюс известный в России бренд, расплатившись оборудованием, накотором сами и будут выпускать машины ))

Кстати, VAG, мне кажется, тоже без труда выполнит условия. В этом году продажи Volkswagen/Skoda составят порядка 140 тысяч и это без Полика практически, так что в следующем планка 200 им покорится.


23 мда  
в следующем году я вагу уже не смогу помочь :(

24 Артем_КРАСНОВ  
Не-не, надо

Загадай желание - хочу Порш. Какая никакая, а помощь вагу


25 мда  
взять 911 в 996 кузове дело не хитрое
но он мне не нравится
997 кузов еще дорог :)
кайман нравится но тоже дорог
круто конечно взять 964 кузов кабрик но они по конским ценам продаются :)

26 Чебурашка  
потешно конечно, но Артем я совсем не обиделся т.к. не вижу с чего мне ошибаться. Даже больше скажу я вообще не въехал ни в первый, ни во второй ответ. поэтому еще раз прошу разжевать мне "за" что ты? И да, я осилю еще немного цветов и оттенков т.к. я всетаки немного дружен с компами :)

28 Артем_КРАСНОВ  
В другой день я бы непременно впутался в этот перспективный холивар, но сегодня - С Новым Годом, Чебурашка!

27 мда  
ЗА понимание!

29 Артем_КРАСНОВ  
Отличный тост!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |