Блог Артёма Краснова
Воскресенье, 29.11.2020, 19:21

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Октябрь » 27 » Проект «Кортеж» - национальная гордость или национальный фарc?
14:38
Проект «Кортеж» - национальная гордость или национальный фарc?

Дизайн уже утвержден президентом. Фото с сайта "За рулем"

У меня нет однозначного отношения к проекту «Кортеж». Напомню, что амбиции его через край: планируется создать не только президентский лимузин (кстати, самый длинный серийный автомобиль в мире), но целое семейство машин для випов и даже для обычных покупателей. В настоящее время уже готов дизайн-проект лимузина, а недавно стало известно имя компании, которая разработает двигатель — Porsche.

Идея российского президентомобиля обсуждалась уже лет пять как, и одним из вариантов был жесткий бейдж-инжиниринг: взять готовый автомобиль премиум-класса, русифицировать дизайн, наклеить шильдики и готово. В частности, такую концепцию предлагала группа ГАЗ. По слухам, ей было отказано в том числе ради того, чтобы дистанцировать проект «Кортеж» от российский олигархов.

Исполнителем был назначен институт НАМИ во главе с одним из бывших вице-президентов АвтоВАЗА Максимом Нагайцевым. Концепция изменилась радикально. НАМИ предложил делать с нуля даже не автомобиль, а целую платформу, на которой построят сразу три типа машин: лимузин (седан), внедорожник и микроавтобус. Фактически, в президентском кортеже используются все три класса автомобилей: помимо флагмана есть еще машины охраны и пункта связи. И, наверное, есть смысл строить их на одной платформе: с одной стороны, это увеличит объемы производства и удешевит его, с другой, позволит уравнять автомобили по техническим возможностям. Сейчас в гараже президента — бронированные Mercedes-Benz S-класса в варианте Pullman, несколько Mercedes G-класса (Гелендвагены) и ML, а также микроавтобусы Volkswagen.

Второй важный момент: НАМИ предлагает на той же платформе выпускать автомобили для других ветвей власти в чуть упрощенном виде. И, наконец, третий сегмент — автомобили для «простых смертных», которые, конечно, будут позиционироваться в премиум-сегменте, но стоить более-менее разумно, чтобы их мог купить бизнесмен средней руки.

Отсюда еще одно отличие от первоначальной концепции бейдж-инжиниринга: по замыслу создателей, проект «Кортеж» должен приносить прибыль, а деньги, взятые у государства, должны вернуться в казну. Что и говорить - благие намерения...

Технических подробностей пока немного. Известно, что платформа будет полноприводной, а Porsche разработает турбомотор V12 мощностью до 800 л.с. Есть и презентационные фотографии дизайнерского макета с готовым интерьером.

Дизайн, кстати, выбирали из десятков вариантов, после чего шорт-лист показали президенту, и он уже отобрал пару лучших. Итоговый и утвержденный дизайн выполнен по мотивам ЗИС-110.

 

ЗИС-110 выпускался с 1945 по 1958 годы. Новый автомобиль напоминает его пропорциями и помпезностью дизайна, который, кстати, во многом заимствован у американского Packard 180 военных лет

 

Что касается участия иностранцев, то оно вроде как не противоречит идеи российского лимузина. Дескать, в любом случае автопром глобализован, и нет никакого смысла разрабатывать тормозную систему или рулевое, когда десятки компаний могут спроектировать и выпустить любой вариант. Porsche, видимо, займет даже большую роль, чем просто разработчик мотора. Немецкая компания будет курировать весь проект: примерно по такой же схеме с Porsche работал АвтоВАЗ в начале 80-х при разработке ВАЗ-2108.

Символы государственности - хорошо, но зачем же так крупно? Размеры выдают некую неуверенность в себе

Теперь несколько соображений. Во-первых, для меня до конца не ясна необходимость президентского автомобиля Made in Russia. Если речь о национальной гордости, то нужно делать самим, а не аутсорсить каждую деталь. Я понимаю, зачем мы строим новую платформу танка и самолета, но вот лимузин...

Если задача обеспечить комфорт и безопасность президенту, то все уже изобретено до нас: я очень сомневаюсь, что разработанный НАМИ автомобиль будет во сто крат лучше Mercedes-Benz S-класса (Rolls-Royce Phantom, Volkswagen Phaeton, Bentley Flying Spur — поставьте любимый бренд). И дело даже не в том, я идолопоклонник Запада (упаси бог), просто законы автомобильной экономики очень жесткие: по цене-качеству всегда выиграет автомобиль крупного производителя, ориентированный на сотни рынков. Да, президентский автомобиль в каком-то смысле — штучная работа, но доведенная до совершенства основа (шасси, двигатель, электроника) позволяют опереть эту штучную работу на надежный и недорогой фундамент.

Может быть, речь о подъеме российского производства? В принципе, да: ребята из команды НАМИ наберутся опыта, а сам институт уже получает новое оборудование и цеха. Но будет ли этого достаточно для автономного плаванья? Или производство в Ульяновске (там планируется наладить выпуск) будет напоминать очередную отверточную сборку? Тем более, речь о крошечном производстве: сотня-другая рабочих мест.

Скажем, АвтоВАЗ, которому та же Porsche интенсивно помогала доводить «восьмерку», если и набрался опыта, то критической массы это не достигло. Опыт-опытом, но Porsche не отдаст конкурентам (а «Кортеж» - их конкуренты) ничего сверх того, что оговорено заказчиком. И уж тем более не будет тащить проект за уши. Просили двигатель — получайте. А систему контроля качества отрабатывайте сами.

Идея сделать проект коммерчески привлекательным — трезвая и благая, но вот насколько выполнимая? Скажем, принцип единой платформы может сыграть злую шутку, потому что требования к бронированному лимузину и гражданскому «легкоатлету» могут быть весьма разными. Тот же двигатель V12 с двумя турбинами и двумя интекулерами — ну куда такой? Он будет стоить, как целый BMW 5, и для гражданской машины окажется избыточным. Значит, нужно семейство двигателей разного объема и разной мощности, а это задача совсем другого уровня сложности.

Короче говоря, я даже не берусь предсказывать, куда вырулит проект. Может быть, как Олимпиада, он закончится победой и заставит скептиков раскаяться (расходы — не в счет). Может быть, он станет очередным фарсом и тихо угаснет под каким-нибудь благовидным предлогом (а-ля Ё-мобиль). Есть еще масса промежуточных вариантов: скажем, вместо семейства машин с горем-пополам сделают лишь сам лимузин в количестве 1-2 штуки, а его уделом станут бесконечные демонстрации из серии «мы тоже могём». Президент же будет ездить на добротной импортной технике, сославшись на необходимость мелких доработок «Кортежа».

И я, если честно, склоняюсь к пессимистичному варианту. В принципе, построить некий автомобиль, способный с относительным комфортом перемещаться в пространстве — задача не такая уж сложная (особенно, если привлекать именитые фирмы и не иметь ограничений по бюджету). Гораздо сложнее сделать его как минимум не хуже существующих аналогов, и особенно по такому параметру, как цена-качество. Сложно сделать не для галочки.

Идея продавать такую машину простым людям - из серии сладких грез. Рынок премиум-машин весьма насыщен, консервативен и очень чувствителен к силе бренда. Нувориши здесь пробивают с адским трудом — достаточно взглянуть на опыт Lexus и более молодой Infiniti, не говоря про Acura. Да, на имидж «Кортежа» может работать тот факт, что его использует сам президент (если это будет так), но на деле получится, что президентская машина отличается от «обычной» также, как «Нива», подаренная Путину лет пять назад, отличалась от серийной. Я думаю, что если «лоу-кост» лимизуины и появятся, на деле они будут архаичнее и дороже аналогов немецкой тройки, «Ягуаров», «Бентли», «Кадиллаков». Покупать их если и будут, то ради китча, как покупают старые «Чайки», американские дредноуты или гражданские «Тигры».

На одном из моих любимых сайтов zapret-no.livejournal.com есть хороший фотоотчет из заброшенных цехов ЗИЛа, где простые люди делали автомобили для непростых людей. Что имеем, не храним... Рекомендую.

Также есть опасения, что руководители проекта, даже если сейчас их намерения чисты, со временем захотят либо чуть-чуть отпилить, либо компенсировать свои просчеты увеличенным финансированием. Мне даже трудно представить, что может быть по-другому (ох, как хочется ошибиться). Когда проект по документам будет на стадии «готово на 95%», под оставшиеся 5% можно провести бюджет небольшой страны. Кстати, сейчас инвестиции оценивают примерно в 20 млрд рублей (точных данных нет), что по меркам автопрома не такая уж весомая сумма, если речь о разработке целой платформы, включая двигатели и трансмиссии. А если добавить к этому инвестиции в организацию производства, сумма и вовсе становится смехотворной.

А сколько будет стоить обслуживание неформатного авто с двигателем V12 мощностью 800 л.с.? Не слишком ли дорого обойдется имидж?

Если дизайн седана пусть не восхищает, но и отторжения не вызывает, то внедорожник получился более одиозным, а минивэн так и вовсе напоминает "шедевры" SsangYong. Чтобы такие машины пользовались спросом на обычном рынке, они должны быть легендами, как тот же G-wagen

Меня, если честно, не особенно печалит отсутствие российского лимузина. И мою национальную гордость Путин на «Мерсе» тоже не задевает. Постройка такой машины — проект не первостепенный: нам куда больше не хватает машин в сверхдешевом сегменте, где, по большому счету, нет ничего, кроме Lada Granta. Ведь то, на чем ездит народ, влияет на национальную гордость ничуть не меньше того, на чем ездит президент. Хотя создавать малолитражки сложнее, чем лимузины — пожалуй, только это и оправдывает сие начинание.

Но я не ставлю крест на проекте «Кортеж». Скажем так: я хочу, чтобы он меня удивил. Чтобы я раскаялся за свои слова в предыдущих абзацах. Особенно за абзацы про вымогательство денег у государства. Вот это было бы классным подарком к годовщине Великой Октябрьской — как раз в те месяцы лимузин должен быть запущен в серию.

Hongqi CA72 1958 года - не только первый китайский лимузин, но и первая китайская легковушка вообще. Правда, за время существования бренда концепция машин менялась: например, многие модели выпущены на платформах Audi, Lincoln и Toyota. Полагаю, проект "Кортеж" ближе всего именно к идеи "Красного флага" - так переводится Hongqi

Мировая практика

 

Страны, для которых автопром является стратегической отраслью, в основном используют отечественную технику для президентских автопарков. Сюда относится даже Китай, который известен во всем мире лишь машинами среднего ценового сегмента (причем, в Китае свои членовозы существуют с давних времен).

По этой логике Россия тоже должна посадить президента на отечественный автомобиль. Одна лишь загвоздка: наш автопром хоть и является стратегическим направлением, но на деле представляет собой лишь проекцию мирового автопрома: идеи и разработки — их, металл и руки - наши. Видимо, таким же будет и российский лимузин для президента.

На чем ездят лидеры разных стран

 

Страна

Марка автомобиля

Примечание

Китай

Hongqi

Местный достаточно старый бренд люксовых автомобилей, принадлежащий FAW

США

Cadillac One

Фактически, это машина в единичном экземпляре, созданная из «конструктора» джиэмовских компонентов и с дизайном в стиле Cadillac DTC

Германия

Audi A8, Volkswagen Phaeton, Mercedes-Benz S-класса, BMW 7

Ангела Меркель не имеет явных предпочтений, возможно, в рамках политики равноправия ведущих немецких концернов

Франция

Citroen C6, Peugeot 607, Renault Vel Satis

Франсуа Олланд использует бронированный Citroen C6, его предшественник тоже предпочитали один из трех «лимузинов» французских компаний

Австралия

Rolls-Royce Phantom VI, Holden Caprice

Видимо, «Роллс» - это дань британской короне, тогда как в повседневности премьер-министр ездит на Holden Caprice — бренд местный, автомобиль по сути американский.

Бразилия

Rolls-Royce Silver Wraith (1952 года), Ford Fusion Hybrid

Бразильские власти имеют классический «Роллс» для пафосных случаев и актуальный гибрид для повседневности

Канада

Lincoln Town Car, Lincoln MKS

Сказывается соседство с Америкой

Индия

Mercedes-Benz S600 (W221) Pullman

Примерно как у Путина

Россия

Mercedes-Benz S600 (W221) Pullman

В точности как у Путина

Британия

Несколько Rolls-Royce, Daimler, Jaguar, Range Rover

Королевская семья и премьер-министр хранят верность британскому автопрому с давних времен, благо, им есть, из чего выбирать

Мексика

Chevrolet Suburban, Cadillac Escalade

По меркам власть имущих — весьма простенько

 

Категория: Новинки | Просмотров: 1039 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: Проект Кортеж, премиум-сегмент | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 5
1 Партизан   [Материал]
А руль у форда утащили...

0
2 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Да вряд ли... У Форда герб помельче smile

3 Партизан   [Материал]
Ну разве что герб помельче... tongue wink

4 Партизан   [Материал]
Блин, наизобретали ракеты и подводные лодки, зашугали всю Европу, обезьяныч того и гляди на пальму обратно полезет, по дальше от Вовы что-бы быть, а машину свою не можем придумать. Ездим на каких-то ведрах фрицевских. Че за хрень то в самом деле? Все у кого есть автопром, передвигаются на своих машинах. И только наш всесильный Вова на фашистском танке.

5 PsKoT   [Материал]
Это чтобы знать какие технологии там используются!!! И шугать их еще больше ))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |