Блог Артёма Краснова
Вторник, 29.09.2020, 05:15

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2012 » Январь » 30 » Продается АвтоВАЗ
20:51
Продается АвтоВАЗ


В феврале-марте 2012 года тольяттинский автозавод может окончательно перейти в собственность альянса Renault-Nissan, превратившись, фактически, в филиал иностранного предприятия.

В настоящий момент у АвтоВАЗа три крупных акционера, два из которых – «Тройка-Диалог» (дочка Сбербанка) и госкорпорация «Ростехнологии» являются, по факту, представителями нашего государства, а третий акционер – Renault, основная стратегическая надежда. До недавнего времени доли всех владельцев равнялись блокирующему паркету акций (25%), однако после недавней допэмиссии доля  «Тройки» снижена до 21%, доля «Ростехнология» увеличена до 29%, а  Renault пока осталась при своих, доинвестировав в завод за счет поставок оборудования.

Пока не совсем понятно, кто больше заинтересован в окончательном «офранцузивании» завода. Видимо, «Тройка Диалог», уже несколько лет позиционирующая себя временным инвестором, которому завод в стратегическом плане неинтересен. Попытки избавиться от акций предпринимаются уже третий год, и был даже план обменять четверть АвтоВАЗовских акций на 1% акций Nissan или 2% акций Renault, менее рискованных, однако такой вариант, похоже, не устроил иностранцев.

Сама Renault не горела особым желанием скупать АвтоВАЗ, а может быть, просто вела игру на понижение. Аналитики сходятся во мнении, что цена, за которую продают пакеты акций АвтоВАЗа изрядно завышена, к примеру, те 25% обошлись Renault в $1 млрд, при том, что эксперты на тот момент оценивали капитализацию завода на уровне $1,5-2,2 млрд. Таким образом, французы переплатили минимум в два раза, и это без учета инвестиций после допэмиссии, которые к началу текущего года составили около $300 млн (если бы не было инвестиций, доля Renault в АвтоВАЗе снизилась бы, и главным акционером стали «Ростехнологии»).

Очевидно, что французы согласились на такие условия, в том числе, по политическим мотивам. Завод – это инфраструктура, оборудование, технологии, но все это не уникально. Зато уникален доступ на российский рынок в таком масштабе со всей его специфической конъюнктурой в виде таможенных пошлин и правил промсборки. Инвестируя в России очень важно, чтобы правила игры оставались прежними, поэтому без лояльности со стороны правительства не обойтись. И торговаться с этим правительством нужно без фанатизма.

Поскольку для Renault рынок России и Китая являются стратегическими, отказываться от возможности взять под контроль крупнейший автозавод тоже нельзя. Предполагаю, что стороны долго играли в кошки-мышки, например, «Тройка Диалог» намекала на возможную продажу акций на бирже (что, очевидно, резко снизило бы их стоимость), а Renault делала вид, будто довольна своим блокирующим пакетом. Сейчас, видимо, компромисс найден, и Renault-Nissan готовы выкупить контрольный пакет, хотя детали сделки не разглашаются.

Интереснее всего, что же будет потом. Смена владельца крупной компании далеко не всегда означает радикальные перемены. Фактически, меняется кошелек, в который текут прибыли (иногда со знаком минус), и совет директоров, который отвечает за долговременную стратегию. Рабочие могут не знать, что у предприятия сменился собственник, потому что непосредственное руководство осуществляет наемный генеральный директор и его «свита», а он может остаться на месте.

Renault-Nissan – целесообразные инвесторы, которым интересны прибыли, поэтому ломать и ликвидировать что-то они будут лишь в случае экономической оправданности. Бренд Lada, модель Granta и прочие наработки АвтоВАЗа не канут в лету после «захвата» завода франко-японским альянсом. Наоборот, это конкурентные преимущества, которые можно усилить и монетизировать.

Но в длительной перспективе  линии судьбы французского АвтоВАЗа и нынешнего могут разойтись. Скорее всего, альянс постарается использовать свой опыт  в области снижения издержек и выпуска массовых моделей, так что наиболее серьезные изменения ждут АвтоВАЗ в работе с поставщиками и системе контроля качества. Лес рубят – щепки летят:  наверняка не обойдется без сокращения персонала и отказов от работы с некоторыми партнерами.

Затем исконные платформы АвтоВАЗа будут заменяться на «альянсовские», поскольку это самый прямой путь к снижению издержек. Нет никакого смысла проектировать Lada С-класса, когда огромные деньги вложены в разработку Renault Megane. Помешать этому процессу, в теории, могут новые правила промсборки, обязывающие промсборщиков иметь собственные инженерные центры в России, однако в правилах ничего не говорится об уникальности разработок этих центров (да это было бы и нецелесообразно).

Вообще, покупка крупных автопроизводителей иностранными инвесторами весьма распространена, и сценариев обычно два. Если объект сделки чем-то уникален и обладает большим потенциалом, в него просто впрыскивают энные суммы денег и создают условия для развития. Примером является покупка индийской компанией Tata известных английских брендов Jaguar и Land Rover. В этом случае влияние инвестора на «личность» марок ограничено, и сделка носит, скорее, финансовый характер. Ведь при индийском правлении выпущен один из самых харизматичных и стильных «Ленд Роверов» - Evoque, и весьма перспективный Jaguar XJ, в котором вы не найдет ни единой черточки от Tata Nano.

Второй сценарий – это покупка крупным автопроизводителем сравнительно отсталой компании, обладающей нетехнологическими преимуществами (чаще всего – географическим положением, инфраструктурой и наличием рабочей силы). Пример: покупка Volkswagen чешской Skoda. Сделка началась в 1991 году, а полный выкуп произошел через десять лет. Показательно, что именно тогда закончилось время «Фелиций» и «Фаворитов», на смену которым пришли фольксвагеновские Fabia и Octavia.

Очевидно, для АвтоВАЗа уготован второй сценарий, тем более, у Renault есть позитивный опыт такого поглощения с румынской Dacia. Кстати, Logan часто ассоциируют с «Дачией», хотя это сугубо французское изобретение, выпускаемое на заводах Бразилии, Колумбии, Морокко, Ирана, Индии и Южной Африки. То есть «Дачии» выдали подходящую модель, тогда как румынские «Дачии» уже стали достоянием истории (хотя марка ведет родословную с 1968 года, почти как АвтоВАЗ).  

У такого подхода есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, в достаточно короткий срок производство подтягивается под уровень материнской компании. Все, что не укладывается в схему либо глубоко модернизируется, либо идет по снос, поэтому всегда есть недовольные, но в целом это сравнительно безболезненный путь превратить отстающее предприятие в современное производство, пусть и неоригинальное по сути.

Есть и риски. Купленное предприятие включается в общую производственную систему, и вопрос о распределении обязанностей решается уже в глобальном смысле. Если в какой-то момент целесообразным станет роботизировать производство и оставить на нем 5000 человек, остальных так или иначе сократят. Другими словами, роль социально-гуманистических мотивов в управлении заводом снижается, уступая место коммерческому расчету. Хорошо это или плохо – вопрос. Было ведь подозрение, что на АвтоВАЗе такие мотивы лишь маскирует очередной распил.

 Купленное предприятие, по сути, теряет индивидуальность, а вместе с ней и шанс когда-нибудь стать мощной силой в мировом автопроме. Другое дело, что у АвтоВАЗа такого шанса (да и амбиций), похоже, не было.

Впрочем, остается и другой глобальный вопрос, не раз поднимаемый в предыдущих холиварах:  на чем же будем зарабатывать мы, россияне, если даже АвтоВАЗ начнет качать деньги прямиком за границу?

 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1047 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: Renault, АвтоВАЗ | Рейтинг: 4.7/6


Всего комментариев: 15
1 Cиплый   [Материал]
на чем же будем зарабатывать мы, россияне, если даже АвтоВАЗ начнет качать деньги прямиком за границу?
Пока он качал только убытки...последние 2 года не в счет, программа утилизации вытянула...теперь она закончилась, думаю скорый спад продаж не за горами...интересно читать твою точку зрения на инвестиционные риски особенно после прочтения Паршева...у него кстати не одна книга...чет не верится мне в такую интеграцию...ну поживем увидим...

4 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Боюсь, без интеграции производтво будет нерентабельным.
Есть ведь и примеры неудачных альянсов, например, BMW-Rover. Во многом их подвела кардинальная разница в платформах: BMW - заднеприводные, Rover - переднеприводные. Нужно было чем-то жертствовать, в итоге альянс развалился, принеся BMW убытки.
Bentley Continental GT построен на агрегатах Volkswagen Phaeton, хотя уж для такой элитной марки могли бы создать агрегатную базу вообще с нуля. Но снова нерентабельно, а для покупателя, по большому счету, без разницы, пока это не заметно.
Так что ради самостойности АвтоВАЗа таких исключений делать не будут.

Вот если бы Артем умел держать слово, аля "пацан сказал, пацан сделал", то и статейка бы наверняка получилась бы другой.
Не все так просто с этим автоВАЗом.

3 Cиплый   [Материал]
Поясни, не совсем понял про что ты...

Артем_КРАСНОВ |# 8
Генерал-лейтенант

Будет время - посмотрю. Заинтриговали.
Пиар-технологи вы похлеще кремлевской команды


Речь о фильме "Кризис 2008. Спасти Россию"

Там на общем фоне, и про АвтоВАЗ говорится. Что? Как? И почему именно так поступили. Пусть нюанс, но все таки.

Ну и 7,5 раз обещал ролик слепить, "выезд из слота на переднем приводе, в ограниченном пространстве". smile

6 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Эд сам не понял, про что он smile
Он агитировал посмотреть фильм про Путина - я сжал зубы, посмотрел, но так и не проникся. Потом призывал прочитать книгу Паршева - прочитал, выводы все равно отличаются от тех, что сделал Эд (он тогда еще технично отмазался от холивара, переложив бремя на остальных участников smile
Теперь новая затея: фильм про кризис, который ну сто пудово расставит все на свои места. Может быть...
Хотя с чем спорит Эд, мне непонятно вдвойне. В статье излучаю сплошной оптимизм по поводу АвтоВАЗа, так что апологеты власти должны быть довольны.
А тот факт, что мы ничего путнего, кроме сырья, в мир не поставляем, остается без возражений уже который месяц ))
И Автоваз тут непричем, это просто еще один частный пример. Я думаю, покупка завода иностранцами в контексте ситуации - лучшее из возможных решений. Другое дело, что сам контекст далек от идеала.

До весны еще больше месяца, а Артем аки мартовский кот.... Нет, мне конечно очень приятно, что у тебя такое клёвское, игривое настроение. Но троллить так толсто.....меня??? Где же изящество??? Хитринка. Я же не глупый / жадный пескарь, который клюёт на пустой крючок. Я рыппка покрупнее и похитрее буду.... biggrin

"Он агитировал посмотреть фильм про Путина - я сжал зубы, посмотрел, но так и не проникся." - враки и передёргивания!!! Посмотрел 20 мин из 2 часов, (сам так сказал)и все свел к "дешевому пиару". Ну ёёёёёёёёпта!!!! А просто факты??? Я же не спорю что Караулов Олень как журналист. Ну суть то ты умеешь улавливать, А???

"Потом призывал прочитать книгу Паршева - прочитал, выводы все равно отличаются от тех, что сделал Эд (он тогда еще технично отмазался от холивара, переложив бремя на остальных участников" - каюсь, в полном запаре щас. Еще даже не дочитал до конца. Примерно 60-70% одолел.

"Теперь новая затея: фильм про кризис, который ну сто пудово расставит все на свои места. Может быть.." - я такого НЕ говорил. Ты замест Парагона ща передергиваешь? "Там на общем фоне, и про АвтоВАЗ говорится. Что? Как? И почему именно так поступили. Пусть нюанс, но все таки." - мои слова. Ключевое слово НЮАНС!!! Это раз. На фоне - это два. Фильм так и не посмотрел - это три!!!

"Хотя с чем спорит Эд мне непонятно вдвойне." - я не спорю! Я , так сказать, акцентирую внимание на нюансах, опять же чтоб посмотрел фильм. Ну надо так! smile

"А тот факт, что мы ничего путнего, кроме сырья, в мир не поставляем, остается без возражений уже который месяц ))"

Мне куда важнее , что уже третий месяц, остается без ответа это "Ну и 7,5 раз обещал ролик слепить, "выезд из слота на переднем приводе, в ограниченном пространстве"."

Эд, честно, утомил. Без обид. Многа букаф, ничего по существу.

8 Cиплый   [Материал]
Какая прекрасная иллюстрация того, что на форумах каждый понимает своё из одних и тех же слов....

+1 !

Фточку! Всегда об этом говорю. Мы все такие разные. smile

И это на самом деле клёва!

11 synops   [Материал]
Думаю, что хуже от покупки Ваза никому не будет. Рабочие как получали зарплату, так и будут ее получать. Налоги также будут поступать в казну. И при этом при всем появится хоть малейшая надежда на то, что Автоваз станет делать более современные и надежные автомобили, чем сейчас)))))

К.м.к. эта надежда обоснованна, Renault e;t доказала, что умеет управляться с подобными активами на примере Дачии.

А вот еще новость в тему http://auto.mail.ru/article.html?id=36284

Камаз продадут Daimler'у.

Итак, что остается от российского автопрома?

АвтоВАЗ - продается в пользу Renault-Nissan
ИжАвто - прицепом.
Камаз - продается Даймлеру
Москвич - R.I.P.
ГАЗ - прекратил выпуск легковушек собственной конструкции, сдает помещения в "аренду" Chevrolet и VW. Производство коммерческого транспорта развивается.

То есть, для легкового российского автопрома нынешний год может стать последним.

14 odin   [Материал]
Только тоже хотел эту новость скинуть smile
Как обычно - проще продать, чем самому развивать. Фиксируют прибыли/убытки и выводят капиталы. Но это было бы правильно для коммерции, а тут государство...

15 тот чувачок   [Материал]
ну и хуй с ним, с российским автопромом.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |