Блог Артёма Краснова
Четверг, 24.09.2020, 02:23

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2015 » Июль » 8 » Прочь из-за руля
13:13
Прочь из-за руля

Во Всеволожске стартует производство обновленного Focus: помимо новой внешности он получит систему автоматического торможения Active City Stop - первый прецедент для недорого автомобиля

Прогресс подкрался незаметно. Вот и мы не видим ничего особенного в развитии автомобильной электроники, а между тем она стоит на пороге того, чтобы лишить нас святого — права водить автомобиль. Масштаб угрозы стал для меня особенно очевиден, когда читал о рестайлинговом Ford Focus: он получит систему автоматической парковки и автоматического торможения перед препятствиями. А ведь еще каких-то пять лет назад обе системы были уделами люксовых автомобилей и их массовое внедрение казалось отдаленной перспективой.

Вот вы читаете это и думаете - да плевать. Автопилоты - это не про нас. Мол, пусть гейропа ездит, на чем хочет, а мы будем по старинке вертеть баранку двумя замасленными руками. Но я думаю, это самообман: автопилот проникнет в нашу жизнь незаметно и противостоять его разлагающему обаянию смогут единицы. Автоматические коробки когда-то тоже считались уделом ленивцев и жиреющих американцев. Помните: буксировать нельзя, в мороз непрактично, ремонт дорогой... Ну-ну. А теперь армия их поклонников в России растет лавинообразно. А почему нет? Автоматы уже скорострельнее самого спорого "рукоблуда", и даже топливо экономят.

Системы стабилизации одно время могли лишь виртуозно подтормаживать автомобиль, но быстро расширили зону своего влияния, научившись еще и подруливать. Скажем, система активного управления Lexus может поворачивать колеса на угол до 3 градусов - а водитель ни сном ни духом. У BMW планетарная передача в рулевом редукторе 13 лет назад появилась ради сугубо благой цели: менять остроту руля на разных скоростях (актив драйвер, я-я!). Однако теперь «активный руль» незаметно для того самого драйвера корректирует управляющие импульсы на колесах, чтобы увеличить эффективность работы системы стабилизации. А драйвер плавится в самодовольной улыбке - вот он какой молодец, 420 л.с. обуздал.

Видите разметку? Superb ее тоже видит и едет сообразно

А как вам новое изобретение Volkswagen, система Lane Assist (используется на новом Superb и Passat)? Если первые генерации подобных девайсов лишь предупреждали о выезде из полосы вибрацией на руле или писком, то новый «ассист» самостоятельно рулит, удерживая машину в пределах своего ряда. Superb может ехать как бы самостоятельно, но с одним нюансом: если поворот сильно крутой, система отключится. Классическое двуличие «недоавтопилота»: ехал, восторгался и вдруг — здравствуй, дерево. Надо было читать инструкцию до конца.

Автоматический круиз-контроль — это уже злоба дня. Система распознает препятствия впереди автомобиля, и регулирует скорость так, чтобы избежать столкновения. Причем современные версии умеют полностью останавливать автомобиль при торможении транспорта впереди, а потом автоматически разгонять. Был опыт: доехал из Карталов до Челябинска на Volvo S60 с авто-круизом. Потом еле-еле вспомнил, как тормозить. Привычка ушла за три часа. 

Альтернативным вариантом «автотормоза» являются системы предотвращения городских столкновений: обычно они работают на скоростях до 60-80 км/час и самостоятельно активируют тормоза при появлении препятствий. Volvo — пионер подобных игрушек — пошла дальше, и уже несколько лет работает над системой, которая может обруливать препятствия. Есть системы, распознающие пешеходов: в этом случае, автоторможение будет более интенсивным.

Чтобы масштаб был понятен, вот список компаний, предлагающих системы автоматического торможения для серийных автомобилей: Audi, BMW, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Citroen, Fiat, Ford, Honda, Hyundai, Kia, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Renault, Skoda, Subaru, Toyota, Volkswagen, Volvo. Кого нет в списке? Lada? Догонит, вот увидите.

Кстати, EuroNCAP с прошлого года дает дополнительные баллы машинам, которые имеют систему автоматического торможения.

Важно подчеркнуть один нюанс: те же ESP или ABS являются помощниками водителя, а не заменителями. Грубо говоря, классическая ESP стремится направить автомобиль туда, куда целится водитель, но не выбирает стратегию за него. Нынешние же системы вмешиваются в управление более активно и могут сами решать, применять ли торможение или объезд препятствий. Пусть временно, но водитель уже отстраняется от управления. Теряет, так сказать, инициативу и право последнего голоса.

В октябре прошлого года Audi RS7 без водителя проехал по гоночной трассе Хоккенхайм-ринг. И проехал не медленно - скорость достигала 240 км/час.

Многие компании работают над системами, предотвращающими аварии в более сложных ситуациях, например, та же Volvo обучает автомобили не трогаться с места при поворотах налево, если есть риск столкновения со встречным автомобилем. Аналогичная система используется на новом Audi Q7. Лично мне было бы как-то страшно поворачивать налево, зная, что машина может наложить табу на маневр в самый последний момент. Вопрос доверия к электронике — совсем не праздный.

Системы автопарковки и вовсе стали привычным делом. Алгоритмы постепенно совершенствуются, превращая их из прикольных игрушек в рабочий инструмент.

Логичное развитие систем автопарковки: водителю не нужно даже находиться в автомобиле

Не забудем о еще одном типе устройств — протезы водительского внимания. Системы, выявляющие усталость по стилю вождения и мимике. Системы, контролирующие выезд за пределы полосы. Системы распознавания знаков и сигналов светофора. «Режимы паники» при опасном сближении с автомобилем впереди. Контроль слепых зон.

Для полноценного автопилота не хватает еще возможностей радаров и видеокамер, однако алгоритмы распознавания быстро совершенствуются, и, например, некоторые автомобили уже вполне способны отличить пешехода от сенбернара или летящего через дорогу пакета. При этом полным ходом идет развитие альтернативной «сенсорики» - систем, которые позволят автомобилям общаться напрямую друг с другом (V2V), светофорами и другими объектами дорожной инфраструктуры.

Автопилот, как жидкий терминатор, собирается из капелек отдельных изобретений, и процесс уже набрал приличную инерцию. Коммерческих систем еще нет, но Google продолжает испытания автономных машин на дорогах общего пользования, Bosch и Continental провели журналистские презентации автопилотов, Ford готовит «пробочный автопилот», в Оксфордском университете работают над дешевым автопилотом для массовых машин...

Jurvetson Google driverless car trimmed

Гуглкар доказывает, что автопилотам тоже не чуждо удовольствие от вождения

Нынешние помощники водителю, еще узкоспециализированные и местами неуклюжие, позволяют обкатать ряд технологий, которые в своей совокупности создадут полноценный автопилот. Судите сами: автомобиль уже способен выехать с парковки, удержаться в полосе, притормозить перед препятствием, заметить пешехода, остановиться на красный свет. Некоторые маневры — например, выезд с прилегающей территории или обгон — на серийных машинах еще не автоматизированы, однако до этого остался один шаг.

Я не являются противником автопилотов и более того считаю их единственным способом победить смертность на дорогах. Между тем, переходный период выглядит зловещим.

Топгировцы стебают Mercedes-Benz S-класса, который не смог автоматически остановиться при имитации езды в тумане

Современные системы еще сыры, но уже расслабляют. Почти каждый из элементов автопилота имеет существенные ограничения, о которых нужно знать. Скажем, активный круиз-контроль не всегда правильно реагирует на исчезновение идущего впереди автомобиля за поворотом: он поддает газа именно тогда, когда нормальный водитель притормозит. Систем становится больше, инструкции к автомобилям толще, и возникает вопрос: не проще ли по старинке тормозить самому всегда и везде, чем запоминать лимиты скорости, до которых электроника подстрахует от аварии?

Но не все так просто. Если увлеченному водители все эти системы по большому счету не нужны и даже неприятны, то «рутинные ездуны», которые рассматривают автомобиль сугубо как транспорт, относятся к ним менее критически. От женщин, например, я слышал восторги в адрес систем автопарковки и контроля слепых зон. Маркетологи и вовсе бьются в экстазе, ведь в последнее время прогресс «по железу» стал все менее эффектным, а вот успехи электроники создают нужный «вау-фактор». А когда это идет под соусом борьбы за безопасность...

Зачаточный автопилот уже начал свое черное дело, снижая требования к водительскому мастерству, но избегая полной ответственности. Вопрос ответственности вообще краеугольный. Так, если первые помощники, вроде ESP, ждали первого импульса от водителя, то нынешние системы берут инициативу на себя. При этом водитель все равно остается крайним, и если автоматический тормоз десять раз избавил вас от столкновения, а на одиннадцатый из-за грязного датчика не смог, то виновны будете вы. Хотя в чем ваша вина? Вы заплатили за систему, система работала, вы расслаблялись...

Volvo, один из первопроходцев систем автономного управления, набила уже немало шишек

Проблемой для любых автопилотов являются нештатные ситуации. По сути, самообучающиеся алгоритмы еще разрабатываются, а любая жесткая логика подразумевает наличие серых зон. Как машина поведет себя на заснеженной дороге? Сумеет ли она правильно отреагировать на автомобиль, которого по всем расчетам в данном месте быть не должно?

Даже с появление первых коммерческих автопилотов проблема не решится враз, и я думаю, путь к полной автоматизации вождения лежит через горы покореженного металла. Дай бог, чтобы не трупов.

Но прогресс уже не остановить. В один день мы поймем, что руки на руле — это не более чем наша прихоть. Сроки? Я думаю, быстрее, чем мы построим аналоги скандальных "Мистралей".

 

Категория: На злобу дня | Просмотров: 621 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: электроника, автопилот | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 15
1 Аяврик   [Материал]
В том и проблема - не будет автопилот сидеть за тебя в тюрьме, если не дай Бог... Понятно, что прогресс не остановить, но я, как старый консерватор, рад, что он доберётся до России ещё не скоро.

0
3 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Доберется с небольшим опозданием, но доберется. Пока мы вполне в ногу шагаем, и Фокус тому пример. Хотя полноценный автопилот, думаю, у нас позже появится - две российские проблемы осложнят его внедрение.

7 Аяврик   [Материал]
В контексте проблемы дураков: похоже, действительно проще научить машину ездить самостоятельно, чем заставить людей соблюдать ПДД...)))

0
8 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Ну в принципе да. Если абстрагироваться от проблем переходного периода, я уверен, что машина в целом гораздо реже будет ошибаться, тем более фатально. Всегда можно составить алгоритм с несколькими степенями защиты, который даже в случае нештатной ситуации минимизирует потери. Тем более, машину гораздо проще заставить педантично соблюдать ПДД, особенно скоростной режим.
Кстати, профессия дальнобойщика в зоне риска в данном случае. Просто автоматизировать фуру, по-моему, проще, чем городскую малолитражку. В Европе уже ездят фуры-извращенцы, как я их называю: управление полностью автономно, но водитель сидит с планшетом и контролирует весь процесс (и несет полную ответственность). Садюги, блин.

9 Аяврик   [Материал]
Не, нам такое "щастье" не грозит. На подходе к москве (да и не только) датчик со стороны обочины просто не позволит фуре ехать. Как альтернатива - отключить этот датчик и поставить литой чугунный бампер.))

2 PsKoT   [Материал]
Кот, по своим личным наблюдениям в процессе вождения, склонен считать, что уже большинство автомобилей в нашем городе имеют активную систему автопилотирования!

4 Рыся   [Материал]
Не знаю, не знаю! Для женщин это просто вау! И для пожилых леди, тоже Может, пора делить машины по гендерному признаку: брутальные промасленные мужские и автопилоты для женщин. Мы бы и детей воспитывали в машине, и красились, и гламурный журнал полистали. Ну чудо же!

0
5 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Я тоже целиком "за" автопилот, когда он будет водить много лучше среднестатистического человека.
А нынешняя ситуация двусмысленна: частично машина уже берет управление в свои руки, но человек обязан присматривать за ней, как авиадиспетчер. В результате, у человека уже нет полного контроля, но по-прежнему есть полная ответственность.
Я считаю, это довольно коварно: вроде бы электроника расслабляет тебя тем, что может подстраховать, но никаких гарантий при этом нет.
Как по мне, проще вообще все делать самому и на электронные протезы не надеяться. Вот когда они будут умнее нас, тогда и поглядим )

10 antonio1985   [Материал]
Да вы(не вы конкретно) и так это делаете, без всяких автопилотов smile

0
6 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Новость в тему

Компания Google приняла решение продолжить испытания своих беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в городе Остин штат Техас, сообщает Cnet. Для тестирования автономных технологий будут использоваться модели Lexus RX450h. Первый автомобиль уже приступил к городским испытаниям.

До этого тесты машины проводились только на дорогах в штате Калифорния. В компании отметили, что переезд в Техас поможет инженерам быстрее научить беспилотники ориентироваться на различных трассах. Основная цель городских испытаний – узнать, как беспилотный автомобиль ведет себя в общем потоке и взаимодействует с другими водителями.

«Мы должны посмотреть, как автомобили Google научились делить дорогу с водителем-человеком, который более склонен к совершению ошибки за рулем, чем автономная система вождения транспортным средством», - пояснил директор подразделения самоуправляемых автомобилей Google Крис Умрсон.

По словам топ-менеджера, бесспилотные автомобили Google за 6 лет дорожных испытаний 11 раз становились участниками ДТП. Однако он подчеркнул, что все аварии были незначительны и их виновником становились люди.

«За шесть лет, что мы испытываем машины, у нас было лишь 11 небольших ДТП. При этом беспилотные автомобили проехали с 2009 года около 2,7 млн километров», - говорится в докладе Криса Урмсона. Он также отметил, что большинство аварий произошли на светофоре. В них никто не пострадал, все транспортные средства в результате ДТП получали лишь незначительные повреждения.

Напомним, недавно компания Google объявила, что первые 100 прототипов их беспилотного автомобиля будут построены до конца 2015 году. Серийное производство модели будет налажено уже через 5 лет.

О выпуске первого рабочего прототипа Google объявил в декабре 2014 года. Инженеры тогда отмечали, что выполнили огромную работу, и автомобиль уже может ездить без водителя, хотя некоторые проблемы все же остались. Например, система не всегда корректно распознает сигналы светофора и не может отличить повреждения дорожного полотна от открытого
люка.

11 Рыся   [Материал]
Ну так нам сейчас нужно правила нарушать, опасности подвергаться, а так всё будет законно!

12 ТотЧувачок   [Материал]
ага, только хотел написать, что уж очень ты Артем оптимистичен по срокам, как ты взял и последнее предложение изменил. вот злодей. ))) я думаю аналоги мистралей никто строить не будет, а беспилотные серийные массовые автомобили будут лет через 40-50 минимум. очень сложная эта задача. искусственный интеллект нужен. и эти железяки, про которые ты написал в статье, не при чем. как например автопилот будет ездить по дорогам без разметки? как будет учитывать состояние дорожного покрытия (лужи, снег)? как будет преодолевать ямы (объезжать или притормаживать и переезжать)? учитывать приоритет трамваев (рельсового транспорта перед безрельсовым)? а если светофор сломался и на перекрестке регулировщик? а если на перекрестке нет светофоров, а стоят знаки приоритета? а если эти знаки заляпаны грязью или их снесли "суровые челябинские водители"? или перекресток просто нерегулируемый? коммерческий грузовой транспорт, да по межгороду, может быть еще. а в городе... нееееет, сынок, это фантастика. )))

0
Ну поглядим. Возможно, 2020 - действительно сильно оптимистично, но 40-50 лет - это другая крайность. Отличить край дороги без разметки - я думаю, это вообще наименьшая из проблем.
К тому же мыслить нужно чуть по-иному. Совсем не факт, что автопилот появится в рамках нынешней дорожной инфраструктуры. Зачем ему светофоры и знаки, если он может получить информацию напрямую из центра организации движения? То есть я не думаю, что машины XXI века обязаны ездить по дорогам XX века. Прогресс будет идти параллельно, и технологии коммуникации машин между собой и объектами дорожной инфраструктуры решат часть проблем, которые кажутся неразрешимыми сейчас.
А вообще да - я технологический оптимист.

14 ТотЧувачок   [Материал]
под фразой "как например автопилот будет ездить по дорогам без разметки?" я имел в виду шестиполосную например дорогу, по три полосы в каждую сторону, без разметки (а у нас есть такие дороги). как автопилот будет соблюдать рядность, перестраиваться для поворотов? тут не то что искусственный интеллект, тут и естественный интеллект порой бывает бессилен. ))
а вот по поводу некоей "дорожной инфраструктуры 21 века" я с тобой согласен. если в каждый столб, в каждый светофор будут встроены некие датчики (и в каждую яму ;-)), если будет некая дорожная информационная система, с которой автомобили будут обмениваться, плюс между собой автомобили будут обмениваться какими-то данными, это значительно упростит автопилотирование. но какие инвестиции нужны будут для этого, ты конечно представляешь? в Европе может быть к 50 году что-то и будет, в России имхо в ближайшие сотню лет такая "дорожная инфраструктура 21 века" не грозит.

0
Может быть, я наивен, но по-моему компьютер, научившийся распознавать края дороги в принципе, без труда отсчитает от обочины одну, две или три ширины автомобиля и сделает это точнее, чем человек.
По поводу инфраструктуры: я думаю, поначалу появятся отдельные участки дорог, где работает частичный автопилот, например, на перегонах автомобильных магистралей можно будет расслабиться, пока нет нужды съехать к АЗС или на второстепенку.
Затем их зона начнет расширяться. Придумают протокол обмена данными между автомобилем и другими объектами. Причин, почему Россия должна сильно отстать в этом вопросе, я не вижу.
Собственно, наш рынок контролируют в основном те же компании, что и в Европе, США или Японии. И для них внедрение автопилота - это еще и важный маркетинговый крючок, который они будут использовать и здесь. Ну на кой в России система контроля разметки? А тем не менее, все компании поставляют к нам их. Потому что модно.
Плюс Россия падка на все "нанотехнологическое", вон, тему с электромобилями в Москве двигают так, что даже мне улыбчиво делается )

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |