Блог Артёма Краснова
Пятница, 26.04.2024, 15:27

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Август » 28 » Про созидателей
03:00
Про созидателей

Недавно получил такое письмо, что интересно, его автор – девушка.


«А еще есть к вам вопрос... Только вы можете на него ответить, наверное. Дело в том, что моя цель - разрабатывать движки или коробки передач. Я по профессии радиоинженер, но собираюсь выучиться на Automotive Engineering или применить опыт разработки электроники для электроники в авто. […] Понимаю, это объемная тема, но, возможно, вы сможете мне что-то посоветовать, например с чего начать (здесь, в Челябинске, или в России), какие навыки будут 100% нужны, может быть, какие-то подводные камни учебы и работы в этой сфере вы знаете у нас или за рубежом».


На это письмо мне захотелось ответить подробнее, поскольку я сам когда-то донимал всех с похожими вопросами, и вообще, мне нравятся люди, которые ставят перед собой такие цели – создавать.

Я ответил:


«Интересный вопрос, даже неожиданный. Когда-то у меня была такая же мечта.

Я работал инженером крайне недолго и на ЧТЗ, попутно защищая  диссертацию, так что полноценным стажем это вряд ли можно назвать.  Потому и ушел - особых перспектив не было, а пробиться на Запад без  обучения в тамошних вузах очень сложно.

На самом деле, несколько лет я заваливал HR-отделы крупных иностранных компаний своим резюме, но ответ всегда был примерно одинаковы - вежливый отказ. Собственно, попасть в компанию, вроде Volkswagen или BMW не так уж сложно, если выполнить два условия: получить качественно образование или иметь опыт работы в компании примерно такого же уровня (скажем, AVL или Riccardo). А лучше - то и другое одновременно.

По моему опыту, российской образование не очень подходит для прямого скачка на Запад. Его фундаментальная часть (высшая математика, термех и прочее) вполне серьезная, проблема в прикладной части. Чтобы стать инженером на Западе, нужно знать их систему работы, их программной обеспечение, их методы контроля качества - все то, что у нас на втором плане.

Также, наверное, нужно иметь в виду, что работа современного инженера в крупной автомобильной компании зачастую очень узкоспециализирована и формализована. Честно говоря, мне представлялось, что став инженером, я буду создавать мотор, что называется, "с нуля", но сегодня такой практики нет. Инженер, особенно начинающий, обычно получает небольшую зону ответственности, грубо говоря, отвечает за верхнее маслосъемное кольцо, проектирует его, оптимизирует, анализирует результаты испытаний и т.п. Я немного утрирую, но примерно так. Половина работы - это использование умного "софта", который проводит расчеты и делает чертежи. 

Это радикально отличается от того, чему учат в российских технических вузах, по крайней мере, в Челябинске.

Как я понял, у вас уже есть опыт работы в радиоинженерной специальности, и если вы твердо настроены работать на крупную автомобилестроительную компанию, наверное, нужно задуматься о получении хорошего образования за границей либо же в Москве. Попутно пригодиться опыт работы в компании, занимающей инжинирингом, пусть даже не автомобильным.

Можно, конечно, попробовать устроиться на УралАЗ или Ярославский моторный завод, хотя есть некоторая вероятность оказаться в тупике - не сказать, чтобы опыт работы на подобных предприятиях сильно котировался в остальном мире, а зарплаты могут разочаровать.

Интересен вариант с АвтоВАЗом, который постепенно превращается во вполне современное предприятие. К сожалению, понятия не имею, нужны ли им специалисты и какого профиля, но поскольку завод контролируется альянсом Рено-Ниссан, работа там наверняка может стать трамплином для большой карьеры в автопроме.

Вообще для инженера-двигателиста или трансмиссионщика, наверное, самая интересная работа - в Британии, в Мекке автоспорта. По крайней мере, если уж представлять себе идеальную ситуацию, то я бы хотел разрабатывать двигатели или машины именно там. Там больше зоны ответственности, больше личный вклад инженера. Плюс есть большое количество мелких компаний, которые делают автомобили с нуля под клиента, что развязывает руки инженерам.

Альтернативный вариант - можете попробовать уехать туда на стажировку по одной из программ, вроде Internship или чего-то подобного. Опять же, даже в этом случае, скорее всего, потребуется подтвердить свое знание предмета котирующимся дипломом или опытом работы в авторитетных компаниях.

В некоторым смысле, это замкнутый круг: тебя не берут на работу, потому что у тебя нет опыта, но опыта нет, потому что тебя не берут. И как выйти из этого круга без "капитальных" вложений в свою карьеру (оплата образование, разъездов по миру и т.п.), я, честно говоря, не знаю. Собственно, у меня и не получилось.

А вам я желаю удачи, цель очень достойная, тем более сегодня, когда большинство мечтает торговать чем-нибудь. Если будут еще вопросы - пишите».


Что интересно, девушка, похоже, настроена всерьез штурмовать двигателестроительный Олимп, и в следующем письме написала, что рассматривает возможность обучения в одном из пражских университетов. Кстати, выглядит весьма мудрым решением: Чехия – страна автомобильная, не очень дорогая и неплохо относящаяся к россиянам. 

А вообще пока сочинял ответ, поймал себя на старой забытой мысли о тяжелой, почти трагической судьбе тех, кто родился в России созидателем, и в данном случае не важно, инженером, рок-музыкантом или писателем. Примерно одинаково хлебают все, в отличие, например, от «креативщиков», торговцев и манагеров всех сортов. И в некотором смысле это огромная проблема и для созидателей, и для страны.  

Тут позволю себе процитировать фрагмент из отличной книги Андрея Рубанова «Йод» (действие происходит в посткризисном 2009 году):


«В лавку поехал уже во второй половине дня. Дорожная обстановка показалась мне нервной. Ах да, вспомнил я. Кризис же. Денежная жопа! Сотни тысяч некогда благополучных граждан полетели мордами в грязь. Куплены в кредит лакированные вездеходы, а денег нет, и свирепствуют увольнения. Я огляделся, посмотрел на лица шоферов соседних машин, жалости не испытал. Лица были скучны. Впрочем, и сам я, наверное, со стороны выглядел точно так же. В меру озабоченный, скромно одетый. Хотя лично мне мировые экономические неурядицы не показались Армагеддоном. Машин на трассах не стало меньше, и не выстроились очереди за бесплатным супом. И когда полгода назад лопнул один из банков, где я держал некоторую сумму, – я не поехал и не снял живьем кожу с хозяина банка. И даже витрину не разбил. И никто не разбил – все пострадавшие вяло списались меж собой в Интернете и успокоились.

Кризис был нужен, и он состоялся. Не знаю, нужен ли он был Европе, или Австралии, или государству Бенин, – но моей стране он был необходим. Только крупный болван мог поверить в рост отечественной экономики. Экономика, делающая ставку на потребителя, но равнодушная к созидателю, обречена. Русские финансисты, охуенные умники, решили копировать методы Рейгана, в восьмидесятые годы вытащившего Америку из ямы за счет стимулирования потребления, – но как все плагиаторы, они упустили главное. Америка десятилетиями стимулировала производство, созидание, а в России созидателей вырезали и сгноили в лагерях еще в первой трети двадцатого века.

В стране, родившей гениальных изобретателей, инженеров, физиков, химиков и врачей, с шулерской ловкостью построили экономику, работавшую под девизом: «Нефть в обмен на телевизоры». Людям предлагали покупать «феррари», когда следовало покупать трактора и асфальтоукладчики. Был шанс создать экономику тружеников – создали экономику жлобов. Сейчас кризис разваливал карточный домик экономики жлобов, и в этом не было ничего плохого, и повисшая на улицах угрюмая озабоченность в завтрашнем дне вызывала во мне то особенное злорадство, которого не стыдишься».


Вот поэтому в таком недоумении оказываются те, кто рожден что-то создавать, и вот почему они поглядывают в сторону Запада, где созидателей любят, ценят и хорошо оплачивают. В России до некоторой степени стыдно признаваться, что ты хочешь что-то творить, и даже образы созидателей исказились: если поэт – то бесштанный (или продажный), если «золотые руки» - то бухает, если инженер – то на задрипанном заводе. Да и вообще быть созидателем в России очень рискованно, и если хотите простого обывательского счастья, нужно выбирать что-то связанное с обменом денег на товары, денег на мнения или денег на деньги.  

Видимо, в ближайшие десятилетия нам придется серьезно менять свое отношение к созидателям (глядишь, и санкционная лихорадка в помощь). Собственно, кое в чем это отношение уже изменилось, просто пока тенденция носит очаговый характер. Стали появляться «оазисы», где созидателям дают хотя бы шанс реализоваться. Например, если бы я закончил институт в 2014 году, то наверняка попытался бы устроиться на АвтоВАЗ – сегодня такая идея не выглядит шагом в никуда. Не получилось бы на АвтоВАЗ, попробовал бы другие автосборочные заводы или фирм-поставщиков. Думаю, сегодня вариантов много больше, чем в 2001. 

А менять предстоит многое. Для молодых созидателей в России отсутствует «карьерная лестница», точка входа. Есть любители, а есть профессионалы, и между ними пропасть. Нет системы стажировок, нет конкурсов молодых специалистов, нет системы наставничества – это в равной степени относится к инженерам, писателям, художникам. Конечно, любой творец всегда может устроиться на промежуточную работенку, где он будет что-то зарабатывать и чему-то учиться, но зачастую такой путь резко замедляет прогресс, набранный в момент начального обучения. Будущий музыкант рискует навечно застрять в статусе тапера на свадьбах и банкетах, поскольку в стране нет внятной системы выявления и продвижения молодых талантов (шоу «Голос» - это упомянутый оазис, но не более). 

Далее нам предстоит поднять ценность созидателей в общественном сознании. А еще научиться коммерциализовать результаты их труда. Это отдельная проблема: недостатка в идеях и смелых решениях в России никогда не было, но мы традиционно не умеем обращать удачные идеи во что-то полезное. Это целая система, которую нам предстоит освоить. И «манагеры» - суть управленцы – должны менять свой менталитет под работу с созидателями, а не только другими манагерами и лопухами-клиентами. 

Но хочется верить, что низшая точка пройдена, и мы движемся к ситуации, когда созидатель сможет сказать: «Все в моих руках». И еще хочется верить, что автор письма получит образование в Чехии, а потом вернется обратно, в Россию, ведь именно здесь так не хватает квалифицированных созидателей.  

Категория: На злобу дня | Просмотров: 939 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: Россия, инженер | Рейтинг: 5.0/3


Всего комментариев: 2
1 ТотЧувачок  
Артем, блин, прям до слез... режешь без ножа...

2 ТотЧувачок  
Paragon порадуется. ))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |