А вы знаете персонажей, кто живет в
хрущевке где-то на окраине ЧМЗ, получает этак тысяч 20 в месяц и
при этом ездит на купленном в кредит BMW X5? Эта история время от времени всплывает в комментариях под
статьями, и мне просто интересно, какова в ней доля вымысла.
Автокредиты, с помощью которых правительство в
очередной раз пытается раскачать автомобильный рынок (тема в форуме от Anonymous), в очередной раз
заставили задуматься - а не зло ли это в принципе? Ведь автомобиль, тем более шикарный, это
далеко не предмет первой необходимости, ради которого стоит нагружаться сверх меры. Хотя, признаюсь, я и сам ловил себя на мысли, что теоретически могу позволить вот эту чумовую машину мечты в
кредит. Об этом услужливо подсказывает табличка с расчетом ежемесячного
платежа, правда, внимательное чтение буковочек снизу охлаждает пыл, ибо речь
идет, например, о кредите с отложенным платежом, и те «всего-то 17 тысяч в
месяц» - это лишь проценты без погашения основного долга. И все-таки ощущение «Я могу!» так и подталкивает к
финансовому блуду, да простит меня семейный бюджет.
Ну так вот, пытаясь сформулировать мысль о тотальной пользе
или вреде автокредитов, я вдруг понял, что все зависит от ситуации. Вот вам
три сценария, когда, на мой взгляд, автокредит является добром, и три –
когда он есть затаенное зло.
Добро. Достали
маршрутки.
Если разницу между «Жигулями» и BMW 7 серии принять за 100%, то разница
между маршруткой (электричкой, трамваем) и «Жигулями» составит 1000%. Конечно, если вам действительно
необходимо часто перемещаться по городу.
Поэтому я вполне оправдываю покупку в кредит первой и
единственной машины ради практических целей. В этом случае разумный кредит
может даже окупиться, ведь иногда сотрудники с машинами больше ценятся на
работе и могут претендовать на более высокооплачиваемые должности.
Пример машины в
кредит: Lada Granta,
300 000 рублей, первоначальный взнос – 50 000 рублей, ежемесячный платеж
– 8,8 тысяч рублей на 36 месяцев.
Зло. Из грязи в князи
На роль первой машины вы можете купить аппарат попроще
(например, подержанную иномарку), но хочется всего и сразу, и вы берете кредит,
чтобы сесть, допустим, на Ford Focus
или Chevrolet Cruze.
Помимо, собственно, кредита, вы будете оплачивать дорогую страховку, дорогие
ТО, а главное, резко увеличится цена ошибок водительской юности. Некоторые
оправдывают покупку дорогой машины соображениями безопасности, но опять же,
иной бэушный японец не уступит базовому «Фокусу» по безопасности, но главное
даже не в этом: безопасность – это на
90% отношение водителя (его внимательность, склонность к самодисциплине), и
лишь на 10% - крепость автомобиля.
Пример машины в
кредит: Ford Focus,
600 000 рублей, первоначальный взнос – 250 000 рублей, ежемесячный платеж
– 12.2 тысяч рублей на 36 месяцев.
Добро. Изменились
обстоятельства.
Допустим, родился третий ребенок и понадобился автомобиль
побольше – может быть, универсал или даже минивэн. Бюджетных вариантов в этой
сфере не так много (хотя есть Lada Largus),
поэтому кредит ради комфорта семьи вполне
оправдан. Дети скажут спасибо за пикники всей семьей, с собакой и великами.
Главное, чтобы после увеличения кредитной нагрузки у папы
оставалось время на эти самые пикники.
Пример машины в
кредит: Opel Astra Caravan,
650 000 рублей, первоначальный взнос – 300 000 рублей, ежемесячный
платеж – 12 200 рублей на 36 месяцев.
Зло. Хочет чего-то
этакого…
Хорошо там, где нас нет. Водитель Focus уверен (и общество ему это внушает),
что Toyota Camry – это какой-то иной упоительный мир. Владелец Camry с той же негой думает о
BMW X5 и так далее.
Может быть, мое мнение не универсально, потому что я не
сибарит, не меломан и не топ-менеджер, но как по мне, разница между машинами…
не то чтобы отсутствует, но она непропорциональна разнице в их цене. Поэтому повышение
класса в кредит я не признаю, и скажу даже больше: если бы из всех машин в
мире остался только Renault Logan, мир бы не стал несчастнее.
Если у вас нет
какой-то конкретной претензии к нынешней машине (часто ломается, тесная), то есть
масса других способов вложить 10-15 тысяч в месяц в удовольствие для себя и
своей семьи. Съездить в путешествие, наконец.
Пример машины в
кредит: Toyota Camry,
1 100 000 рублей, первоначальный взнос – 500 000 рублей, ежемесячный платеж
– 20,9 тысяч рублей на 36 месяцев.
Добро. Ваш доход
внезапно возрос.
Ваши таланты, наконец, признали. Оклад 400 тысяч плюс
тринадцатая зарплата плюс бонусы. Ну, к примеру.
Вы можете копить, а можете позволить себе почти любую мечту
детства буквально через несколько месяцев (как поспеют красивые справки о
доходах), и хотя попахивает пижонством, но почему бы не поощрить свою нервную
систему небольшой наградой? Я бы так и сделал. Всегда был далек от философии,
что жизнь – это сплошная мука. Если кредит перестал быть нагрузкой, можно
рискнуть.
В конце концов, где-то нужно черпать мотивацию для новых
достижений.
Пример машины в
кредит: BMW 325xi Coupe, 2 100 000 рублей,
первоначальный взнос – 500 000 рублей, ежемесячный платеж – 56,3 тысяч
рублей на 36 месяцев.
Зло. Пустить пыль в
глаза
Классика жанра: ошарашить девушку, одноклассников, соседей,
да в конце концов, самого себя.
Может быть, иногда это неплохо, если у человека проблема с
самооценкой, и если хорошая машина в самом деле поможет приподнять ее. Или
жениться на девушке своей мечты – вот тут я, пожалуй, за авантюру.
Но полагаю, чаще реализуется другой сценарий, и строя одну
декорацию красивой жизни ты становишься заложников этих ширм, они требуют новых
и новых дымовых завес собственной никчемности, и все хорошо, пока все хорошо. А
потом подует нехороший ипотечный бриз с Америки или налетит финансовый ураган с
Запада, и картонный рай разлетится, оставив тебя голым на сцене. И на эту
мечту ты горбатился, отказывая себе в нормальных макаронах?
Пример машины в
кредит: Porsche Cayenne
под залог квартиры. Детали не разглашаются ввиду неполной легальности сделки (пришлось
переспать с кредитным специалистом).
|