Автор: Надежда Сухова
Рубрика "Дьявол в деталях" ("Инсайт"). Авторам предлагается поделиться наблюдением некоторого явления, возможно, вполне обыденного, мимо которого многие прошли в силу его обыденности. Это может быть описание какого-нибудь процесса или подсмотренная сценка. Важны детализация и глубина проникновения. Не ищите здесь сложных сюжетов — нас интересует необычный взгляд на банальности.
Притяжательные частицы
Мы все состоим из мелочей – милых, опасных, понятных, потаенных, разных. Мелочи делают нас уникальными, теми, кто мы есть. Управляя этими мелочами, мы можем меняться. Лишаясь их, мы становимся несчастными, а получая обратно в пользование – счастливыми. Мелочи – это наночастицы нашей личности.
Недооценивать силу притяжения этих наночастиц нельзя. Они, как крючки репейника, хватко цепляются за окружающих людей, за их и наш быт, а уцепившись, они диктуют нам понимание ситуации. И оттого это такой приятный и опасный процесс – отыскивание схожих наночастиц в незнакомых людях, особенно если нам предстоит с ними какое-то время общаться. Так приятно находить милые сердцу мелочи в коллегах, соседях, дальних родственниках. Вроде шурин угрюмый парень, чувство юмора у него странное, пиво он не пьет, футболом и «танками» не интересуется. Но вдруг оказывается, что он, как и ты, любит бутерброды с медом и сыром. Никто в его семье не понимает этого странного сочетания вкуса, да и в твоей к меду и сыру такое же отношение, и вот вы встретились – два ценителя. И сразу к угрюмому парню меняется отношение, теплеет.
А бывает и наоборот. Приходит в коллектив новый человек – волнительно. Первый рабочий день соткан из неловкости: местные шутки или отношения кажутся ему пугающими, его взгляды, слова или даже молчание – смущают старожил. И все стараются сгладить неровности, чтобы быстрее притереться, быстрее миновать этот период взаимного неудобства. И вдруг – как гром среди ясного неба. Новичок достает трубку, набивает ее табаком… Не то чтобы ты был против курения. В конце концов, это личное дело каждого – гробить свое здоровье в специально отведенных местах. Но трубка… Трубка!!!
Трубку всегда курил твой дед – обозленный на жизнь инвалид, от которого никто и никогда не слышал доброго слова. Дед, который награждал тебя раздраженным «бестолочь» или «тупица», если ты выполнял его просьбу. А уж если не выполнял – крики и отборные ругательства были слышны всем соседям в радиусе двух этажей. Дед злился, что несчастный случай лишил его руки, сделал его жизнь неполноценной, и потому он изо всех сил старался испортить жизнь окружающим. И эта трубка, которую он набивал дрожащими пальцами уцелевшей руки, зажав чашку коленями… Если трубка падала, то дед срывал злость на первом, кто попадался под руку. А кто еще попадется, если дома один внук-второклассник?
Все эти воспоминания, которые вроде бы поблекли за давностью лет, вдруг обретают яркие краски, вкус, запах, становятся почти осязаемыми. И вызывают все те же эмоции – отвращение, презрение. И ты понимаешь, что коллега, который курит трубку, уже никогда не впишется в твой круг приятных сердцу людей. Всякий раз, глядя на него, ты будешь вспоминать деда, слышать в голове его сиплый голос, ощущать отторжение.
Да и наши собственные наночастицы – это хрупкий материал для построения отношений. Как неожиданно приятны или неприятны могут быть замечания со стороны других людей относительно того, к чему ты привык, что считаешь частью себя и с трепетом хранишь. «Ты тоже не ешь лук?! – восхищается муж сестры. – Слава богу, есть хоть один нормальный человек!» Или заметив, что я смачиваю зубную щетку уже после нанесения на нее пасты, соседка по комнате в общежитии язвительно замечает: «Так делают только дети…» Сразу понятно, что ее раздражает эта моя привычка, но она моя, она была со мной на протяжении двадцати лет! Я не откажусь от нее ради какой-то девицы, которую бесит такая мелочь.
Поэтому поиск наночастиц в других – волнительный процесс. Зыбкий баланс между удовольствием и неприязнью делает нас уязвимыми, но в то же время он же помогает отыскивать родственные души, примыкать к ним, обретая уверенность. Мы боимся лишиться чего-то мелкого и дорого, мы с радостью пожертвуем крупным, лишь бы сохранить горсть деталек, из-за которых мы ярче, интереснее, многограннее, которые вносят в нашу жизнь стабильность, привычный уют. И тем сильнее мы воюем с такими же детальками, раздражающими нас в других: не сиди так, не говори таким голосом, ешь вот это.
Война наночастиц – это одна из главных линий жизни: отстаиваем свое, посягаем на чужое. Цепляемся к мелочам, чтобы удержать человека или чтобы сделать его жизнь невыносимой.
|