Блог Артёма Краснова
Суббота, 20.04.2024, 14:30

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2012 » Июнь » 14 » Приключения электроники
20:27
Приключения электроники

Сегодня это звучит, как фантастика, но лет через десять педаль тормоза может порасти мхом, а мир разделится на тех, кто любит автоматическое торможение и ненавидит его, подобно тому, как сейчас спорят поклонники механических трансмиссий и автоматов.

Законодатель сейфети-моды EuroNCAP стал уделять все больше внимания системам автономного экстренного торможения  (АЕВ) и даже проанализировал, какие компании уже сейчас предлагают подобные девайсы. Оказалось, 15 автопроизводителей ставит такие системы, и больше всех отличились Volvo, Audi и Mercedes. Подозреваю, что очень скоро без системы AEB не видать производителям высшего балла за безопасность – сейчас такие требования действуют в  отношении ESP.

EuroNCAP делит системы  АЕВ на три типа: городские, междугородние и пешеходные. Первые позволяют избежать столкновений или смягчить последствия на небольшой скорости (например, вольвовская CitySafety), вторые – на большой скорости (Audi Pre Sense), третьи распознают пешеходов (BMW Night vision with pedestrian detection).  

Объединить все три системы в одной не так просто, как кажется. В отличие от универсального человеческого глаза, для определения разных объектов нужны разные технические средства: радары ближнего и дальнего боя, камеры наблюдения и так далее. Volvo – пока единственная компания, которая предлагает все три типа AEB одновременно.

Обычно системы экстренного торможения сначала предупреждают водителя о возможном столкновении звуковой или световой индикацией, затем приводят в боевую готовность тормоза и средства безопасности, начинают слабое торможение и если ничто из перечисленного не помогло, тормозят до талого. Если водитель предпринимает какие-то меры, например, жмет на тормоз или активно рулит, электроника отключается, однако и здесь есть тонкости: так, некоторые системы «убеждаются, что водитель приложил достаточное усилие к педали тормоза».

 Пока не все системы одинаково полезны. EuroNCAP раскритиковал фордовскую Active City Stop за то, что она не предупреждает водителя, тормозит поздно и очень жестко. «То, как система вмешивается в управление, не комфортно для водителей, и он не могут положиться на нее, чтобы избежать городских аварий».

Мне кажется, в последней фразе есть два ключевых слова: «некомфортна» и «положиться». То есть, EuroNCAP стремится к тому, чтобы системы работали мягко, предсказуемо и постепенно втирались в доверие настолько, чтобы водители использовали их спокойно, как они используют сейчас автоматические коробки передач.

И это вызывает бурю протестов, особенно у нас, бывших водителей «Жигулей» и «девяток», где не то что автономное, но даже обычное, педальное  торможение удавалось не всегда. Во-первых, беспокоит надежность электроники, и как оно может быть, к собственной досаде продемонстрировала Volvo во время одного из показательных заездов.

 

Во-вторых, не так-то просто придумать универсальный алгоритм работы, соответствующий принципу Гиппократа «Не навреди!». Рисуется такая картина: едете вы по дороге, сзади фура массой 30 тонн, и вдруг выскакивает крупная собака…

На Volvo S60 стояла система распознавания пешеходов, и меня, признаться, она только нервировала. Так, один раз я ехал вечером по Горького, а на обочине стояла машина. Когда мы были метрах в тридцати, ее обогнул водитель и приготовился сесть за руль. Неожиданно меня ослепил красный прожектор, раздался истеричный писк, словно мы кого-то раздавили. Если бы руль не был приделан к колонке, я бы уронил его на колени. Секунд десять потом соображал, что вообще произошло, и будь это настоящий пешеход… Т-т-т.  

Ну хорошо, все перечисленное – это болезни роста. Конечно, будут многочисленные тесты, усложнение алгоритмов и появление новых датчиков, камер и сенсоров. И в один прекрасный день системы заработают также надежно, как ESP или ABS.  

И люди разучатся тормозить. Казалось бы, водить автомобиль – это как на велосипеде ездить: научился – значит, навсегда. А вот и нет. В автошколе мы все тренировались на «механике», но те, кто сразу сел на автомат, боятся «меха», как огня. Конечно, можно переучиться, но это сложно, и коли нет нужды…

А может, и к лучшему, а? Ну, разучатся водители тормозить, и не надо – если электроника будет работать надежно, можно довериться ей, как мы доверяем герметичности бензиновых трубопроводов. Вы же не лазите каждое утро под машину с целью проверить надежность топливной системы? А ведь не дай бог течь …

И все-таки есть в этой тенденции что-то зловещее. К примеру, многие компании зациклены на предотвращении столкновений на небольшой скорости, вроде наездов сзади перед пешеходными переходами или в пробках. Только ведь эти наезды зачастую случаются по причине откровенного ротозейства, и предотвращать их - значит ротозейство поощрять. Не все водители обладают силой воли завязавшего алкоголика, чтобы сказать: ну хорошо, сегодня за меня затормозил мой «Вольво», но обещаю – завтра я высплюсь, проверю зрение, протру стекло, поменяю лапочку в фаре и поеду не быстрее 40 км/час… Чем надежнее будет работать электроника, тем расслабленней будут водители. И этот релакс перекинется на другие области. Раз вождение будет требовать меньше внимания, это внимание переключится на что-то еще: к примеру, на экран iPhone или что там будет через 10 лет.

Немного досадно, что процесс вождения все больше редуцируется до процесса целеуказания. Ведь автономным торможение дело не кончится: ESP некоторых машин уже умеют подруливать, а системы V2V коммуникации скоро сделают возможным точный расчет траекторий других машин – даже более детальный, чем «предчувствия» самого опытного водителя.

Впрочем, езда по маршруту дом-офис-дом тоже не бог весть какое приключение. Может, и правда, пусть электроника берет вожжи, а мы посвятим это время… например, виртуальному общению, запивая синтетические чипсы поливитаминным коктейлем?

И все же я не согласен. Вот съездили мы в тур на кроссоверах: не сказать, что дороги там особенно сложные и для вождения понадобилось какое-то исключительное мастерство. Нет. Наверное, все это могла проделать какая-то передовая кибер-система. И все же приятно проделать этот путь самому, ощутив себя хоть чуть-чуть, но героем. Так уж устроен человек, живущий во второй декаде XXI века. За третью не ручаюсь.

  

Категория: На злобу дня | Просмотров: 1050 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 15
Чем надежнее будет работать электроника, тем расслабленней будут водители. - и рано или поздно, все превратимся в желеподобный овощ....

есть в этой тенденции что-то зловещее. + многа !!!

2 PsKoT  
Коту вспомнился фильм со Шварцнеггером про Марс. "Вспомнить все" вроде называется. Так там вот очень показательное такси с роботом-водителем было biggrin

3 Партизан  
Хорошее кино. biggrin

4 Партизан  
До чего дошел прогресс...My WebPage

5 Cиплый  
вот очень подходящий рассказ Азимова
Тут как раз про то что нас ждет в результате...смешной к тому же...

6 Lonely_Planet  
Хватит на наш век еще механики) wink
В 60х годах многие искренне считали, что в 2000 году люди будут чуть ли не на космических кораблях летать biggrin В итоге половина тех мечтателей ездит вполне комфортно на жигулях, разработанных в тех самых 60х
Я думаю, что после введения в базовую комплектацию подобных систем, EuroNcap посчитает статистику аварийности по причине ее некорректной работы, и ...запретит эти системы. Ибо никакая электроника не в состоянии определить, что, к примеру, данный конкретный автомобиль вот сейчас резко затормозит при свободной и прямой дороге, а все потому, что водитель увидел на тротуаре красивую барышню cool Более того, если эта электроника помешает ему сдать назад к ней, то при следующем визите в сервис в бланке заказ-наряда первой строкой будет указан демонтаж системы biggrin

7 Артем_КРАСНОВ  
smile Так-то да, но ведь и ESP еще лет пятнадцать назад казались чем-то подозрительным, а сейчас в Европе и США ими оснащаются практически все автомобили.
То, что часть автопарка останется архаичной - это бесспорно. Но ведь мы с вами не захотим ездить на этих архаичных машинах. Я уверен, что с точки зрения чистого драйва BMW M3 двадцатилетней давности гораздо интереснее современной, но люди копят и мечтают о современном М3, и факторов тут много - престиж не последний из них.

8 Партизан  
Мне кажется проще самому нажать на педаль когда это нужно, применив при этом ровно то усилие которое нужно в этот момент, чем постоянно следить за машиной и думать будет она тормозить или не будет. Ну и при всей этой роботизации-автоматизации, процесс вождения (управления автомобилем) теряет свою привлекательность.

9 VinzVS  
Дык как-бы Гуглемобили уже есть что без водителя работают, да и законы уже в штатах принимают чтобы такие машины могли ездить.

10 Александр979  
"И в один прекрасный день системы заработают также надежно, как ESP или ABS." ESP не юзал - не довелось, а про ABS... Был у меня лансер9, АБСка - чудо, т.е. трещала шуршала, классно отрабатывала (и спасала-выручала) причём как-то аккуратно. Сейчас 11000 км откатал на РИО нью - и я начал очковать! Допустим едешь по Черкасской к ЦК (хорошо так едешь), тут на перекрёстке с Ш Металлургов загорается красный, давишь на тормоз, а машина отработав пару поперечных стыков в асфальте подключает АБС и ... НЕ ОТКЛЮЧАЕТ ЕЁ либо до полной остановки, либо до отпускания педали. Вот так и катишься под хруст, как на лыжах. И было так уже (или пока) раз 5, в разных местах. У друга тоже рио 11, такая же хрень. Может это болезнь такая - корейская, но на японце всё было красиво. (На немцах и др. не катался)

11 Александр979  
в 3ей строке "причём как-то НЕ аккуратно", "НЕ", нужно вычеркнуть! чёт я не понял как сейчас комменты редактируются

12 Артем_КРАСНОВ  
Поправил.
А про Рио интересно. Авторевю провела длительный тест Соляриса, тоже было несколько нареканий. Видимо, корейцы все же еще не научились делать машины того же уровня, что Старый Свет и Япония, хотя внешне уже похоже

13 Paragon  
Многолетний опыт DARPA Grand Challenge показывает, что до полноценной замены человека роботом пока бесконечно далеко. Дико навороченные электронные системы стоимостью в миллионы долларов с суперкомпьютерами, лидарами и ЖПСами на борту едва дотягивают по эффективности до престарелого "белкового" водителя, страдающего болезнью Альцгеймера, и забывшего дома любимые очки на -5.

З.Ы. Хотя лично я не отказался бы от езды "на автопилоте" по рутинным ежедневным маршрутам. За удовольствием — на гоночную трассу, для впечатлений — дальнобойные загородные поездки.

14 Артем_КРАСНОВ  
О, Миша, так не хватало тебя в такой концептуальной теме (я серьезно)
Если говорить о полной автоматизации процесса - наверное, ты прав.
Но когда я проехал 300 км на Вольво со скоростным автопилотом, который разгоняется и тормозит самостоятельно, то чуть по другому взглянул на перспективы. Думаю, массовые системы, надежно выполняющие экстренное торможение - это вопрос 5-10 лет.

15 Paragon  
Другой вопрос, повысят ли эти плюшки безопасность движения. Оно как с ESP - вроде, если машина оснащена таковой, езда становится безопаснее. Но с другой стороны, человек за рулём становится всё более самонадеянным и беспечным, компенсируя таланты электроники своей бестолковостью.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |