Блог Артёма Краснова
Четверг, 24.09.2020, 01:50

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2011 » Июль » 6 » Посмешище или прорыв?
21:32
Посмешище или прорыв?


Нет, друзья, такую машину нельзя выпускать на рынок. Она была бы уместна в мультфильме «Тачки», но в реальной жизни ее внешность просто дискредитирует идею автомобиля будущего.

Вот что бывает, когда  за дело берется настоящий инженер. Для него форма вторична; главное - содержание.  Гордон Мюррей – один из самых знаменитых автомобильных инженеров. В начале 80-х он завоевал с Нельсоном Пике два чемпионских титула "Формулы 1" в роли главного конструктора команды Brabham, а в 90-х потряс мир суперкаром McLaren F1. А теперь с головой окунулся в новую авантюру, по всем признакам очень похожую на Ё-проект.

У Мюррея тоже есть ключевая буква с точкой, только не Ё, а латинская i. Технология iStream, завод iFactory, компоновка iCenter и так далее.


Как и Ё-мобильщики, Мюррей отверг все каноны автопрома и разработал абсолютно уникальную технологию производства. Кузова традиционных машин штампуются из стального проката, свариваются точечной сваркой, грунтуются и окрашиваются эмалью. В процессе iStream шасси гнется из плоских листов металла, образую коробчатую структуру, что исключает необходимость дорогостоящих прессов. Пластмассовые кузовные панели окрашиваются «в массе», то есть не требуют традиционных малярных работ, а к несущей части прикручиваются болтами. Мюррей настаивает, что iФабрика требует в пять раз меньшую площадь и может располагаться в непосредственной близости к потребителю – точно также, как Ё-завод.

Шасси автомобиля получается очень легким и может масштабироваться – опять рефрен к Ё-проекту, у которого на одной платформе базируется как минимум три машины.

Мюррей планирует продавать не столько свои микромобильчики, сколько всю технологию, и, по его словам, уже есть три инвестора. Два из Британии, а один откуда-то издалека, и у меня даже скользнула шальная мысль – уж не Ё-мобилевцы ли прикупили технологию Гордона? Все инвестиции в проект iStream пока составили около 9 млн фунтов, так что для бюджета Ё-команды приобретение технологии должно быть вполне по карману. Правда, судя по первым прототипам Ё-мобилей, их концепция все же более традиционна.

Попутно команда Мюррея создала городской автомобильчик Т.25 и его электрический вариант Т.27, причем, машины интересны безотносительно технологии их производства.


Начнем с того, что они очень компактны: ширина 1,3 метра, длина – 2,4, что позволяет им ехать бок о бок в стандартной полосе, а в один слот парковать три авто. При этом автомобили трехместные, к тому же есть багажник объемом 190 литров. Для сравнения, Citroen C1 при длине 3,4 метра (+42%) и ширине 1,6 метра (+23%) имеет даже меньший багажник – 140 литров (-26%), ну разве что мест в нем четыре.

Традиционных дверей у Т.25 нет – только откидываемый вперед  колпак кабины, чем-то напоминающий авиационный «фонарь». Мюррей настаивает, что таким образом можно парковать машины вообще вплотную друг к другу.


Компоновка салона - как в McLaren F1: водитель по центру, пассажиры – за его плечами. Если ехать в одиночку, можно загрузить в кузов 750 литров багажа, что больше, чем объем багажника Nissan X-Trail (в пятиместной версии).

Диаметр разворота составляет 6 метров, то есть в два раза меньше, чем у традиционных машин. T.25 легко развернется на двухполосной дороге.

И он очень легкий – менее 600 кг, поэтому 660-кубовый моторчик мощностью 51 л.с. обеспечивает динамику на уровне среднестатистического хетча (конкретики пока нет). Журналисты Autocar, тестировавшие голое шасси, отметили прекрасную управляемость.

А электрический T.27 Мюррей  называет самым эффективным электрокаром на сегодняшний день. На одной зарядке можно проехать 160 км, причем подчеркивается, что речь о реальном пробеге, а не в режиме сверхэкономии. Цена пробега в России «по электричеству» составила бы 15 копеек за километр, то есть примерно в 16 раз дешевле, чем на обычной машине. Нетрудно посчитать, что за год при пробеге 20 000 км такой аппарат сэкономит примерно 40-50 тысяч рублей.


Максималка – 105 км/час, разгон до 100 км/час за 15 секунд, но до актуальных в городе 50 км/час машина пуляет, цитата, «неприлично быстро». За 4,5 часа от бытовой розетки аккумуляторы заряжаются для пробега 130 км. ABS, ESP и подушки безопасности – в стандартной комплектации. Не так давно автомобиль успешно прошел крэш-тесты. Цена в Британии - примерно 15 тысяч фунтов (750 тысяч рублей). О-о... Тут дорожки с Ё-мобилем несколько расходятся.

Но обе затеи роднит и быстрота исполнения – технологию производства и несколько рабочих прототипов Мюррей создал с чистого листа за 17 месяцев, а первые товарные машины ожидаются уже в следующем году. То есть, практически в те же сроки, что и Ё-мобили.

На бумаге все выглядит здорово, и пока из очевидных плюх – дизайн. Этот Флабер оскорбляет эстетические чувства аудитории, которая может отвергнуть мысль о машине прежде, чем разберется в ее гениальности. В остальном – крайне любопытный проект.


Я уже вижу злорадную улыбку на лице Парящего над  дорогой, ведь наше братство Ё-скептиков утверждает, что так быстро технические революции не делаются.  И если i-Проект преуспеет, это будет вызов мировому автомобильному сообществу.

Но есть парочка «но». Гордон Мюррей и Андрей Гинзбург, мягко говоря, имеют разный опыт в автомобилестроении (помимо Мюррея над проектом работает команда опытных инженеров). Кроме того, первый базируется в самом эпицентре автомобильной жизни, в Великобритании, с очень развитой машиностроительной инфраструктурой. Представляете, там продаются журналы, где половина страниц – это каталог тысяч фирм, которые производят шестеренки, шарниры, никасилевые гильзы, жаропрочные выхлопные трубы, композиты и т.д. и т.п.


А второе – проект может и не преуспеть. Я не о коммерческой составляющей (тут все должно быть нормально), а о его перспективах резко изменить ход мировой истории автопрома. Над вариантами электромобилей будущего сейчас работают не только профессионалы на пенсии, но и крупные автоконцерны – BMW и Renault как самые яркие примеры – поэтому кто окажется трендсеттером, еще неизвестно. Я бы поставил на Renault.

А вообще Мюррей вызывает уважение. В некотором смысле он повторяет путь Фердинанда Порше старшего (если кто не знает, Ф.П. было трое), который всю жизнь мечтал спроектировать маленький народный автомобиль, а «приходилось» делать болиды для гонок Гран-При. В конце жизни все же мечта стала реальностью, и Порше зачал Фольксваген Жук, ставший иконой мирового автопрома и на долгие годы самым продаваемым автомобилем в мире. Быть может, во времена создания «Жука» скептики тоже не верили в его успех?


Ранее на тему:

Прохоромобиль по-баварски

Из жизни микробов

Ё-мобиль по косточкам

Категория: Новинки | Просмотров: 2051 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: автопром, производство, электромобили | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 43
"Быть может, во времена создания «Жука» скептики тоже не верили в его успех? " - вот вопрос ведь. А наверняка ведь, много было скептиков и халяльщиков.......то есть, хаяльщиков. Вообще, интересное сравнение. Хотя , суть чисто ЭЛЕКТРО мобилизации, да еще у нас в РФ......помоему утопия. В мировом автопроме - может и даст толчек к чему бы то ни было. Рисую злорадную улыбку biggrin , но ИМХО, всетки когда "один в поле воин", это одно. Когда двое(хоть и отдаленно, но похоже) это уже тенденция, к смене и перелому общепризнанных авто догматов.

2 Партизан   [Материал]
Бывают в жизни такие ситуации, когда цельный автомобиль ради поездки в магазин, за хлебом, заводить неохота, а вот такой, по разумной цене, вполне подошёл бы для этих целей. smile

Кароч, хлебовозка )))

4 Партизан   [Материал]
Она же пивовозка, она же водковозка, она же сигаретовозка, да и вообще в хозяйстве пригодится. : biggrin

5 Партизан   [Материал]
Лишь бы хулиганы не унесли со двора cool cool cool

Ну будет за что им овощерезку начистить ))))))

7 sad   [Материал]
На последнем фото отлично смотрится. При моем маршруте из дома на работу и обратно вполне можно ездить дней 9 на одном заряде.
Правда с учетом что никуда больше заезжать не нужно будет.

Да, в черном цвете посолиднее, но, ИМХО, это по контрасту с первым фото.

8 Yaks   [Материал]
А что интересно у него по результатом крэш-тестов?
Фиг с ним, с дизайном, но по конструкции сдается мне, что любое столкновение с препятствием будет смертельным..

9 PsKoT   [Материал]
Иногда хорошо жить в не слишком развитой стране - глядишь это чудо доберется до нас только лет через 50... Кот продолжает плакать над попытками убийства автопрома((( Ну не принимает душа Кота таких изысков... Хотя глядишь и изобретут что-нить эдакое, это же только начало...

10 Paragon   [Материал]
Немного не уловил, что революционного в микрокаре Мюррея. Стальной каркас с пластиковыми навесными панелями? Трёхцилиндровый 51-сильный моторчик? Стойки McPherson спереди и сзади? Цена в 15 тысяч фунтов?

Т.25/Т.27 - вполне обычное детище опытного автоконструктора, широко использующее стандартные для отрасли технические решения. Необычность только в комбинации этих решений. Революционность - в способе складывания кубиков, а не в самих кубиках. И в отношении Т.25/Т.27 не возникают сомнения в принципиальной реализуемости проекта, сомневаются лишь в его коммерческом успехе - опять же прямой антипод ёбилю.

Аналогия с ёбилем, на мой взгляд, очень натянутая.

Михаил, приведите примеры массовых автомобилей, которые использовали бы монокок из гнутых стальных листов в качестве несущей структуры с прикрученным пластиковым кузовом поверх. На ум приходит Лотус Элис с алюминиевым шасси, но его клееный монокок заметно дороже.
Я не стал углубляться в технические подробности, но T.25 с точки зрения несущей структуры похож на Брэбэмы, на которых Пике выиграл чемпионат мира. Я думаю, попытки внедрить такую технологию в массовый автопром вполне можно назвать революционными.
Аналогия с Ё-мобилем, ИМХО, в том, что за короткий срок пытаются создать серийный автомобиль, радикально отличающийся от существующих. Преимущества iStream, как они описаны на сайте Мюррея, совпадают с плюсами технологии производства Ё-мобилей: компактное, дешевое производство, близко к потребителю, инновационно и так далее.

14 Paragon   [Материал]
Только гнуть стальные листы человечество умеет уже не первое тысячелетие. А делать мегадешёвые, но при этом прочные и долговечные композитные панели на этой планете умеет только Гинзбург.

Не согласен. Так мы договоримся до того, что и композиты в массовом автопроме - это боян, ибо пропитывать ткани жидкостями человечество умеет со времен древних греков.
Одно дело гнутая трансформаторная коробка, другое - легкая и технологичная несущая часть автомобиля. Я не могу сразу вспомнить аналоги, если есть - приведите.

19 Paragon   [Материал]
Не являюсь специалистом по технологиям обработки стали, но подозреваю, что гнутые стальные листы автопроизводители не используют просто потому, что штампованные по каким-то причинам лучше. Гнутые стрелы в автокранах - это очень боянистый боян, технологиям уже не один десяток лет.

Где-то когда-то, конечно, были машины из гнутого листа - история ведь циклична.
Почему перешли на штампованные панели? Это в какой-то мере требование дизайна: у машин с несущим кузовом внешняя форма определяется несущими частями (стойки, крыша и т.д.), поэтому кузов должен иметь сложную форму и из листов его не согнешь.
В концепции Мюррея две функции кузова - эстетическая и несущая - разделены. Первую выполняют легкосъемные пластиковые панели, вторую - коробчатый монокок. Где встречалось нечто подобное? В Формуле 1 70-х, 80-х (правда, там не сталь, а композит с алюминиевыми сотами был).
Прелесть коробчатых структур - высокая жесткость. К примеру, кузов традиционной машины был бы гораздо прочнее и жестче, если бы не двери и окна. Любая "дырка" резко снижает жесткость и на итог увеличивает массу.
А здесь - закрытая структура, которая про прочих равных легче и жестче традиционного кузова. Я думаю, вполне себе новаторская концепция для массового автопрома.

24 Paragon   [Материал]
Но с несущим композитным кузовом за 5 копеек всё равно даже близко не сравнить smile

Я нигде не писал, что Ё-мобиль и T.25 технически идентичны. Но их роднит то, что они обе нетрадиционны для массового автопрома.

30 Paragon   [Материал]
А вот нихрена не соглашусь (Эд, обратите внимание - Артём спорит сам с собой!).

Т.25 - это оригинальный нетрадиционный подход к массовому автомобилю. Ёбиль - это несколько глобальных революционных прорывов в разных областях науки и техники. Причём все прорывы были обещаны одновременно. Просто Мюррей немного всё-таки разбирается в теме, и старается не давать обещаний, которые не сможет выполнить smile

Блин... я же чувствую, что ради Эда я не должен соглашаться с собой, но в данном случае я соглашусь.
Ибо концепция Мюррея вполне может оказаться жизнеспособной.
Но та же БМВ уже по пояс в проекте Megacity, в чем-то напоминающем T.25, и кто знает, чья окажется лучше. Я к тому, что все концепции жизнеспособны, но вот какая станет "новым Жуком" - это вопрос.

34 Paragon   [Материал]
Запасаемся попкорном, ждём появления взрывающегося вертолёта.

Я вот одно понял - сложно с собой бодаться. Я под конец даже забыл, за что спорили smile

36 Paragon   [Материал]
Я восстал против проведения параллелей между Т.25 и ёбилем. Всё-таки научная фантастика и фэнтези - это разные жанры smile

Ну, понятно. В этой части согласен, я думал, ты за инновационность Т.25 споришь.

ЗЫ: про композитные панели передергиваете. Пластмасса не есть композит, и никакой несущей функции она не выполняет. Посмотрите второе фото - едет без пластмассы smile

23 Paragon   [Материал]
Немного не понял, чего я передёрнул с композитами. В Т.25 панели пола - композитные, а навесные панели - пластмассовые. Или не так?

Несущая часть T.25 - из гнутого стального листа, навесные панели - пластмассовые. Стальная несущая часть после гибки сваривается.
Насчет композитов, если честно, не встречал инфы, киньте ссылку, если есть.

26 Paragon   [Материал]
Я думал, мы в одном месте вдохновение черпаем - на сайте Авторевю smile
http://www.autoreview.ru/news/1318/71993/?sphrase_id=348581

"В основе — стальной каркас с композитными панелями пола, на который навешены пластиковые кузовные панели."

З.Ы. Артём, давай на "ты" будем. А то как-то неудобно, что я это в одностороннем порядке употребляю.

Бугага... Возможно, и Авторевю иногда ошибается smile

Я излазил весь сайт Мюррея вдоль и поперек http://www.gordonmurraydesign.com/

Упоминается гибка, сварка... Но никаких композитов smile

31 Paragon   [Материал]
Видимо, немного отсебятины добавили, бывает. Возможно, под впечатлением от ёбиля. smile

На самом деле, инфа о материалах скудноватая. Я думаю, дело в другом - часть плоских панелей вполне может быть композитной. Но в народе композит - это сразу означает углеволокно.
А композитом может называться сэндвич из двух стальных листов с алюминиевыми сотами между ними. Или материал на основе стеклопластика. Оба не так и дороги.

На "ты" - конечно ))

А вообще дьявол в мелочах. Когда говоришь о концепции вообще, все кажется простым и понятным. Но Мюррей потому и возится все же два года, а не неделю, что пытается создать технологию универсального шасси, которое бы легко адаптировалось к разным моделям. Если сейчас для создания машины на полметра длинее требуется масса инженерных работ, то в концепции Мюррея - условно говоря, пара кликов мышкой.

20 Paragon   [Материал]
Заявленный объём инноваций (тьфу, какое слово противное) в микрокаре Мюррея на несколько порядков меньше, чем в ёбиле. Поэтому насчёт реалистичности изготовления Т.25 никто и не спорит - всё просто и понятно. Чего не скажешь про ёбильваген.

Тут не спорю. Мюррей все ж тертый калач, и в облаках не витает. Да он вообще во многом продолжает свои прошлые наработки. Потому его машина конструктивно похожа на спорткар.

А я вот в коммерческом успехе не сомневаюсь. Бюджет проекта достаточно скромен (сравните с Ё-мобилем), половина бюджета - это грант правительства, так что 4,5 миллиона фунтов Мюррей отобъет на раз. Банально, кто-нибудь из больших мальчиков купит его технологию, чтобы не плодить конкурентов своей.

11 odin   [Материал]
И всё-таки думаю будущее за вот такими авто - индивидуальными траспротными средствами. Может конечно не сечас, но вектор тот - здравый смысл. Зачем эксплуатировать 7-местный паркетник 5 дней в неделю и занимать до черта места на дороге и сжыгать тонны топлива, когда на работу ездишь один и без багажа?... Сначала такие вот индивидуальные авто, потом вполне реальные автопилоты при небольших сокростьях до 50км/час на основе ЖПС и внешних датчиков, ну а потом (а может и параллельно) индивидуальные летательные аппараты про которые писал Артём недавно.
Вот и получится нормально:
- города не по типу 1000-этажных муравейников, а "плоские" на огромной территории;
- все жильё одно-двух этажные дома в зелёных зонах - лесах;
- до "центра" на личном самалётике, а там вот на таком авто до офиса biggrin

38 Nana-hime   [Материал]
Боже ж ты мой! Не хочу такое будущее. Верните бензиновых монстров! Fuck fuel economy!

39 sad   [Материал]
Давно уже существует автомобильчик (как альтернатива) -
голландский carver (http://en.wikipedia.org/wiki/Carver_(automobile)
С 2013 насколько понимаю его вариация гибридная пойдет - http://www.flytheroad.com

40 тот чувачок   [Материал]
А мне нравицца! люблю компактные машинки, вроде Honda Jazz.
проект более жизнеспособный, чем е-мобиль, стопудово.

41 Paragon   [Материал]
Попались на глаза мотоколяски Messerschmitt полувековой давности:
http://dlm1.meta.ua/pic/0/5/203/ZK0A1EEeSC.jpg

Понятно, что ничего общего, но внешне всё равно похоже smile

Ощущение, что на лягушку натянули фашистскую каску.
А так то очень даже стильно получилось.

43 Партизан   [Материал]
Точно блин. Смотрю на фотки, и не покидает ощущение что где то я это видел.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |