Иногда меня спрашивают – стоит ли покупать китайскую машину? И я всегда отвечаю
– нет. Пока «китайцы» оставляют весьма странное впечатление: разболтанные на
ходу, с топорщащимися панелями, ядовитым запахом они стоят не настолько дешево,
чтобы подойти на роль «одноразовых» автомобилей. Я вообще слабо понимаю мотивацию людей, которые
вместо проверенного корейца или подержанного европейцы вбухивает 300-400 тысяч рублей
в машину неизвестной марки, которая может уйти с рынка также внезапно, как пришла
на него. Репутации нет, запчастей нет,
гарантий нет – за что платить?
Но я уверен, что скоро – может быть очень скоро – я начну
отвечать на вопрос из первого абзаца положительно. Китайский автопром – это не
точка. Это вектор. Причем, вектор с мощной устремленной вверх эрекцией, которая
рано или поздно во что-то выльется. Так выльется, что дай бог не захлебнуться.
Обратили внимание, как сложно сейчас купить детскую игрушку
некитайского производства? А магнитолу? А телек? Китайская экономическая
экспансия видна невооруженным взглядом.
Но автомобиль – штука посложнее, чем тигренок с песенкой на
ломаном русском. Его не сделаешь, заперев на складе полсотни голодающих
китаянок, готовых шить и паять до рези в глазах.
Тем не менее, предпосылки имеются. В прошлом году Китай стал самым крупным авторынком мира. Но
это не все – он абсолютным лидером по количеству выпущенных автомобилей, обогнав США и
Японию! Вдумайтесь, в хорошие времена японцы производили по 11 миллионов
автомобилей, Китай в 2009 году поднял планку до почти 14 миллионов! Чтобы было понятнее,
за месяц 2009 года в Китае выпускали больше машин, чем в России за весь год.
Китай сконцентрировал на себе внимание всех автомобильных гигантов, и более половины
производства приходится на иностранные компании. Но при этом 4,57 миллиона
автомобилей сделали традиционные
китайские бренды SAIC, FAW, BYD, Chery...
И они инвестируют в будущее: можно вспомнить недавний альянс
между BYD и Daimler в рамках проекта по
созданию народного китайского электромобиля.
Пока китайские автокомпании сконцентрированы на внутреннем
рынке, но рано или поздно он начнет насыщаться.
И вот тогда их гигантская потенция вырвется наружу. Их производственные
возможности позволяют без труда занять хоть половину, хоть три четверти
российского авторынка, поэтому едва возникнет должная мотивация, китайцы придут
всерьез.
Да не введут вас в заблуждение их вялые попытки закрепиться у
нас до сих пор – это была разведка боем. Инициатива вообще чаще исходила от
российских компаний, желающих продавать или выпускать автомобиль, но как-нибудь
без лишнего геморроя – и тут китайцы были идеальным вариантом. Вот тебе
машинокомплекты – и делай, что хочешь. Ни корпоративных стандартов, ни контроля
качества, ни ломовых цен. По такой схеме зачали производство Shuttle в Златоусте и Geely в Новоуральске – оба проекта заглохли по разным причинам.
Пока тактика китайцев и их российских партнеров напоминала о
бизнесменах 90-х, когда первоначальный капитал создавался за счет
фирм-однодневок: купил/украл где-то партию чего-то, продал и технично свалил. Вложил
деньги в новый «бизнес», заработал – свалил. Китайские автомобильные компании
выходят на рынок через российских посредников, и как только у машин появляется
соответствующая «репутация», сворачивают деятельность. Этап потребительского
обмана, наверное, неизбежен при попытках создать большой бизнес почти на пустом
месте.
Однако они прогрессируют. Более того, сама по себе «китайскость»
- это не приговор. В Китае производят компоненты для автомобилей большой
немецкой тройки, здесь выпускают Honda Jazz, в том числе для российского рынка… А скоро начнут приносить
плоды альянсы с именитыми фирмами – не забудем, к примеру, что Geely купила
Volvo со всеми ее
шведскими технологиями.
Так что когда-нибудь они займутся нашим рынком основательно.
И не стоит их недооценивать: достаточно появиться одной-двум достойным моделям,
и маятник общественного мнения качнется в другую сторону. Корейцам очень
помогли модели, вроде Hyundai Getz
и KIA Cee’d, и сегодня мы без угрызений совести
платим за корейцев те же суммы, что за «Опели», «Форды», а порой и «Фольксвагены».
А вспомните корейские машины 90-х: их дизайн, их управляемость, их надежность…
И прорывный китайский автомобиль, возможно, уже существует.
Может быть, в виде эскиза. Или бизнес-проекта. Или испытательного прототипа.
Или предсерийного образца…
|