Михаил Алешин лидировал в мировой серии Formula Renault 3.5 с начала сезона, и
тем не менее, однозначным фаворитом не был. Чем ближе к развязке, тем
ожесточеннее сопротивлялись конкуренты, и главную угрозу представлял участник
молодежной программы Red Bull Даниэль
Риккардо.
И надо же такому случится — Алешин, удерживающий первое
место в течение 8 месяцев, уступил лидерство в серии в первой гонке последнего
уик-энда сезона за сутки до его окончания! Риккардо сравнялся с Алешиным по
количеству очков (128), при этом имел перевес по числу побед, так что для
победы Алешину требовалось обогнать австралийца во второй гонке уик-энда.
Однако австралиец был быстрее с самого начала этапа, и шансы Алешина становились
призрачными...
Скорость австралийца подтвердилась во воскресной
квалификации, где он опередил Алешина на несколько мест, и теперь, казалось,
помочь россиянину могут только небеса... Они и помогли: на мокрой от дождя
трассе Алешин оказался быстрее оппонента, и не только сумел сократить
отставание от Риккардо, но и совершить чумовой обгон по внешней траектории,
который наверняка войдет в историю мировой серии Renault.
Финиш на третьем месте впереди
Риккардо сделал Алешина чемпионом престижного европейского чемпионата, который
иной раз дает пропуск в Формулу 1. Из нынешних пилотов «Больших призов» школу
«Формулы Рено» проходили Роберт Кубица (чемпион 2006 года), Фернандо Алонсо,
Хейкки Ковалайнен, Себастьян Феттель, Камуи Кобаяши и еще ряд менее успешных
пилотов. Кими Райкконен пришел в «Формулу 1» прямиком из британской Formula Renault, где
доминировал в 1999-2000 годах.
Одной из наград Алешину станут тесты в команде «Формулы 1» Renault F1, в которой сейчас
выступает другой россиянин Виталий Петров. Кстати, для Алешина это будет не
первая проба руля Ф1: он уже принимал участие в тестах Renault F1 летом этого года в качестве
награды за лидерство по ходу сезона Formula Renault.
Разумеется, пока говорить о дебюте в «Формуле 1» для Алешина
рановато, и, возможно, он еще на год задержится в младших формулах. Тем не
менее, были прецеденты и прямого перехода из Formula Renault в «Формулу 1», скажем, Себастьян Феттель скакнул
в «Формулу 1» в середине сезона 2007, а уже через год стал самым молодым
победителем Гран При за всю историю (Гран При Италии, 2008, Scuderia Toro Rosso).
Что касается другого российского пилота Виталия Петрова, его
шансы задержаться в составе Renault
F1 в следующем году тают с каждым днем. За последние месяцы единственным
по-настоящему «взрослым» уик-эндом Петрова остается Гран-При Венгрии, где он
опередил Кубицу и в квалификации, и в гонке, заняв лучшее для себя пятое место.
В остальном его выступления по-прежнему крайне нестабильны, и он серьезно уступает Кубице во всех дисциплинах. К концу лета глава Renault F1 Эрик Буйе начал
давить на Петрова, требуя регулярного попадания в очки, но с венгерского этапа
Виталию ни разу не удалось подняться выше 11 места. Из-за
психологического давления возросло количество ошибок: в Италии он заблокировал
Тимо Глока и получил штраф в пять мест на стартовой решетке, в Бельгии разбил
машину в квалификации, в Сингапуре — тоже самое, в Японии квалифицировал лишь
13 (Кубица на такой же машине — 4), и разбил автомобиль сразу же после старта,
попутно выбив Нико Хюлькенберга. За это Петров получил еще один штраф в пять
позиций на старте Гран-При Кореи, так что набрать очки будет еще сложнее, а до
финиша сезона — всего три гонки. Петров-Кубица остается единственной парой в
чемпионате, где квалификационный счет остается почти сухим — 1:15.
Так что амбициозная Renault F1, вероятно, на следующий сезон выберет более опытного
гонщика, и в числе вероятных кандидатов мне видятся Адриан Сутиль и Ник
Хайдфельд. А может быть, Михаил Алешин? Что ж, было бы здорово.
Для Петрова возможный уход из Renault F1 не обязательно станет концом
формульной карьеры. Ходят слухи, что его могут отдать на стажировку в Lotus, который ведет
переговоры о контракте с Renault
на получение моторов. И мне кажется, для Виталия это был бы идеальный
вариант. В этом году новичок-Lotus
борется разве что с другими дебютантами сезона (HRT и Virgin), однако среди них выглядит сильнейшей и наиболее
рациональной командой. Моторы Renault
и коробки передач Red
Bull в следующем сезоне сделают «Лотусы» сильнее, но дело даже не в
этом. Главное, Петров получит возможность набираться опыта без чрезмерного
давления. Поразительно быстраяв
руках Кубицы Renault F1
слишком сильно завышает ожидания от дебютанта-Петрова, и пока ему сложно
соответствовать высоким запросам. Но Петров доказал, что умеет быть
быстрым, точным и рискованным пилотом, но ему не хватает «наката», поэтому
стажировка в спокойной обстановке помогла бы отшлифовать талант.
Собственно, со слабых команд начинали формульную карьеру множество успешных
пилотов: например, Фернандо Алонсо и Марк Веббер дебютировали в Minardi, а Себастьян Феттель
выступал за Scuderia Toro
Rosso.
Как бы там ни было, я уверен, без своего пилота в «Формуле
1» Россия не останется: в настоящий момент в различных международных сериях
выступает несколько десятков молодых российских гонщиков, и они уже давно
перестали быть статистами и рента-драйверами — многие из них борются за
подиумы, победы и чемпионские титулы.