Верно ведь говорят: бойся желаний. Многие из нас загадывали на падающую звезду, чтобы гаишники больше не околачивались вдоль дороги, так ведь? Доброе небо услышало нас. Мы на пороге эры, когда человек с жезлом будет появляться на дороге, как Дед Мороз — по большим праздникам (и в дни облав), и, вероятно, будет вызывать такую же ностальгическую улыбку. Но что идет ему на смену? Камеры видеофиксации? Боюсь, это только начало большого пути
Стационарные камеры, вообще говоря, предсказуемы, как шутки Петросяна. Поэтому главе МВД Владимиру Колокольцеву пришла в голову идея оснастить комплексом видеофиксации патрульные машины и замаскировать их под обычные. Пока не вполне ясно, идет ли речь об автоматических комплексах или просто гаишных видеорегистраторах, потому что в последнем случае для оформления потребуется личный контакт сотрудника и нарушителя. А это существенно снижает эффективность метода, поэтому, думается, Колокольцев имел в виду первый, "автоматический" вариант. Представьте, что в любом автомобиле, попутном или встречном, может размещаться мобильная камера, причем вы не узнаете о ее работе, пока не получите извещения о письме счастья (или смску). Подобные средства контроля скорости встречались мне в Армении, откуда я вернулся параноиком, потому что все время казалось, будто за мной следят копы. В России планируется еще более жесткий вариант, ведь полицейские машины будут лишены опознавательных знаков.
Тем временем с 2013 года идет работа по внедрению так называемых RFID-меток: пассивных устройств, которые позволяют идентифицировать автомобиль по его электронной сигнатуре. Упрощенно говоря, вы превысили скорость, и пара встроенных в полотно датчиков зафиксировала нарушение по разнице во времени между прохождение первой и второй точки. Чем такие системы лучше обычных камер? При массовом производстве они дешевле и могут работать в слякотную погоду, когда номеров не видно. Кроме того, они невидимы глазу водителя и могут быть встроены в столбы, дорожное плотно, бордюрные камни или балки рекламных баннеров. Подобные системы уже испытывают несколько российских компаний, включая институт МАДИ, а в Казани работают автобусы, оснащенные RFID-метками. Исследуется два варианта размещения маячка: в номерах и на лобовом стекле, причем первый сложнее (требуется поголовная замена госномеров), но обеспечивает лучшую эффективность.
PayPass - платежка-пропуск. Система на основе RFID-технологии, позволяющая оплачивать услугу (например, проход/проезд) без физического контакта. Быстро и гигиенично
RFID-метки сулят и нетрадиционное использование. Вспомним, например, что они используются в системах бесконтактных платежей, то есть позволяют привязывать к автомобилю не только персональные данные, но и номер счета владельца. Не думаю, что речь о «мгновенном правосудии», когда деньги списываются с нарушителя в момент злодеяния, но в перспективе такие системы смогут подкачивать деньги со счетов злостных должников.
Впрочем, в первую голову они будут использоваться для добровольной оплаты услуг, вроде оплаты дорог и парковок. При этом новая система открывает почти безграничные возможности по сегментации дорожной сети и парковок, например, город можно разбить на зоны и взимать плату за въезд в центральные районы. Или вынудить автомобилистов оплачивать стоянку под окнами дома. Понятно, что до внедрения таких «излишеств» пройдет немало времени, прежде чем весь автопарк получит номера с метками, но процесс уже запущен.
А есть и еще одна технология будущего — ЭРА-ГЛОНАСС. К ней-то, казалось бы, какие претензии, ведь она заточена на оповещение экстренных служб в момент аварии, причем как путем принудительного их вызова кем-то из пострадавших, так и в полностью автоматическом режиме — тяжесть ДТП определяется по срабатыванию подушек безопасности и показаниям датчика перегрузок. Между тем, инструментарий ЭРА-ГЛОНАСС идеально подходит для дорожного «хозрасчета», позволяя определить местоположение и скорость автомобиля, а через GSM-канал передать необходимые данные. Поэтому уже создано акционерное общество «ГЛОНАСС», которое имеет право оказывать населению платные услуги на основе новой системы. И не исключено, что в скором времени мы будем заправлять автомобиль не только топливом, но и класть некоторую сумму на дорожный счет, чтобы в случае чего автомобиль не попал под драконовские штрафы за попытку проникнуть в платную зону без оплаты.
К слову, пока юмористы упражнялись в остроумии, «ЭРА» тихо-мирно приближается к этапу поголовного внедрения. С 2015 года она обязана входить в оснащение всех новых автомобилей в России, но в данном случае под новой понимается модель, для которой необходимо получение одобрение типа (сертификация). По данным «Авторевю», Производители нашли лазейку и чтобы избежать «оглонассивания», сертифицируют новые модели, как модификации существующих — например, так поступила Audi с моделью Q7. Поэтому пока первым и единственным серийным автомобилем с системой ЭРА-ГЛОНАСС является новая Lada Vesta, за которой последует X-Ray и китайский Changan.
Lada Vesta оснащена полноценной системой ЭРА-ГЛОНАСС, которая позволяет как оповещать экстренные службы в автоматическом режиме, так и по запросу водителя. Со временем кнопка SOS будет полезной и в менее критичных ситуациях, например, для вызова технички для ремонта пробитого колеса или при "кончине" топлива
Тем не менее, лазейку могут прикрыть, а главное, с 2017 года все новые модели должны получить систему ЭРА-ГЛОНАСС в стандартном оснащении вне зависимости от того, требуется ли им одобрение типа.
Другими словами, если внедрение RFID-меток пока не обрело законодательные контуры, то ЭРА-ГЛОНАСС является неизбежностью. Может быть, сроки обязательного внедрения сместят для некоторых категорий транспорта, но в любом случае государство вложило во внедрение ЭРЫ слишком много сил и средств, чтобы просто отказаться от затеи.
Происходит что-то вроде индустриальной революции, когда на смену дорогому и непроизводительному ручному труду приходят конвейеры и роботы. Инспекторы ГИБДД с дорог, конечно, враз не исчезнут, и долгое время разнообразные системы, вроде камер, RFID-фиксаторов и устройств вроде ЭРА-ГЛОНАСС будут органично дополнять друг друга и работу людей, однако вполне однозначно баланс смещается в пользу автоматических систем.
Проступает уже абрис нового будущего, в котором контроль за водителем будет тотальным и фиксироваться будет практически любое нарушение. Утопия? Не думаю. Технических сложностей с постоянным мониторингом транспорта все меньше, и дело, скорее, в желании властей идти этим путем. А оно, судя по всему, есть — и это правильно.
Многие опасаются, что при таком подходе месячной зарплаты не хватит на оплату штрафов единичной поездке, но тут есть один нюанс. Существующие штрафы за нарушение ПДД учитывают дырявость системы контроля трафика: грубо говоря, на 1000 превышений скорости вы получаете один штраф в 500 рублей. Представим, что наказываться стало любое двухсекундное превышение скорости, но штраф за это составляет не 500, а 5 рублей. То есть, замечтавшись и вовремя опомнившись, вы получите нежный ай-яй-яй, но регулярная езда с превышением выльется в копеечку. В любом случае, новые реалии потребуют радикального пересмотра КоАП, потому что в нынешнем виде он заточен все же на одушевленных полицейских со всеми их плюсами и минусами.
Вы боитесь такого будущего? Я, если честно, не очень. И причина даже не в том, что мы быстро научимся не нарушать. Скорее, и сами автомобили скоро разучатся нарушать, ибо прототипы будущего автопилота становится все более совершенными.
Скажем, BMW 7-серии распознает знаки с помощью видеокамеры, и если активирован круиз-контроль, автомобиль будет сбрасывать скорость на участках с ее ограничением. Остался один шаг до системы, которая в принципе запретит движение с превышением установленных лимитов: например, исключение на короткий срок может делаться для экстренных ситуаций и на ограниченное время. Все сложнее становится перестаиваться без включенного поворотника, потому что ряд автомобилей прекрасно видят разметку. Недалек день, когда автомобиль начнет коммуницировать со светофором и сопротивляться попыткам проехать на красный.
Хотим мы того или нет, вольности на дороги скоро станут не только дорогими, но и почти невозможными. Поэтому давайте пока ценить то, что имеем: и возможность прохватить под настроение, и очеловеченных полицейских.
|