Таким вопросом можно задаться, созерцая новый Mercedes-Benz G63 AMG, который определенно заставляет
сердце биться чаще. 544 лошадиными силами сегодня не удивишь, а вот с честным
полным приводом 6 х 6 с пять дифференциалами можно войти в книгу рекордов
Гиннеса.
Почему вообще у большинства машин по четыре колеса и какие
вообще варианты?
Три колеса
Все знают, что для устойчивости необходимо минимум три точки
опоры, более того, четвертая может нарушить идеальный баланс – вот почему
фотографические штативы имеют ровно три ноги.
К сожалению, силы, действующие на автомобиль таковы, что трехколесные машины слишком неустойчивы.
Впрочем, зачем тратить слова – лучше всего об это рассказывает один из моих
любимых сюжетов Top Gear
о трехколеснике Reliant Robin.
Пять колес
Я не знаю серийных машин с пятью рабочими колесами, однако подобные
мысли бродят давно. Вот видео пятидесятых годов, где объясняется смысл пятого
колеса у американского дредноута. Полагаю, это одна из тех идей, которые забыты
достаточно хорошо, чтобы получить шанс вернуться – проблем с парковкой-то все
больше.
Шесть колес
Из машин
нетрадиционной колесной ориентации именно сикс-виллеры добились наибольшего
признания. Вероятно, апогеем их «карьеры» можно считать гоночный Tyrrel P34, который выиграл гонку «Формулы
1» в 1976 году, правда, через два года уступил место более традиционной машине.
Смысл появления шестиколесного болида заключался в меньшей подъемной силе,
которую генерировали маленькие передние колеса, при сохранении пятна контакта.
Кстати, если «Тиррел» был единственным шестиколесным
болидом, участвовавшим в гонках, то Ferrari построила модель 312T6, которая на старт так и не вышла. В отличие от «Тиррела»,
двойные колеса у нее были сзади, что, по идее, должно было обеспечить
колоссальный запас сцепления и ускорения на уровне полноприводных машин. Однако
автомобиль страдал проблемами с надежность, впрочем, не связанными напрямую с
его шестиколесностью. Panter 6
В гражданском автомобилестроении выпускать шестиколесники
пробовала компания Covini
и Panter. Причем
первая, начав проект в шлейфе успехов «Тиррела», сделала редизайн уже в начале
нынешнего века, вторая выпустила лишь две машины. «Ковини», впрочем, тоже не добился
пока сколь-нибудь значимых успехов. Covini CW6 2004 года
Причины понятны: больше колес – сложнее конструкция, меньше
места для салона, больше масса. Несложно понять, что любой шестиколесник для
асфальтовых дорог должен иметь как минимум четыре управляемых колеса. В отличие
от военной техники, для которой управляемость стоит не на первом месте,
гражданский шестиколесник с четырьмя «фиксированными» колесами будет страдать
слишком явной недостаточной поворачиваемостью.
Тем не менее, у шестиколесных машин есть и потенциальные
плюсы. Во-первых, увеличивается пятно контакта и теоретически такая машина
может лучше разгоняться (если полноприводная) и развивать большую скорость в
повороте. Есть возможность снизить неподрессоренные массы за счет меньшего
диаметра или ширины колес, а также улучшить плавность хода на сильно
пересеченной местности, ведь шесть колес будут удерживать кузов более
равномерно.
Впрочем, понятно, что для реализации всех преимуществ
шестиколесника, нужно очень сильно усложнить конструкцию автомобиля: шесть
подвесок, два рулевых управления, пять дифференциалов… Компромиссные же
варианты, по сути, не несут столь явных преимуществ. В профиль Covini выглядит аляповато
Кроме того, шестиколесные машины зачастую смотрятся
непривычно, а потому кажутся некрасивыми. Четырехглазый человек вряд ли победит
на конкурсе красоты, как и четырехгрудая женщина. Хотя смотрится экзотично, не
спорю.
А потому шестиколесные легковушки возможны лишь в случае с
дорогими нишевыми продуктами, как Mercedes-Benz G63 AMG. Забыл сказать – в России его
оценили в 24,5 млн рублей, то есть дороже, чем три S63 AMG… Шейхомобиль?
|