В воскресенье Алексей Игнатов пригласил наc поучаствовать в забавном мероприятии – этаком ралли-такси. То есть прокатиться на штурманском месте его тренировочной «восьмерки» по раллийному спецучастку. Алексей Игнатов – это чемпион России по ралли 2008 года (зачет N2).
Я участвовал раньше в подобных мероприятиях, и все равно через 5 километров чувствовал себя так, словно пробежал стометровку, удирая от своры собак. Постараюсь объяснить с точки зрения обычного водителя, почему на середине заезда тебе хочется выйти.
Близость к брустверам
Это первое, что напрягает. Нормальный водитель оставляет полуметровые зазоры до обочин, а если нужно притереться к препятствию – снижает скорость. Здесь все наоборот. Машина несется посреди трассы и вдруг прилипает к правому брустверу так, что ты инстинктивно прижимаешь к себе локоть. Потом удар рулем, «восьмерка» встает боком, и теперь уже левый бруствер мелькает в угрожающей близости перед капотом. И так почти в каждом повороте. Это необходимо, чтобы использовать всю ширину трассы и максимально сгладить траекторию.
Неадекватная скорость на входе
Годами мы привыкаем снижать скорость перед изгибами дороги. Тем более, когда под колесами утрамбованный снег или лед. Здесь все по-другому: к каждому повороту мы подлетаем в таком темпе, что я говорю себе: «В этот раз точно не попадем». Мне просто не хватает фантазии представить, как можно ввалить в поворот на такой скорости и не угодить в снежный сугроб. Каждый новый вираж – это новая аварийная ситуация. Машина, напитавшись кинетической энергией, несется точно выпущенный из пращи камень, остановить который может только попадание в цель (в нашем случае это сосны). Я поглядываю на Алексея, чтобы понять, действительно ли он ошибся, или едет в своем ритме. Правильный ответ - второй.
Трамплины
Это случается неожиданно. Бац – и твой зад перестает ощущать твердь сиденья. Хрясь, и машина жестко падает на четыре лапы, лязгая днищем или «что у них есть еще там». Воспринимается как откровенное насилие над техникой. А прямо за трамплином – поворот, но это другая история.
Боковые скольжения
Секрет прохождения поворотов на аномальной скорости – в контролируемых заносах. В нужный момент раллист выставляет машину боком, причем делает это без помощи ручника. Впрочем, свои хитрости все же имеются. Иногда Алексей работает педалями газа и тормоза одновременно – в принципе, это имитирует работу ручника, но в более мягкой и контролируемой манере. Иногда он срывает машину контрсмещением, но о нем отдельный рассказ. Боковое скольжение позволяет гасить излишнюю скорость и затягивать машину в поворот педалью газа. Вот откуда берутся эти живописные брызги снега из-под колес. До начала заноса ты теряешься в догадках, как же мы впишемся в очередной вираж. После начала с замиранием сердца наблюдаешь, как машина расходится с бруствером в дециметре. Под конец поражаешься точности, с которой раллист рассчитывает свои действия. Это как кататься с ледяной горки, которая упирается в забор – чуть не рассчитал, и здравствуй, дерево.
Контрсмещения
Отличный способ попугать новичков. Впереди левый поворот, а машина вдруг бросается направо, точно в расчеты закралась ошибка. И тут же удар рулем влево, автомобиль встает боком и так и влетает в поворот. Но делается это не для понта, а чтобы правильно «позиционировать» автомобиль перед виражом и ввинтится в него за счет тяги на ведущих колесах.
Звуки и вибрации
Скорость ощущается сильнее, чем на обычной машине. Ты слышишь вой трансмиссии, грохот выхлопа, лязги подвески, чирканье днища по снегу, дробь камешков по аркам. Ты чувствуешь рельеф трассы, и то, как машина нервничает в колеях. Все это создает ощущение непосредственности происходящего и усиливает страх.
Сколько это стоит
Что расстроит нормального водителя больше – замятое в аварии крыло или изношенный комплект покрышек? Скорее первое. А тут наоборот. Крылья и прочая кузовщина – почти расходный материал. Помял, поправил, покрасил – и вперед. А одна шипованная шина стоит от 10 тысяч рублей. За день покатушек Алексей убил шесть колес. Все еще хотите стать раллистом?
2108
Напоследок пару слов о машине. Эта «восьмерка» - раллийный автомобиль, скорее, начального уровня. У нее выпотрошенный салон, каркас безопасности, перенастроенные амортизаторы, коробка передач с коротким рядом, самоблокируемый дифференциал и мотор, расточенный до 1,8 литра и развивающий примерно 150 л.с. Алексей использует ее для тренировок и выездов на местные ралли, где он практически непобедим. В последние годы соперники могли обойти его в одном единственном случае – если Игнатова подводила техника.
Кстати, покатушки были устроены для выпускников школы водительского мастерства, организованной Алексеем Игнатовым и Ярославом Федоровым (KiwamaruSport), и позволили бывшим ученикам хотя бы в первом приближении понять, что же такое настоящая экстремальная езда. Для тех, кто загорелся идеей, телефон школы Алексея Игнатова - (351) 233-94-90.
И напоследок видео покатушек, снятое Андреем Винниковым.