VIP-интервью
– это рубрика на VIPautochel.ru, где мы беседуем с
известными (и богатыми) людьми об их автомобилях. В кризис мы о ней как-то подзабыли, хотя
богатые люди никуда не делись и на «Лады» не пересели.
Сегодня делал VIP-интервью с довольно молодой дамой, которая заинтересовала нас
прежде всего тем, что ездит на Porsche Cayman.
Машина сама по себе редкая для Челябинска, да еще в женских руках… Но я хочу
рассказать не об этом, а отметить пару особенностей, почему зачастую VIP-интервью не так уж
интересны для автомобильного журналиста.
1. На
многочисленных примерах я убедился, что большинство богатых людей Челябинска,
вообще говоря, мало разбирается в этих самых автомобилях. Есть исключения,
вроде Ильи Мительмана, но в целом тоска. Они могут позволить себе Porsche или Lamborghini, однако эти машины значат
для них не больше, чем не менее элитные часы, телефоны или украшения. Просто фетиш. Меня всегда поражало, когда о Porsche или Jaguar высказываются примерно так: «Ты
знаешь, нормальная машина… Рулится хорошо. Вообще мощь в ней чувствуется… Но джип,
конечно, удобнее…» Они не знают историю марки, не чувствуют генов автомобиля. Богатые
люди в силу своей занятости или увлеченности другими интересами, по сути, не
имеют собственного ярко выраженного мнения о машине, поэтому подменяют его
чужим, в основном из рекламных буклетов. Директор банка «Урал-Лига» Вера
Семенова рассказала свои впечатления от Bentley Continental GT, и на итог стало понято,
что машина за 9 миллионов рублей на самом деле ей не очень-то и удобна: она
слишком громоздкая, мощная и помпезная. Меня подмывает сказать, что разумнее
было купить автомобиль, скажем, за три миллиона. Остальные 6 миллионов – это взнос в кассу театра
элитной жизни. Вспоминается также
забавное повествование одного высокопоставленного чиновника о том, что VW Passat со спортпакетом,
купленные для гаража администрации области, оказались слишком жесткими и
громкими, хотя стоили дороже стандартных «Пассатов». Напрашивается вопрос – а что
за «эксперт» переплатил деньги за неудобство, когда речь идет о парке из
десятков автомобилей?
2. Известный
человек во время вип-интервью, осознанно или нет, занимается имидж-мейкингом. Я
люблю задавать вопросы о стиле вождения, и порой получаю очень противоречивые
ответы. Например, сначала я провокационно замечаю, что автомобиль мощностью 500
л.с. в Челябинске выглядит странно, ведь реализовать мощность негде. И собеседник
тут же заявляет, что он активный и в бизнесе, и за рулем, что скорость – это его
стихия, и вообще он старается жить по максимуму каждую секунду. Нам всем
приятно видеть себя в таком образе. Возможно, богатые имеют больше возможностей
для реализации подобного идеала. Но чуть позже я уточняю, имеет ли наш герой
склонность нарушать правила, и тут выясняется, что на самом деле ездит он
строго (ну очень строго) по правилам, нарушает редко (ну, крайне и по
необходимости), а главное – старается не мешать другим. Первая и вторая часть плохо
вяжутся друг с другом. В этом противоречии проявляется неоднозначность нашего
общества вообще: идеал героя боевика в нем не менее силен, чем образ
рационального семьянина, а выбрать одно не позволяет жадность. Правда, были и прямые
персонажи, вроде Константина Филимонова. По крайней мере, он не строил из себя
святого и называл вещи своими именами.
3. А
вот еще момент, не то чтобы скучный, но разъединяющий. Большинство VIP-персон живет в изолированном
от нас с вами мире. Они отделены от него заборами с видеокамерами, шумоизоляцией
автомобилей и глухими стенами уютных ресторанов. Когда слушаешь их, вдруг
начинает казаться нормальным, что кто-то имеет лицензию на грубое нарушение
правил. Аргументация простая: «Час работы депутата стоит очень дорого, поэтому,
объезжая пробку по встречке, он экономит народные деньги». Мы с вами воспринимаем
автомобиль функционально, и для нас важны его надежность, доступность
обслуживания, доступность кредита… У богатых людей совсем иное понимание.
Скажем, надежность их волнует не так и сильно: машин в гараже несколько,
техобслуживанием и ремонтом занимаются водители, сколько это стоит – неважно. На
первый план часто выходит имиджевая составляющая. В России культ автомобиля – это одно из
проявлений культа богатства, и поэтому машина должна соответствовать статусу.
Слишком дешевый автомобиль – и тебя запишут в любители прибедняться, скупердяя
или человека без вкуса. Слишком дорогой автомобиль тоже неуместен.
Принципиальная разница с нами в том, что мы стараемся покупать автомобиль на
все деньги. VIP-персоны
зачастую могут позволить себе машину в 5 раз дороже своего выбора, но не делают
этого – вроде как не доросли. Это может создать имидж транжиры, понтореза, в
общем, человека несерьезного. И этот паттерн повторяется из одного интервью в
другое, так что иногда мой вопрос о выборе автомобиля звучит как-то
риторически. Это обычный человек выбирает автомобиль в диапазоне от старой «девятки»
(зато почти бесплатно) до новой Honda Accord
(блин, кредит всего 14% годовых), а у VIP-ов круг сужен до предела: Audi A8 или BMW
7, ну либо BMW Х5 против Audi Q5
против Range Rover.
Если подытожить, то вип-интервью скучноваты
тем, что их герои – заложники своего образа жизни. Редко кто может развлечь
тебя подлинной откровенностью или глубиной постижения предмета. Тем не менее,
вип-интервью пользуются популярность у читателей, но не потому, что они такие
интересны. Скорее, нам приятно воткнуть виртуальную иголку осуждения в того,
кто богаче, знаменитее и успешнее нас. Поэтому, если вы являетесь челябинским
випом, откажитесь от интервью, которое я вам когда-нибудь предложу. Спокойнее
будет.
|