Заинтересовал меня тут вопрос: насколько штрафы в Европе и
США выше наших, российских. Я хотел быстренько найти таблицу штрафов, допустим,
для Британии, Франции и какой-нибудь Калифорнии, добавить Россию и сделать
несложный пост о том, как обдирают буржуев.
Но задача оказалась на порядок сложней. Россия и Запад отличаются не только (и не столько)
размерами штрафов - их карательные принципы на порядок сложнее и изощреннее
наших. А в Великобритании таблицы штрафов не существует вообще – за одно и
то же нарушение там можно попасть на 60 фунтов, а можно – на тюремный срок в
несколько лет, зависит от решения суда.
Перелопатив немало сайтов, я нашел несколько интересных особенностей
западной системы приструнения водителей, и озадачился вопросом: а почему этот
опыт не используется у нас?
Штрафные баллы
На волне либерализации Россия так тщательно открещивалась от
всего советского, что вплеснула с водой ребенка. Во многих европейских странах
существуют балльные системы, знакомые нашим водителям старшего поколения: в СССР
сначала прокалывали дырочки в правах, потом ввели 15-бальную систему, а в 90-х почему-то отменили.
Во Франции схема такая: за каждое нарушение помимо штрафа
вы получаете один или несколько баллов. Если за три года набежит 12, последует автоматические лишение
прав на полгода. Скажем, малейшее превышение скорости в городе – это два
балла. Для возврата удостоверения, скорее всего, придется сдавать повторный
экзамен.
В Британии система похожа, и количество штрафных баллов
учитывается при вынесении наказаний. Допустим, небольшое превышение скорости для
примерного водителя выльется в 60 фунтов (около 3000 рублей) и три штрафных
балла. Но если до этого вы уже набрали 10 баллов, в сумме получилось бы 13,
поэтому полицейский в обязательном порядке передаст дело в суд, который может
оторваться на вас по полной: максимальные размеры штрафа – 1000-2500 фунтов,
лишение прав – на срок до полугода. И это, заметьте, при незначительном, но
регулярном нарушении скоростного режима.
По-моему, система настолько проста и очевидна, что грех ее
не использовать. Штрафы – наказание относительное, оно по-разному бьет по людям
разного достатка. Кто-то легко отдаст 5000 рублей, а кто-то залезет в петлю из-за
штрафа в 1000 рублей. А штрафные баллы – «единая валюта», если хотите.
Почему не применяется в России? Возможно, властям не хочется
усложнять базу данных водителей, ведь система требует скрупулезного внесения
информации о каждом штрафном балле, их обнуления через три года, списание
баллов за разнообразные «благие» дела, вроде посещения курсов безопасного
вождения (во Франции за это прощают 4 балла).
Большие «вилки»
Водители, которые нарушают редко и без злого умысла, не
почувствуют особой разницы в размере штрафов у нас и у них. Скажем, с июля
нарушение требований знака «Остановка запрещена» в России будет наказываться суммой
в 1500 рублей, во Франции – от 1400 рублей (35 евро), в ряде случаев – от 11
евро (440 рублей).
Тонкость в том, что случайный нарушитель и неистовый рецидивист
у нас идут по одной статье КоАПа, а вред от маневра и его характер почти не
учитывается. Одно дело немного заехать за знак запрета остановки, другое –
раскорячится на всю полосу, создав серьезные помехи (как у бассейна ЮУрГУ).
А за бугром разница есть и еще какая. Во Франции минимальный
«парковочный» штраф – 11 евро, а максимальный – 375 евро (14 700 рублей), причем
за ряд подобных нарушений предусмотрено лишение прав на срок до 3 лет.
Допустим, за оставление автомобиля на дороге в темноте без включения габаритов
(вот почему у моего «Ситроена» при выключенном моторе рычажком поворотника
можно зажечь габариты левого или правого борта – в энергосберегающем
режиме они могут работать несколько часов).
В Нью-Йорке штраф за парковку состоит из 99 (!) подвидов, и «вилка»
в пересчете на наши деньги составляет 2000-15500 рублей. Причем, во многих
случаях штрафы увеличиваются для второго или третьего аналогичного нарушения,
так что рецидивистом там быть невыгодно.
Россия, как мне кажется, встала на правильные рельсы и регулярное
увеличение штрафов – это разумные меры. Но сделать разницу между минимальным и
максимальным штрафом по-западному большой нельзя, и причина, я думаю, в слабой
судебной системе. Большая «вилка» штрафов подразумевает наличие четких
принципов, как именно этой «вилкой» пользоваться. В России потребуются годы обучения и повышение квалификации судей, ибо
в этом случае принцип «лишать всех» уже не сработает: чтобы не погрязнуть в
апелляциях, придется выбирать размеры штрафа очень обоснованно.
Допустим, в Англии исходя из многолетней судебной практики выработались
вполне четкие представления о том, какой штраф или лишение тебе светит за то
или иное превышение скорости. Причем, учитываются следующие факторы: возраст и
стаж водителя, его благосостояние (косвенно), желание сотрудничать, согласие
пройти курсы, вроде Speed Awareness,
количество штрафных баллов, характер правонарушения (насколько превысил, в
городе или за городом, создал ли опасную ситуацию), результаты интервью в
полицейском участке, готовность признать свою вину и так далее.
Опасное вождение
Во многих странах
полицейские имеют право квалифицировать определенную манеру езды как опасное
вождение, причем наказание может быть крайне суровым. В Англии штраф за это не лимитирован (то есть определяется судом без верхней границы),
лишение прав последует обязательно, но главное – судьи могут приговорить
виновного к лишению свободу на срок до двух лет!
Что такое опасное вождение? Интересно, что определение этого
понятия весьма размыто – это манера вождения, которая для компетентного
водителя является очевидно ведущей к травмам или повреждениям имущества. Под
опасное вождение попадает множество дорожных ситуаций, скажем, несоблюдение
дистанции или назойливые и неудачные попытки обгона, вышивание по рядам или
чтение за рулем. Заметьте, опасное вождение подразумевает лишь риск аварии, то есть является понятием достаточно субъективным.
В России многие из этих нарушений не наказываются и вообще
не фиксируются ГИБДД – нет механизма. В Британии и многих странах Европы право
определять степень опасности оставлена полицейским, как компетентным водителям.
Причем, полиция не всегда принимает решение скоропалительно «на глаз» - к
примеру, человека, которого подозревают в опасном вождении, могут пригласить
для беседы в участок, где полицейские и психологи оценят, было ли произошедшее
некой патологией или просто случайным стечением обстоятельств. Кстати, «косить»
от обвинений в опасном вождении нужно тоже умеючи: к примеру, если во время
интервью с полицейским признаться, что ты ехал криво, потому что три ночи
не спал – это почти гарантированное лишение прав. Потому что езда в заведомо
болезненном или невыспанном состоянии – это один из признаков опасного
вождения.
В России, к сожалению, эта норма вряд ли будет применяться в
ближайшее время, ведь она требует не только неподкупности полицейских и других
представителей правопорядка, но и их высокой компетенции. Наверное, стоит
учесть и национальный менталитет: европейцы по своей природе люди более
чистоплотные, лояльные к нормам и правилам, поэтому грань между обычной ездой и
опасной понимают чуть лучше нашего. И дело не только в сознании, но и бытие: к
примеру, размер страховки для молодых водителей в Англии такой драконовский,
что хочешь не хочешь, а задумаешься о риске вождения.
Тюремное заключение
К водителям эта мера
за обычные нарушения ПДД не применяется: чтобы угодить в колонию-поселения,
нужно стать виновником ДТП с тяжелым пострадавшим или летальным исходом.
За вождение после лишения прав и ряд похожих нарушений
возможен административный арест на срок до 15 суток, правда, это далеко не то
же самое, что европейская тюрьма (наивен тот, кто мечтает продлить европейскую
визу путем попадания за решетку – в самой черной российской дыре, но на
свободе, лучше).
Так вот, в Европе и США тюремное заключение могут прописать
даже за не самые злостные нарушения. Скажем, во Франции 3 месяца тюрьмы светят
за езду на скорости 100 км/час в городской черте. Сколько раз за год вы совершали
подобное у нас? Ну? На «Мередиане» или Троицом тракте?
Езда в пьяном виде даже без инцидентов грозит тюрьмой уже на
солидный срок – 2 года или 4 года для повторного нарушения, попутно 3-летнее
лишение прав и штраф до 9000 евро.
У нас, к сожалению, к введению подобных норм не готова ни
ГИБДД, ни судебная система. Тут напрашивается аналогия со шлангом: если он
целый, можно поднять давление и потечет сильнее. А если дырявый, избыточное давление его просто разорвет.
Затягивая гайки нужно быть уверенным в квалификации тех, кто будет
контролировать момент затяжки. Россия к этому только идет.
Повторное обучение
На Западе развита система принудительных курсов и
дополнительных экзаменов для водителей. Скажем, во Франции за езду в пьяном
виде могут предложить посещение специального курса длительностью 16-30 часов, напоминающего
клуб «Анонимных алкоголиков», где водители общаются и исповедуются в своих
грехах под присмотром психолога. Особенно ценно, что это промывание мозгов
оплачивают сами виновные. Кроме того, за серьезные нарушения могут обязать
повторно сдавать экзамен.
Система, надо полагать, весьма действенна: водитель
наказывается материально, тратит свое время плюс получает правильные жизненные
установки. Но для внедрения такой системы нужна государственная воля, ведь она
требует массы квалифицированных специалистов, помещения, оборудование.
У нас бы можно было помимо прочего преподавать качественное
оказание первой помощи пострадавшим: в автошколах все равно этому почти не
обучают.
Напоследок
Но у меня нет тягостного ощущения, что все плохо. Напротив,
Россия весьма бодро перенимает положительный опыт у Европы: скажем, ввели
двукратное увеличение штрафа для неплательщиков и возможность административного
ареста для таковых. Развиваются системы видеофиксации нарушений, растут штрафы –
все это я поддерживаю.
Но остаются еще проблемные области. Например, система сбора
штрафов по-прежнему грешит то излишней мягкостью (штрафы теряются, «протухают»),
то излишней жесткостью: приставы ловят водителей, которые ничего не должны
(например, перепутав фамилии) или взимают уже оплаченные штраф – сам на это
нарывался. А то сажают под арест за мизерные штрафы. При таком подходе чрезмерное ужесточение санкций может выйти боком и
обозлить адекватных водителей, который обычно и становятся легкой добычей для
приставов. Так что вместе с ужесточением наказаний необходимо кардинально
улучшать работу тех, кто эти наказания исполняет.
Вторая большая проблема – средства организации движения. Я бы
поддержал серьезные наказания за выезд на встречку, ведь маневр действительно
опасный, но почти все мы хотя бы раз за длинную поездку совершаем такое
нарушение случайно. Знак закрыла фура, разметку замела поземка – и привет. Тоже
с парковкой: москвичей с июля могут раскошелить на 3000 рублей, но что толку в
штрафах, если парковаться легально все равно негде. Так что европеизация
штрафов должна сопровождаться европеизацией дорожной инфраструктуры.
А еще я верю, что так называемый «менталитет водителей» -
это скорее удобное оправдание. Пробки появились? Менталитет. Смертность возросла?
Менталитет.
Я вам так скажу: примерным немцам только дай волю. Сам видел, как носятся на красный свет без
необходимости, осознавая, что Челябинск – это не Берлин, тут не поймают. Менталитет
– менталитетом, но без прозрачной, справедливой, но жесткой системы наказаний
не обойтись.
И главное, что мы должны перенять у Запада – это прогрессивность
наказания. Не нужно вот этого типично российского попустительства, которое сменяется
внезапной жестокостью. Сначала разрешаем, а потом дерем три шкуры. Наказание
должно быть быстрым, неизбежным и пропорциональным опасности содеянного.
Еще одна причина порядка в Европе
Наказание для пьяных мух
|