Помыв вчера машину, я снова вспомнил про этот странный
феномен. Вы замечали его? Чистая машина маневреннее, быстрее и даже комфортнее
грязной.
Я редко мою машину, оправдывая это нехваткой времени, и рано
или поздно кузов из вишневого становится скорее оранжеватым, а на стеклах появляется
тонировка из пыли. Поэтому эффект чистой машины для меня особенно заметен.
Зимой я нашел ему вполне логичное объяснение. При
температуре -20 руль «Ситроена» с электрогидроусилителем становится тугим,
подвеска – более жесткой, а коробка передач – особенно несговорчивой. В моечном
боксе примерно +10, поэтом и руль, и рычаг коробки передач после мойки заметно
легчают, а подвеска обретает необходимую
упругость.
Но летом… Очевидно,
речь идет о разновидности эффекта плацебо, когда человек материализует свои
ожидания. Пациент выпивает таблетку кальция, и у него перестает болеть голова, ибо
врач сказал, что это сильнодействующий анальгетик. Красивая машина эстетичнее,
поэтому кажется, что она лучше во всем.
А может быть, ответ
прозаичнее. К примеру, пыльная вуаль на стеклах и зеркалах слегка ухудшают
видимость, но это «слегка» заставляет мозг перераспределять часть внимания на распознавание
образов, отвлекая интеллектуальные ресурсы от моторики движений и других важных
функций. Поэтому кажется, что сцепление стало слабоватым, а габариты не такими
осязаемыми. Подобный эффект возникает, когда садишься за руль в неудобной
одежде или с высокой температурой.
Наверное, надо чаще мыть машину. И не только потому, что она
лучше едет. На красивую машину просто приятно посмотреть, и только так
становится видна работа дизайнеров, которые мучительно отвоевывали у технологов
и маркетологов каждую подштамповку и изгиб. Как им должно быть обидно, когда их
большие победы скрываются под слоем грязи, уравнивая в правах шедевр с его
китайской подделкой.
|