Любопытно наблюдать в отзывах под автостатьями иллюстрации к вынесенному в заголовок афоризму. Ну в самом деле, откуда берется у людей эта страсть считать именно свою машину — лучшим выбором? Это касается не только автомобиля целиком, но и отдельных особенностей: владельцы праворучек с пеной у рта доказывают их удобство (для доставки газет), а владельцы внедорожников уверены, что на иных машинах в городе не проехать (или не так комфортно, или не так безопасно).
Причина №1. Не так страшен черт...
Я думаю, большинство подобных постов является обычным противовесом интернет-критике данной модели. Противовесом столь же преувеличенным, как и сама критика.
Как известно, если человек в целом доволен машиной, он не пишет про нее без повода, но едва что-то происходит — он осеменяет форумы своей бедой, создавая образ несусветного отстоя. Интернет-общественность восприимчива к подобной полуправде, превращая ее в абсолют.
А человек, купивший данную машину, зачастую обнаруживает, что она не так уж ужасна. В стремлении доказать это, он пишет посты «пробег 200 тыс, менял только масло», разбавляя их ужасами соседского быта, в которых некий субъект впух по полной программе с машиной иной марки.
То же касается, например, правого руля. Те, кто никогда на нем не ездил, считают его абсолютно неприспособленным к нашим реалиям — таков уж стереотип. На самом деле, правый руль в целом менее удобен, но не настолько, как считают его критики: скажем так, адекватность водителя влияет на безопасность сильнее, чем расположение руля.
То же касается отдельных классов машин, например, садясь на кроссовер, я в самом деле начинаю думать, что по челябинским дорогам лучше ездить с просветом 18+ см. Но потом беру пузатера и думаю: адекватность первична.
При этом нет такого автомобиля, который бы интернет-эксперты не признали смердящим ужасом. А значит, велик спрос на реакционные заявления поклонников марки/модели/класса.
Причина №2. Рационализация выбора
Я уверен, что большинство пользователей преувеличивает исключительность выбранной ими модели. Им хочется думать, что она обладает уникальным набором качеств, который свойственен ей и только ей. На самом деле современные автомобили настолько близки, что через два дня человек привыкает к любому автомобилю, плюс-минус сопоставимому по ТТХ. И выбор зачастую носит стихийный характер: попался хороший отзыв, увидел рекламу, клюнул на цену... Редко кто составляет таблицы предпочтений и обмеряет автомобиль микрометром, а если он проделал это, то убедился бы, что всегда один плюс перекрывается другим минусом, а сумма остается одинаковой.
Но все-таки мы выбрали данную модель, и нам очень хочется сделать ее продолжением своего «Я», подчеркнув индивидуальность выбора и сложную логику, стоящую за ним. Таким образом нам хочется выпятить те или иные свои качества: состоятельность, прошаренность, водительские навыки и так далее. Оправдывая свою покупку, мы больше оправдываем свой образ жизни и приоритеты. Купил новую машину — заботишься о безопасности детей. Купил старую машину — заботишься о сытости детей. Как не крути, а герой.
Вопрос «А почему ты не взял это?» вызывает у нас волну возмущения, ведь он как бы подвергает сомнению самое наше «Я». Мы начинаем изобретать аргументы, которые скальпелем отсекают все лишнее, оставляя в фокусе один-единственный выбор — наш, спасая таким образом и нашу идентичность. Если кто-то попрекнет нас тем, что мы ездим на хламе, мы попрекнем его семилетним автокредитом. В общем, придумаем что-нибудь.
Хотя на деле, выбрали бы вы другой вариант, и жили бы не менее счастливо, и даже свое «Я» не потеряли бы.
|