Наш директор, Юлия Шевченко, недавно вернулась из деловой
поездки по Японии, где в числе прочего посетила заводы Toyota и пообщалась с менеджментом компании.
Ее рассказ о знаменитой Toyota Production System (TPS)
перемежался зарисовками из жизни японцев, и, надо признать, завораживал кучей
увлекательных деталей (подробнее скоро на autochel.ru).
На итог я вдруг осознал одну простую мысль о причинах успеха Toyota.
Очень часто их связывают именно с TPS – системой из
14 принципов с ее знаменитым шнуром-андоном и кайдзеном – непрерывным
стремлением к совершенству. Но мне показалось, что TPS – это не
есть обособленный феномен. Это не более чем проекция жизненных принципов самих
японцев на автомобильную промышленность. То есть, собирая «Тойоты», они не
делают ничего такого, что было бы несвойственно им в быту.
К примеру, один из принципов TPS –
равномерная загрузка мощностей. То есть, если у тебя стоят два робота-сборщика,
и один работает с 95-процентной загрузкой, а второй трудится вполсилы - ты нерационально используешь ресурсы. Нужно искать слабые звенья и
обеспечивать их одинаковую значимость в процессе. Ну, истина до скукоты
очевидная, но оглянитесь на нашу жизнь – как часто этот принцип игнорируют? Так
вот, у японцев он выполняется везде, даже в магазинах. Представьте торговый зал
и четыре кассы, как в нашей «Пятерочке». Вопрос – в какую очередь встать, чтобы
быстрее расплатиться? В ту, которая
короче? В «Пятерочке» именно в ней кончается лента для кассы, не остается
разменных денег или глючит сканер штрих кода. В самую длинную? Или в ту, где
меньше пенсионеров? Я редко угадываю. В
Японии используют «тойотовский» принцип: очередь вообще одна, и люди распределяются
между кассами по мере их освобождения – абсолютная равномерность загрузки. Я
согласен, в этом решении нет ничего такого сногсшибательного, до чего не мог бы
додуматься российский мозг, но разница лишь в том, что японцы применяют этот
принцип, а не только рассуждают о его очевидности.
Пресловутое качество сборки – откуда оно берется? Оттуда же,
откуда берутся поезда, которые ходят с точностью до секунды и останавливаются с
точностью до сантиметра. Если подумать, не такая уж простая задача – научить поезд
ездить по минутному расписанию, ведь возможны разные обстоятельства: туман,
закрытый переезд, сломавшийся тормоз, снег, понедельник, пятница… В общем, разные уважительные причины
опоздать. Но опять же, пунктуальность поездов берется из пунктуальности самих
японцев. Как мы назначаем встречу? «Ну, давай где-нибудь в пять плюс минус
пятнадцать минут, ну и созвон в три». Японцы могут назначить встречу с
точностью до минуты, допустим, в 16.05, и опоздание на десять минут воспринять
очень личностно. Согласитесь, нам такая пунктуальность кажется граничащей с
самодурством, и, быть может, в этом проблема.
В общем, у меня сложилось впечатление, что «тойотовская
продуктовая система» зиждется исключительно на качествах самих японцев, на их
жизненном укладе, который оформлялся сотни лет. Ну а «АвтоВАЗ», в свою очередь –
это порождение нашего общества и отражение наших особенностей. Мы ругаем
вазовские машины за архаичность, нестабильность качества и неважные
потребительские качества, но они следствие не только «особенностей» вазовских
рабочих, инженеров и менеджмента – это следствие «особенностей» всех нас. Ведь
опоздание у нас не считаются чем-то из ряда вон выходящим, а порой превращаются
чуть ли не в знак приличия. На всяких презентациях это особенно заметно: если в
приглашении 19.00, раньше 20.00 не начнется. А ведь на них обычно съезжается весь деловой
цвет города, всякие банкиры, владельцы торговых сетей и транспортники.
Но я далек от того, чтобы идеализировать Toyota. В конце концов, они выпускают
скучные машины, да и вряд ли русский человек был бы счастлив, собирая
качественные «Лады», но ценой личной
свободы, как мы ее понимаем. У всех стран свои коньки в автомобилестроении –
англичане и итальянцы, к примеру, тоже слабы в массовом автопроме, зато какие у
них суперкары! Может быть, и России нужно найти свой продукт и свой путь, нечто
такое, в чем мы будем сильны, вдохновенны и уникальны.
Просто время еще не пришло. Вряд ли этот путь будет начинаться
на Ё. Чёрт, скепсис - еще одно дурное качество россиян!
|