Блог Артёма Краснова
Пятница, 26.04.2024, 01:33

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2014 » Июль » 1 » По правилам или по привычке?
19:58
По правилам или по привычке?

Сейчас на этом перекрестке можно поворачивать направо с двух рядов (фото сервиса Яндекс.Панорама)

Письмо читателя (скорее, даже читательницы): «Артем, здравствуйте. Очень интересно будет почитать Ваше мнение по такому поводу. Периодически в нашем городе происходит смена знаков, светофоров и проч., но люди упорно продолжают ездить по-старому! Пример: перекресток Труда-Кирова, где изменили знаки, и теперь можно поворачивать направо на Кирова из второго ряда тоже. Но постоянно второй ряд занят теми, кто едет прямо и стоит в ожидании светофора. По стрелке, как и раньше, можно повернуть только из первого ряда.

Или перекресток Блюхера-Салтыкова, где при движении по Блюхера в сторону  АМЗ уже несколько лет запрещено поворачивать налево на Салтыкова, но похоже у нас не смотрят на знаки и по привычке поворачивают чуть ли не каждый светофор. Как Вы думаете, как можно бороться с ездой «по привычке»? Спасибо!»

Бывает еще хуже. На упомянутом перекрестке Блюхера с ул. Салтыкова 15 октября 2009 года произошла тяжелейшая авария, виновник которой погиб, потому что ехал по привычке. Накануне того трагического дня на перекрестке изменилась схема движения. Если раньше можно было поворачивать с Блюхера на Воровского просто на зеленый (встречный поток при этом тормозился), то теперь появилась дополнительная секция светофора со стрелкой налево. Судя по всему, в тот день водитель «десятки» просто не заметил появившейся секции и, фактически, повернул на запрещающий сигнал, угодив под встречный Mitsubishi Galant.

Как с этим бороться? Еще в тот день я подумал, что неплохо бы устанавливать яркие аншлаги, которые предупреждали бы о серьезном изменении схемы движения. Причем такую норму стоило бы предусмотреть даже в ГОСТах, по крайней мере, для случаев, которые могут спровоцировать тяжелую аварию.

У дорожников, понятно, свое мнение – дескать, ездить нужно не по привычке, а по правилам. И с этим мнением трудно спорить, потому что оно чертовски верно, но я все же попробую.

По моим наблюдениям, среднестатистический водитель на знакомых маршрутах почти всегда ездит по привычке.  Он заранее знает расположение пешеходных переходов, направление главных дорог и режимы работы светофоров.

Хуже того, в половине случаев мы уповаем на интуицию, скажем, на пересечении пр. Ленина и ул. Пушкина мы на автомате считаем, что в вечернее время, когда работают знаки приоритета, главным является проспект Ленина. А вот вопрос посложнее: какая дорога главная на пересечении Сони Кривой и Энгельса? Вспомните этот перекресток: Соня в тот месте имеет 4 ряда, улица Энгельса - 6 рядов и в другом городе ее бы назвали целым проспектом.

 Как-то в Новый год здесь произошел серьезный крэш, потому что водитель, двигавшийся по Энгельса, был уверен, что находится на главной. А главная – ул. Сони Кривой.

Проведите мысленный эксперимент: возьмите перекресток, который вы проезжаете каждый день. Вы наверняка точно знаете, с какого ряда можно поворачивать направо и какая из дорог главная. Но попробуйте вспомнить, какие точно знаки находятся на перекрестке. Есть ли там табличка «Направление главной дороги», есть ли знак пешеходного перехода или запрет на движение грузовиков? На каких стойках расположены эти знаки? Не закрывает ли их листва? Я знаю, что эти подробности нам не особенно нужны, но если вы смотрите на знак каждый день, то должны их помнить.  

Этот знак мало кто разглядит на знакомом маршруте. Как и сопровождающий его запрет поворота налево

Но мы не смотрим на все эти знаки каждый день. Я думаю, если в один день какую-то дорогу вдруг сделают односторонней, немногие из нас увидят и правильно интерпретируют знак 5.7.1 или 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением». В большинстве случаев мы едем также, как в предыдущий день: 45% - память, 45% - интуиция, 10% - реальный анализ обстановки. За цифры ручаться не могу, но думаю, для ежедневных маршрутов пропорция где-то близкая.  

Вообще наше поведение вполне естественно. Если задуматься, то мозг просто старается работать по оптимальному алгоритму. Сначала он из всего многообразия знаков и сигналов выделяет те, которые непосредственно влияют на нашу безопасность, а затем запоминает эту практически-ценную информацию. Это дает нам возможность на знакомом маршруте ехать и думать о работе, говорить по сотовому телефону или просто мечтать, реагируя лишь на поведение других участников и светофоры. Остальное уже сидит в подкорке. Процесс вождения вообще очень автоматизирован, и именно поэтому новички так напряжены за рулем: у них нет автоматизмов, и все то, что мы делаем бессознательно, они выполняют усилием воли. Главное, чтобы езда совсем не превратилась в бессознательный процесс.

Наверное, один из рецептов избавления от слепой езды по привычки – штрафы ГИБДД. Лет 8 назад я не особенно знал расположение  пешеходных переходов в Челябинске, но вот за подобные нарушения ввели существенный по тем временам штраф, а жил я вблизи ул. Горького, изобилующей переходами и гаишными засадами. Умение видеть переходы развилось довольно быстро. Опять же в последние годы я ездил по Горького, не особенно глядя на знаки, потому что помнил их наизусть. Наверное, появись где-то новый переход, я мог бы и не заметить.

Да и вообще хотя ездить привычке удобно, главное, не перегибать палку. По крайней мере, нужно всегда распознавать ситуации, когда привычка может быть опасной. Скажем, если вы каждый день ездили через перекресток днем, когда работали светофоры, то проезжая его ночью невредно посмотреть, действительно ли главной является та дорога, на которую вы думаете. В Челябинске, где последние годы активно шло строительство, внимательнее нужно быть на расширенных перекрестках – схема движения поменялась почти везде.

Что касается ситуации, поднятой автором письма, то думаю, что в некоторых случаях водители видят новые знаки, просто игнорируют. Иногда просто считают их неадкватными. Есть теория, что водители охотнее соблюдают те правила, которые кажутся им логичными и естественными. Если запрет или предписание сильно конфликтует с житейской логикой, нарушать будут массово.

Очень просятся тут знаки движения по полосам... Видимо, хотели поставить после реконструкции, да так и забыли (фото сервиса Яндекс.Панорама)

Почти каждый день я совершаю нарушение на 1500 рублей на одном и том же перекрестке ул. Чайковского с Бр. Кашириных. Здесь на Т-образном пересечении три ряда не имеют знаков движения по полосам, хотя основной поток с Чайковского идет налево на Кашириных. По правилам делать это можно из левого ряда, но тогда пробка растянулась бы до пр. Победы, а два соседних ряда пустовали. Поэтому здесь стабильно поворачивают налево с двух рядов, а в иные дни и с трех. В отсутствие знаков это не есть гут: поедет кто-нибудь из левого ряда прямо по Чайковского и чмок. Но схема движения настолько не соответствует реалиям, что тут нарушал бы даже этот зануда Шелдон из «Теории большого взрыва».

А вот позитивный пример. На многих трассах области знаки «Обгон запрещен» стали располагаться гораздо логичнее: во-первых, в понятных местах (где обгонять действительно не хочется), а во-вторых, с разумными зонами действия. Раньше на М-5 был участок, где запрет обгона действовал ажно 7 км. Когда интуитивная оценка ситуации совпадает с требованиями знаков, соблюдать их гораздо проще.

В общем, если подытожить, то эту сосиску нужно есть с двух концов. Водителям нужно избавляться от куриной слепоты и регулярно апдейтить свою базу данных знаков и светофоров. Дорожникам в некоторых случаях можно ставить дополнительные предупреждения, а саму организацию движения оптимизировать, чтобы она соответствовала водительской логике. У сотрудников ГИБДД, я надеюсь, скоро появится возможность контролировать не только тонировку и пешеходные переходы, но и редко наказуемые проказы. Например, нарушения знаков направления движения по полосам.  

Категория: На злобу дня | Просмотров: 987 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: Челябинск, пдд | Рейтинг: 5.0/2


Всего комментариев: 32
1 Артем_КРАСНОВ  
0
Пешеходов у нас теперь неплохо пропускают, а ГИБДД ловит за это не так уж часто. Просто делает это регулярно на протяжении нескольких лет, и люди понемногу привыкли. Сейчас не каждая машина, то одна из двух-трех обычно останавливается на переходе.
Тут еще такой психологический момент есть. Если за какое-то нарушение вообще никогда не штрафуют, то реально чувствуешь себя идиотом, не нарушая. Например, кто пропускает троллейбусы от остановок? Начни это делать, или в зад приедут или обсигналят. И как-то стремно, что ли... Хотя по правилам надо.
А так если бы ГИБДД устраивала подобные рейды, да пусть хоть раз в месяц, уже у тебя какое-то моральное оправдание - дескать, хоть усигналься, а я троллейбус выпущу.
Я вообще считаю, что есть формальные правила, а есть "как бы реальные", по которым живет город. И то, за что ловят - это и есть реальные. ГИБДД вполне может задавать тон этому процессу.

6 YurySS  
Я почему-то пропускаю автобусы-троллейбусы. Идиотом себя не чувствую. Оправдания перед сигналящими сзади уродами - не требуются вообще. Я - ненормальный?

8 Артем_КРАСНОВ  
0
Ты молодец.

2 Партизан  
Артем извини, но по моему, с точки зрения професионального автожурналиста вопроса " Ездить по правилам или по по "понятиям" " быть просто не должно. Ездить нужно по правилам. Точка! Не обсуждается!
Но это с точки зрения авторепортера, на мой взгляд. В жизни конечно же все иначе. И мой любимый перекресток Пр. Победы - Российская тому доказательство. Там нарушают всегда. Не помогает ничего. Всю жизнь мусора там за не правильный поворот хлопают, и все равно поворачивают без всяких угрызений совести. И я не исключение, тоже частенько "ломаю на лево" . Ну удобнее так и быстрее получается.

3 Графиня-2  
ГИБДД! где ты? ау!!!

4 Paragon  
Как раз часом ранее — еду обычным маршрутом по Островского, собираюсь, как обычно, повернуть налево на Краснознамённую. Краем глаза замечаю знаки "Ремонтные работы" и "Налево тупик". Незамысловато матерюсь, начинаю просчитывать альтернативные варианты проезда (довольно неудобные), но замечаю, что машина передо мной повернула таки налево, и обратно не вернулась. Решаю рискнуть, поворачиваю, проезжаю как обычно. Никаких ремонтных работ в поле зрения не наблюдается. Вроде благое дело — установить знаки, предупреждающие о ремонте, но блджад, почему опять знаки не соответствуют реальности???

По сабжу — если бы после смены схемы движения инспектора неделю-другую подрючили бы ездящих на автопилоте, порядок установился бы очень быстро.

32 PsKoT  
Уже работы ремонтные идут вовсю)) Знаки на 2 дня раньше поставили и даже пешеходник накрыли черным полиэтиленом :-) С утра сегодня во дворах рядом с раскопками аншлаг был :-)

5 sad  
По Чайковского же есть знаки?! Вообще фото устаревшее, там пешеходника слева сейчас нет.
Хотя давно там не был, раньше знак стоял у дороги. Над дорогой не помню.

По остальному просто многие нарушают и по разметке ездить не умеют, быть внимательнее к таким ездокам, больше рецептов нет. Ибо ГиБДД на каждом углу не поставишь, да и они за многие штрафы и наказания просто браться не хотят. Штрафовали бы по полной и за все, может научили бы внимательности большинство.

7 Артем_КРАСНОВ  
0
Нет знаков, полчаса назад ехал там. Это не в сторону пр. Победы, а в сторону Бр. Кашириных. Ну либо они висят где-то, что я их хронически не вижу, но сегодня специально посмотрел - ни разметки, ни знаков.

17 sad  
Да я понял что на Кашириных, слева "Мрия". Раньше стояла табличка с направлением движения по полосам, сейчас нет.
Так же забавное кольцо у Дворца спорта в сторону С/З,  стоит/стояла табличка направление движения по полосам и судя по ней всего три полосы там, но умудрялись ехать и в пять. Сейчас есть разметка, но многие и ее игнорируют.
Очень часто разметку указывающую движение по полосам, при отсутствии знаков, вообще не замечают. Пример тот же самый перекресток Чайковского/Кашириных. Только если ехать из центра и поворачивать на Чайковского в сторону речки. В прошлом году разметка разрешала движение только прямо для левого ряда, но насколько помню, левый ряд всегда стоит с поворотом.

20 Артем_КРАСНОВ  
0
Цитата
. Только если ехать из центра и поворачивать на Чайковского в сторону речки. В прошлом году разметка разрешала движение только прямо для левого ряда, но насколько помню, левый ряд всегда стоит с поворотом.


Там и направо часто поворачивают на перекрестке, хотя это нужно делать через рукав. Правда, к.м.к., без злого умысла

9 Cиплый  
Ладно, специально уточню этот момент сегодня. Хотя там довольно интересная ситуация, т.к. прямо перед перекрестком почти целую полосу перекрывает островок безопасности, так что при наличии 4-х полос в реале там 3 или 3,5....видимо это и есть причина проблем с пониманием...

10 Артем_КРАСНОВ  
0
Да, я почему и начал писать про то, что знаки должны быть интуитивными и удобными.
На том перекрестке я чаще езжу прямо, и это реально неудобно, потому что левый ряд упирается в сужение, и даже по соседнему ряду ты выезжаешь после перекрестка на трамвайные пути. А два соседних как бы только направо. Вот и получается, что когда едешь по правилам, создаешь неудобства и себе, и тем, кто рядом едет прямо. Такое ощущение, что этот перекресток хотели дальше реконструировать, но запал кончился

11 Cиплый  
На самом деле там нужно сделать так как я написал выше, т.е. для второго ряда разрешить "прямо и направо", тогда чисто формально проблема буйных дамочек, потеющих из-за 3-5 минут будет решена...т.е. будет устранен предмет спора...надо прямо - стой, жди, направо - тоже самое...а вообще надо смотреть по полосам, там по труда после этого перекрестка всего 1 полоса и еще одна по трамвайным путям, т.е. тудапросто физически нет смысла ехать с 3-х полос и более...перед перекрестком пусть будет 4 полосы...логично, что 2 едут прямо, а 2 направо, хотя направо можно разрешать и 3-х полос, т.к. там позволяет ширина..кароче, идеальных условий нам не добиться...пора просто осознать, что езда на автомобиле - это затраты всего...времени, сил, нервов, денег, и т.д....и если вы готовы на такие затраты ради мнимого комфорта - ради бога...

12 gorshkov  
там и трамвайную остановку сделали, но туда ее не перенесли

А меня на этом перекрестке напрягает, что 3 ряд едет прямо и пытается протаранить 4 ряд, который вынужден забирать чуть правее, чтобы попасть на свою сторону дороги.

Причем, если из 2 ряда пытаются проехать прямо единицы, все-таки привычка меняется, то из 3 ряда едут прямо на таран 4 ряда половина машин, и похоже так оно и будет всегда.

21 sad  
просто нужны прерывистые линии разметки указывающие полосы и конечно же кнут от ГИБДД какое то время.

19 sad  
Подтверждаю, два правых рядя, только на право.
Два левых ряда прямо. Примерно месяц назад переделали.

13 Black-n-White  
Подтверждаю: там с двух полос только направо. Теперь получается, что логичней и удобней из четырех полос прямо ехать по одной из двух средних (второй и третьей), а по правилам надо по одной из двух левых (третья или четвертая), при этом по самой левой строго прямо проехать физически невозможно. Учитывая режим работы светофора, на мой взгляд, надо было делать прямо и направо из второй полосы

14 Cиплый  
нужно смотреть конечный выхлоп от всего перекрестка, а не от единственной полосы...описанный тобою момент имеет место быть, но нынешняя организация движения там при её соблюдении неукоснительно несет еще большие проблемы. т.к. прямо получается можно проехать только с одной полосы, т.к. крайняя левая упирается в островок безопасности, получается толчея в попытке втиснуться в третью полосу из четвертой, которая так же тормозит движение по третьей полосе...в итоге, те кому надо направо - в красоте, а те, кому прямо в ж*пе, ибо вынуждены сочиться через узенькую щель...

15 Энцо  
Все дело в отсутствии внятной, четкой разметки в поле зрения водителей. Сейчас в большинстве случаев разметки либо нет, либо она невнятна (плохо видна). В итоге водители, действительно, потратив в первый раз определенную сумму усилий на понимание правил проезда, в следующий раз просто едут "как обычно".
Взять тот же правый поворот с Труда на Кирова. Если бы перед глазами водителей второго ряда висел знак "Движение по полосам", а на асфальте четко виднелась большая белая стрела с новым направлением движения, проблем было бы намного меньше.
Кстати, еще один плохой пример изменения правил проезда: левый поворот с Меридиана на Шота Руставели. Там несколько недель назад сделали вторую полосу для левого поворота, так только на моих глазах несколько раз едва не доходило до ДТП, когда один орел резко тормозил для поворота, а другой юзом останавливался буквально в миллиметрах. А один раз водители чуть не подрались, так как передний стоял на поворот (при погасшей зеленой стрелке), а второму срочно надо было лететь-лететь.

22 Артем_КРАСНОВ  
0
Разметка имеет свойство стираться, по мне лучшая схема - это двойные знаки, висящие точно над полосой. Один раз заранее (метров за 100 до перекрестка),другой - непосредственно перед пересечением.

30 YurySS  
На перекрёстке Меридиан-Руставелли сейчас не уютно, едут кто как. Пока что, если мне нужно налево - я занимаю крайнюю левую полосу, если прямо - одну из двух крайних правых. От греха подальше.

Чот не понял с какой стороны куда едешь. По Меридиану в сторону выезда из города?

Сейчас там наконец таки сделали 2 полосы поворота налево, повесили знаки. Но народ по привычке прет по второй полосе прямо.

Вечером, когда трафика мало, стараюсь поворачивать на Руставели с крайней левой, т.к. большинство несутся по привычке прямо, и вторую полосу считают своей. Уже не раз наблюдал "чуть не было".

А вот днем, когда на лево пробка собирается, тогда стараюсь со второй повернуть, т.к. в первой хвост аж до предыдущего светофора собирается.

16 Black-n-White  
Если не ошибаюсь, там одновременно загорается и основной зеленый, и дополнительная секция со стрелкой, затем основной меняется на красный, а стрелка какое-то время продолжает гореть. То есть проблемы могут быть у тех, кто поворачивает направо. По-моему, не большая беда.
На перекрестке пр. Ленина и Воровского в районе площади тоже можно встать, если займешь вторую слева полосу (самую удобную из всех), надо ехать прямо, а стрелка уже перегорела. Все привыкли, никто не жалуется.

18 Артем_КРАСНОВ  
0
Ну может быть. Не помню в таких нюансах, при случае обращу внимание

23 sad  
Вчера там ехал, стрелка направо загорелась раньше основной секции и уже чуть после основная секция включилась.

24 Артем_КРАСНОВ  
0
И если еще добавить время "тупления", получится серьезное снижение пропускной способности

25 Артем_КРАСНОВ  
1
А вот, видимо, и топик-стартер ))) Здравствуйте, Влада )

26 Dima  
стрелки, знаки и прочее ерунда.
у нас весь город не знает что при наличии трамвайных путей попутного направления поворот налево и разворот осуществляется  с трамвайных путей, а не с ближайшей полосы к трамвайным путям.

ps: из окна виден перекресток труда кирова, все правильно там сделали
4 ряд едет после перекрестка во второй,  3 ряд едет в первый, а не как раньше 4 ряду кроме как внаглую теснить 3 ряд и выезжать на трамвайные пути.

29 Anonymous  
Про поворот и разворот с трамвайки правильно конечно подмечено. Вот только есть еще один важный пункт - "Не создавая помех трамваю". И этот маленький, но важный пункт не знает столько много народу, что диву даешься)

27 Cиплый  
На самом деле я там очень редко езжу...и просто предположил наиболее очевидное из того, что пришло в голову...я никогда не пытаюсь запомнить какой где висит знак...стараюсь соблюдать...для того перекрестка мне данная схема кажется наиболее обоснованной...возможно напрасно...вам желаю запомнить расположение всех увиденных вами когда-либо знаков и не сойти с ума от этого объема информации...:)))

28 Cиплый  
вообще по поводу этого перекрестка Кирова-Труда, думаю что тамошние странности во многом надуманы, они как минимум не создают аварийных ситуаций, а это уже большой плюс, те кому лениво постоять лишние пару минут могут воспользоваться общественным транспортом...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 |