Аналитическое агентство BersteinResearch составило список
самых провальных моделей нового времени – провальных с точки зрения финансовой
дыры, которую они пробили в кармане своих создателей. Список получился весьма
любопытным: тут и несколько творений Merecedes-Benz,
«фрацузы», изделия VAGa…
У этих машин можно найти общие черты, которые объясняют их запоротую финансовую отчетность.
Слишком инновационные
Как минимум половина представленных моделей планировала
утереть нос всем вокруг за счет смелой концепции и адского количества радикальных
решений. Тут и заднемоторный заднеприводный Smart, и сэндвич-Мерседес, и Peugeot 1007 со сдвижной дверью, и алюминиевый Audi A2, и премиум-хетчбэк Renault, ну и, само собой, технологический
монумент Veyron.
В ряде случаев, как, например, Smart или Mercedes-Benz A-класса, слишком сложная
компоновка не позволяла создать семейство разнокалиберных машин на одной
платформе, а сегодня это одна из основ успеха.
Smart инженерно грамотен, но высокие ТТХ достигаются высокой ценой
Хотя общество ценит смелых и рискованных, покупать их
творения не спешит, ведь в конечном
итоге истинной ценностью является соотношение стоимости и качества, а не чистая
креативность. Креативность же зачастую повышает
цену сильнее, чем потребительские качества, и вот почему многие современные
машины так похожи друг на друга.
Слом стереотипов
Ряд моделей потерпели фиаско, поскольку бренд противоречил философии
автомобиля, а стереотипы более долговечны, чем оцинкованные кузова. Renault пыталась обаять изнеженных владельцев Audi и BMW своим Vel Satis, который мог
предпочесть лишь законченный франкофил. Трюк почти удался Volkswagen'у, однако Phaeton при всех его замечательных
качествах нигде по сравнению с Audi A8
или соплатформенным Bentley Continental GT.
Обратная ситуация – Mercedes-Benz A-класса: прошло немало
времени, прежде чем поклонники марки признали, что Mercedes-Benz может выпускать не только роскошные
седаны и купе. Наверное, нечто подобное произошло
с Jaguar X-type и Audi A2.
Родись красивой…
… если хочешь быть успешной на рынке. Кроме Jaguar X-Type, среди номинантов нет ни одного автомобиля,
который лично я назвал бы стильным и оригинальным одновременно. С некоторой
натяжкой сюда еще можно отнести Veyron,
но на мой вкус, ему далеко до лучших Ferrari или Porsche в умении не просто напугать мускулами, но создать некую чарующую
атмосферу суперкара, суперистории.
Vel Satis - экзотическую концепцию ему бы еще простили, но такую внешность - нет
Полагаю, львиную долю неудач Renault Laguna и
VelSatis можно отнести
на долю их уродливости. Равно как толстолобик Audi A2, несуразный 1007 и слишком
уж блеклый для итальянца Fiat Stilo поплатились за внешние данные.
Технические проблемы
Как ни странно, эта категория не самая весомая. Тем не
менее, переворот Mercedes-Benz A-класса во время дебютного журналистского
теста вряд ли помог продажам, Peugeot
1007 был адски тяжелым для микролитражки (1,3 тонны в базе), Fiat Stilo критиковали за
средненькие характеристики на фоне конкурентов, а Bugatti Veyron и Audi A2 оказались чересчур
сложными, чтобы продаваться выше себестоимости.
Изъяны концепции
Многие авто в списке строились на основании концепции "мы
предложим вам гораздо больше, чем наши конкуренты". Само по себе звучит, как
формула успеха, если бы это «больше» не относилось в том числе к цене. На
рынке чаще побеждают более приземленные продукты, которые не стремятся делать
революций, а предлагают достаточный набор качеств за умеренную цену.
Избыточность чего бы то ни было (легкости, компактности, мощности) неизбежно
тащит за собой такой ворох проблем, что продать машину по реальной стоимости
нереально, извините за формулировку. Правда, Nissan удалось наделать шороху с Qashqai и Juke, хотя обе машины на момент выхода были весьма креативны. Наверное, все дело в старой древнегреческой добродетели - чувстве меры.
Самые-самые
Больше всего бед наделал Smart, который прогрыз 3-миллиардную брешь в бюджете. На эти деньги можно
было разработать с нуля платформу автомобиля-бестселлера. Больше всех на одной
машине теряла, естественно, Bugatti.
Однако если бы меня попросили назвать лузера среди лузеров, им был бы не Smart и не Veyron. В конце концов, «Смарт» был
венчурным проектом изначально и, главное, его дело все еще живет. Veyron гордится просаженными
деньгами, как новой русский, ибо он есть не финансовое предприятие, а витрина
собственных достижений.
А вот для Fiat Stilo
провал позорен вдвойне, ибо он не претендовал ни на что, кроме как быть прибыльным
проектом для страждущего Fiat.
Второе место получает Renault Laguna,
умудрившаяся облажаться в далеко не самой сложной дисциплине, а третье – у Jaguar X-Type. В конце концов, у него была и
харизма, и бренд…
Мой фаворит
Большинство машин из списка можно поставить на полку истории
без особого сожаления, включая даже Veyron, который не столько гениален, сколько просто трудоемок.
Из них всех я бы оставил только Audi A2 – вот его провал досаден.
Мне довелось на нем поездить, я бы с удовольствием имел такой автомобиль: очень
проворный, очень удобный в городе и при этом, в отличие от «Смарта» или 1007,
вполне практичный. Но A2
опередил время и намного: даже сейчас алюминий остается уделом больших седанов
и суперкаров.
Ранее на тему:
ТОП-10 неудачников российского рынка
СтрашнОй, еще страшнее