А что? Недорого ТО, доступное ОСАГО
Прочь их, мрачные мысли. Не бывает хороших изменений без побочных эффектов, но не бывает и кризисов без позитива. Я, например, жду, что нынешний спад добавит россиянам финансовой грамотности и умения ценить то, что имеешь.
Прагматичность в выборе авто
За десять лет у среднего класса россиян сформировалась барская философия приобретения авто. Например, машину нужно менять где-то после исхода гарантии, а новая должна быть непременно больше, лучше и полноприводней прежней. Отечественные авто практически выпали из фокуса внимания мало-мальски успешных людей, а одним из мотивов покупки было стремление непременно пустить пыль в глаза — имиджевый аспект иной раз перевешивает все остальное.
Полагаю, в ближайшее время россияне будут вынужденны относиться к машине более прагматично. Нынешнюю будут «донашивать», пока необходимость сменить не станет объективной. А новую станут выбирать более рачительно, обращая внимание, скорее, на зримые плюсы, а не яркость этикетки. Простора конструкции, надежность, стоимость ТО важнее дизайна или панорамных крыш. Есть тусклая надежда, что и после окончания кризиса менталитет россиян изменится, и многие поймут, что машина, в конечно итоге, это просто функция, рабочая лошадка. И совсем не обязательно, чтобы она была огромной, мощной или сверхновой.
Аккуратное вождение
Может быть, я оптимист? Но думается, проблемы с получением страховых выплат в будущем году укрепят в головах мысль, что самый мастерский стиль езды — безаварийный. Страховки развращают, и лично я вздрагиваю, когда кто-то изрекает из серии: «Я машину бросаю во дворе, у меня каско». Та же логика переносится на стиль вождения, снижая запас на ошибку. А вообще хорошо, когда водитель ездить с ощущение, что даже любое ДТП — это маленькая трагедия. Тогда не будет и крупных трагедий.
Конечно, эта мысль дойдет не сразу и не до всех, но, надеюсь, тренд будет задан.
Обесценивание кредитов
Если в договоре прописана фиксированная сумма выплат, то рано или поздно инфляция приводит к обесцениванию долга по автокредиту. Правда, в первые месяцы все равно будет тяжело, и строго говоря, схема срабатывает при длинных кредитах, например, ипотечных. Но если вы брали кредит не бездумно (то есть, не жадничали) и являетесь востребованным специалистом, чья зарплата отреагирует на уровень инфляции в первую очередь, то надежда есть. С худой овцы хоть шерсти клок.
Снижение стоимости на вторичный неликвид
Ожидаю, что весной вторичный рынок подавится предложениями, среди которых будет много кредитомобилей и просто машин, чьи хозяева переоценили свои возможности и потребности. Конечно, чуда не случится: подержанные авто дорожают вместе с новыми, ведь потеря стоимости в процентах вычисляется от текущей цены аналогичного авто, а не той, что существовала в момент покупки.
Однако на ряд машин, не слишком востребованных рынком, цены могут упасть существенно, потому что людям нужно продать во чтобы то ни стало, а спрос низкий. Я думаю, в эту категорию попадут, во-первых, не самые любимые россиянами марки, которые, кстати, иногда выпускают очень достойные, но недооцененные модели: Seat, Peugeot, Citroen, Ssang Yong, Fiat. Во-вторых, это будут все виды избыточных машин, например, старые мощные рыдваны или теряющие форму премиум-модели, стоимость содержания которых будет все больше диссонировать с их реальной ценностью.
Ориентация на экспорт
Удар по российским автозаводам может сгладить стратегия увеличения экспорта машин. Исконно отечественные автозаводы уже заявили о планах нарастить экспорт в два раза, а Lada Vesta, например, вызывала живейший интерес западной публике, что не исключает в будущем ее атаки на Европу. Nissan в свою очередь дал добро своему питерскому заводу поставлять машины в Скандинавию, и сейчас дело за российской стороной: «ниссановцы» ждут послаблений в области таможенных пошлин на компоненты, чтобы «реверсные» поставки машин стали выгодными. И даже если в будущем внутренний спрос на машины восстановится, кризис может сломать стереотип, что российские машины — только для россиян.
PS: возможно, года три назад я загадывал на Новый год желание из серии: «Чтобы через три года ездить на авто за миллион». И вот оно сбылось, а я даже не прилагал к этому усилий: Citroen C4 подорожал почти вдвое относительно уровня 2012 года. И если до кризиса я уже подумывал, а не поменять ли его, то теперь наши отношения обрели второе дыхание. С каждым скачком курсов валют он мне нравился все сильнее.
|