Блог Артёма Краснова
Четверг, 24.09.2020, 02:35

Приветствую Вас Гость

Авторский

...
KIA_feb_240x400_kras
Поиск по сайту
Форма входа

Форум
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Ранее в блоге
Главная » 2012 » Октябрь » 19 » Перегазовка
14:56
Перегазовка

Как-то на ралли-покатушках, сидя примотанным к креслу штурмана, я следил не за дорогой и даже не за молниеносной работой рулем. Я наблюдал за ногами гонщика. В тот момент мне открылся новый мир профессионального пилотажа. Ведь если обычный водитель просто жмет на педали, гонщик лупит по ним примерно в том темпе, что я стучу по клавиатуре. И почти также бессистемно.


 

Уникальное видео Валтера Рерля за рулем Audi Quattro, на котором хорошо видна  работа педалями (скажем, на 1:12). Не знаю, как вас, меня завораживает

Я знал, что отчасти эта лихорадка обусловлена необходимостью делать перегазовки, но сколько бы я ни старался понять четкую последовательность действий, она ускользала от меня вереницей стремительных импульсов, которыми пилот играл на педалях машины.

Мы остановили, и я попросил пилота — а это был Алексей Игнатов, естественно — повторить последовательность действий на стоящей машине. Он сел за руль и... не смог. «Все это происходит рефлекторно. Пока я не вижу дороги, я не могу вспомнить, как именно... - он попытался снова и перешел к теории. - Короче, принцип примерно такой...» В тот день секрет перегазовки мне так и не открылся.

Можно прожить жизнь и так и не выучить этого приема. Она и не нужна обычным водителям, если они не планируют участвовать хотя бы в трек-днях. Когда-то перегазовкой включали передачи у старых, несинхронизированных коробок, но сейчас используются разве что в автоспорте, да и то в высших категориях сложные автоматы отменили необходимость в перегазовках. 

Вспомнить о них меня заставил слух , будто Hyundai готовит для своего купе Genesis механическую коробку передач, которая умеет делать перегазовки автоматически. Вот до чего дошел прогресс.

Перегазовка используется для переключения передач вниз после жесткого торможения. К примеру, вы ехали на четвертой, душевно оттормозились и перед поворотом решили включить вторую. Что будет?

Собственно, в обычной жизни мы не тормозим достаточно жестко и не включаем передачи с такой скоростью, как гонщики. Но даже на гражданке у некоторых машин в описанной ситуации рычаг коробки передач сопротивляется, а за включением передачи следует ощутимый толчок, иногда — до блокировки колес. Все потому, что после торможения на высшей передаче вы уронили обороты мотора (они упали еще сильнее после выжима сцепления), а когда включили пониженную, коробке пришлось разгонять движок, например, с 2000 об/мин до 3500 об/мин. А если торможение жесткое, бывает, диапазон еще больше — с 1500 об/мин до 5000 об/мин.

Вот если бы помочь делу педалью газа, то есть еще до включения передачи слегка подопнуть обороты — не обязательно прямо до 5000, ну хоть насколько-нибудь.  Это бы облегчило жизнь синхронизатором и трансмиссии вообще.

Самая простая перегазовка делается так: вы тормозите на передаче, затем выжимаете сцепления и одновременно слегка прижимаете педаль газа. И пока обороты повышенные , включаете передачу и отпускаете сцепление. Профессионалы делают перегазовку в одно касание, для новичков проще удерживать педаль какое-то время.

С одной стороны, это сохраняет здоровье трансмиссии, особенно, если вы склонны резко бросать сцепление. Во-вторых, в момент раскрутки мотора до рабочих оборотов на колесах возникает изрядный тормозной момент, который может дестабилизировать машину (на авто с мощными двигателями доходит до блокировки колес).

Кстати, перегазовка классно звучит — вот так. Слышите истеричные взвизгивания мотора перед первым виражом на видео ниже? Правда, в современных машинах ее чаще всего выполняют умные «роботы».



Но описанная техника — лишь начало пути. Нередко гонщики делают перегазовку одновременно с торможением, и тут уже возникает очевидный вопрос: как двумя ногами управиться с тремя педалями? Ведь нужно тормозить, жать сцепление и поддавать газку. Причем если тормоз давится почти до полика, то газ кликается по чуть-чуть.

На 1:36 на видео ниже хорошо видна техника heel-toe



В этом случае используется техника
heel-toe (пятка-носок), когда правой стопой пилот одновременно тормозит и давит газ. Могут быть нюансы: одни подгазовывают правой частью стопы (как Валтер Рерль), другие — пяткой, как бы выворачивая ногу. Отчасти это зависит от формы педалей, которые у спортивных машин проектируются с учетом перегазовок. Кстати, и у гражданских машин педаль газа обычно утоплена глубже, чем тормоза — обращали внимание? В том числе, для облегчения перегазовок.


Диаграмма работы педалями при перегазовке

(сильное нажатие, слабое нажатие)


Действие

Сцепление

Тормоз

Газ

Едем по прямой




Жестко тормозим




В конце торможения выжимаем сцепление




Делаем перегазовку (heel-toe)




Включаем пониженную передачу




Разгоняемся




Но и это не все. Тот же Игнатов, как выяснилось, даже на машине с механикой иногда тормозит левой ногой. Для обычных водителей, между прочим, торможения левой ногой довольно проблематичны, потому что она заточена на грубую работу со сцеплением. Можете проверить, только не на дороге общего пользования.

Так вот, раллисты иногда тормозят левой ногой, правой подгазовывая, а то и вовсе используют две педали одновременно, чтобы сорвать машину в занос (если автомобиль переднеприводный). В итоге танец с педалями усложняется до невероятности, что видно и на первом видео в посте. В одном вираже раллист может тормозить то одной, то другой ногой, нажимая педали попарно, а то и все три сразу. Уследить за всеми нюансами можно разве что в режиме slow motion.



Диаграмма работы педалями при двойном выжиме сцепления

(сильное нажатие, слабое нажатие)


Действие

Сцепление

Тормоз

Газ

Едем по прямой




Жестко тормозим




В конце торможения выжимаем сцепление




Включаем нейтраль




Отпускаем сцепление, делаем перегазовку




Выжимаем сцепление, включаем пониженную




Разгоняемся





Есть еще более сложная техника перегазовки с двойным выжимом сцепления, которой пользовались водители машин без синхронизаторов. После торможения шофер выжимал сцепление, включал нейтраль, отпускал педаль сцепления и подгазовывал, снова выжимал сцепление и включал следующую передачу. В этом случае происходит выравнивание оборотов не только «по двигателю», но и по первичному валу коробки передач, что позволяет включить нужную ступень мягче и быстрее. 

Если водитель ошибался, автомобиль издавал характерный скрежечущий (или пердящий) звук, с детства знакомый по хлебовозкам и самосвалам. 

Техника двойного выжима сцепления иногда необходима для гоночных машин с кулачковыми коробками передач. Вверх они могут переключаться без выжима сцепления, очень быстро и жестко. Но вот при переколючении вниз нередко требуется четкая перегазовка, иначе либо передача не включится, либо удар по трансмиссии будет слишком сильный. Некоторые модели кулачковых коробок, правда, оснащены электронными системами выравнивая оборотов (вроде той, что проектирует Hyundai). 

Шестреня кулачковой коробки. При ее блокировке на валу стальные "заусенцы" цепляются за такие же выступы муфты - представляете, какой получается удар? Фото с сайта http://www.lada-vfts.ru

На гражданских машинах функцию выравнивая оборотов выполняют синхронизаторы, но если они изношены или просто плохие, то описанный способ позволяет включать передачи мягче и быстрее — иногда я пользуюсь этим на «Ситроене» при включении второй (правда, без всяких heel-toe, просто для снижения усилия на рычаге). 

О сложной технике перегазовки с двойным выжимом сцепления как-то писал в тест-драйва Lamborghini Gallardo Михаил Подорожанский (Авторевю):

«И каждый раз, осаживая перед поворотом, я стараюсь успеть не просто переключиться «вниз», а переключиться с перегазовкой. Не то чтобы я шибко переживал за судьбу синхронизаторов — просто не хотелось выглядеть варваром на фоне коллег. Они-то — вот молодцы! — переходят «вниз» только с перегазовкой. Это было и слышно, и видно: иногда из труб вылетало пламя! Гром и молния. Так что перед каждым виражом — суматоха: третья, сцепление, сброс газа, нейтраль, отпустить сцепление, подбросить газку, выжать сцепление, воткнуть вторую, отпустить сцепление, добавить газ... А ведь неплохо бы между делом успеть оттормозиться, по правильной траектории зайти в вираж, на выходе не вылететь на гравий... В общем, переживаю, злюсь, потею, но марку держу».

Но та статья мне запомнилась прежде всего развязкой: « И тут до меня доходит: ведь это лишь у меня машина с «чистой механикой», у остальных — коробки с системой e.gear: перегазовки там происходят автоматически! Зря потел».

Перегазовка и звучит классно, и выглядит неплохо

Современные «роботы» делают зычные перегазовки, чтобы экономить время на переключении. Ведь чем больше разность оборотов, тем больше времени уйдет у синхронизаторов на их выравнивание. Именно технология rev-matching обеспечивает скорострельность на уровне сотых секунды на переключение, что сопоставимо с темпом кулачковых передач. Кстати, ресурс последних обычно измеряется сотнями километров (а не сотнями тысяч, как у гражданских коробок).

Porsche и Nissan для модели 350Z с механикой использует автоматический «перегазовщик»: в этом случае дроссель чуть-чуть приоткрывается в тот момент, когда после торможения вы выжимаете сцепление и готовитесь включить передачу.

Электронные гаджеты — это хорошо (потому что неизбежно). Но все-таки я с легкой завистью смотрю на людей, которые владеют олдскульным ремеслом перегазовок, заставляя двигатель издавать характерное «врруууум... вруумммм... т-т-т-т-т-т... рррррррр».

Категория: На злобу дня | Просмотров: 5056 | Добавил: Артем_КРАСНОВ | Теги: вождение, Автоспорт | Рейтинг: 4.5/2


Всего комментариев: 17
1 HQ74   [Материал]
Ну уж нет спасибо. Наелся перегазовками на газ52. smile Какое счастье что есть синхронзаторы. Меня всегда это бесило на газоне. двойной отжим и перегазовка
А еще я умею давить сразу одним ботинком на три пядальки. tongue tongue
Ну это когда я в зимних унтах с моим 46 размером лапы.
Так что ощущения почти гоночные.

2 Партизан   [Материал]
Да, да. Помню досаафовский ЗиЛ с убитой напрочь коробкой и таким же сожженным сцеплением. Зимой, в -20, учили ездить с перегазовкой. На всю жизнь запомнилось.

6 HQ74   [Материал]
А еще у газона было убитое рулевое и он ехал по дороге как бухой в зюзю алкаш, по замысловатой траектории. А я очкуя перед каждой встречной машиной, усердно до пота крутил баранку по нексколько оборотов каждый раз, пытаясь компенсировать траекторию. smile И все это еще сопровождалось двойнымиотжимами и перегазовками. Вот веселуха была. Хотя со встречными в конце 80х был напряг. smile

3 odin   [Материал]
Артём, поезди на Волге 29й и ниже - там перегазовки необходимость! Тоже пару раз водил - приноровился biggrin

8 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Ну да smile
Хотя, конечно, не стоит сравнивать скорость и точность работой педалями водителя Audi Quattro и дедушки на ГАЗ-21 biggrin

10 HQ74   [Материал]
Дедушке труднее smile он уже старый

Но у него жопыта больше biggrin

4 odin   [Материал]
У ГАЗа вообще с синхронизаторами раньше беда была smile

5 odin   [Материал]
Кстати, на 2м видео такое ощущение как в компьютерной игре не уровне "нормал" или "изи": всех догоняет - перегоняет. Или это просто круговые скорее? ))) Там не меньше 2-3х секунд он на круге опережает!

9 Артем_КРАСНОВ   [Материал]
Возможно, просто машины разных категорий?

15 odin   [Материал]
Да по видео они вроде все одинаковые

16 PsKoT   [Материал]
C виду и ВАЗы одинаковые и даже ино - начинка мб разная happy

7 PsKoT   [Материал]
Ноги, крылья, главное хвост! (с) Автомат наше все biggrin

12 Pixel   [Материал]
На первом видео меня поражает: как люди не боятся, что машину занесет слишком сильно и он их снесет нафиг. У самой обочины ведь стоят!

Особым шиком считалось не просто стоять у обочины, но прямо перед машиной и отскакивать в самый последний момент - на видео таких сорвиголов видно
Иной раз кажется, что машина вообще сквозь толпу несется. Подозреваю, и гибли болельщики нередко

14 lmrpatr   [Материал]
В работе с трансмиссией не только раллисты знают толк: http://www.youtube.com/watch?v=qEjp_vnvxNg&feature=channel&list=UL
Смотреть с двадцать восьмой секунды. Тема перегазовок и работы с коробкой раскрыта.

17 Максим   [Материал]
Перегазовку и двойной выжим необходимо сдать в архив истории, как технологию изготовления каменных топоров и дисковый набор номера на телефоне

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020 |