К самому автосалону, который откроется 1 октября, я еще вернусь, а пока в глаза бросается один из трендов, который уже невозможно игнорировать. Да, они в самом деле хотят пересадить мир на электромобили, и обещания становятся все соблазнительней. Я нашел как минимум два предложения, которые способны заинтересовать меня даже в практическом смысле.
Главное следствие дизельгейта — Volkswagen меняет концепцию и, минуя стадию гибридов, сходу переходит на разработку электромобилей. Двух первенцев покажут в Париже пока в виде концепт-каров, но с любопытными подробностями.
Нас ведь не удивить концептом электромобиля — сколько их было с 70-х годов прошлого века? Но Volkswagen показывает не просто какой-то электромобиль, а, фактически, замену своей основной модели Golf.
Электромобиль похож на типичный VW внешне, но сходство с «Гольфом» есть и в техническом плане — в основе лежит стальная платформа, близкая к Golf восьмого поколения, которая в электрическом варианте называет MEB. Платформа подразумевает широкие возможности по ее масштабированию, включая и электрический силовой агрегат. Соответственно, VW планирует сохранить свой большой опыт в постройке унифицированных моделей, но привнести в него чужеродную пока электрификацию.
К слову, компактность силовой установки развязала компоновщикам руки, поэтому VW не стесняется в прокламациях: размер меньше «Гольфа», вместительность больше «Пассата».
Самым интересным заявлением, пожалуй, является пробег на зарядке в районе 400-450 км и скорость пополнения батарей за 15 минут, что делает электромобиль более-менее сравнимым с нормальным транспортом. Предвидя колоссальный спрос на литий-ионные батареи, VW инвестирует в строительство аккумуляторной гига-фабрики в США, бросая таким образом вызов Tesla.
При этом ранее VW анонсировал микроавтобус Budd-e на той же платформе, к которому в будущем добавится и кроссовер, и спорткар.
Не забудем и анонсированное ранее сотрудничество VW с китайской JAC, нацеленное на скорейшее освоение рынка электромобилей — Поднебесная, видимо, станет основным потребителем подобных машин.
Но если электро-Гольф будущего существует пока в виде жирных обещаний, то Opel Ampera-e — это автомобиль на базе Chevrolet Bolt, который готов к выходу на рынок. Что интересно, в США цена «Болта» с учетом госсубсидии уложилась в $30 тысяч, а это сулит электромобилю перспективу спроса. Да, за 30 тысяч в Штатах можно купить упакованную Camry, но ближайшие конкуренты «Болта» дороже.
Кроме того, Bolt и Ampera-e имеют весьма заманчивые характеристики, например, пробег на одной зарядке составляет порядка 380 км. Мощность двигателя при этом 204 л.с., причем с учетом электровозной тяги разгон до сотни укладывается в 7 секунд, а это — заметно лучше среднестатистического уровня (10-12 секунд). Скорость зарядки, как водится, зависит от типа устройства, и для прямоточных систем есть вариант «полбатареи за полчаса». Зарядка от переменного тока 16А для любого электромобиля займет минимум всю ночь, а для рекордсменов, вроде Tesla, может длиться сутками.
К слову, мне нравится и формат «Амперы» - это нечто среднее между хетчем и компактвэном, причем с нестремным дизайном и хорошей практичностью.
Понятно, что пока мы говорим исключительно об обещаниях, но справедливости ради нужно заметить, что раньше обещания были скромнее. Понятно, что заявленные 400 км измерены в щадящих сертификационных циклах, и при езде «по холодку» будет не 400, а 200, но и это уже прогресс, потому что за исключением Tesla, серийные электромобили способны пройти в жестком режиме от силы сотню километров.
Да дело даже не в этом. В прежние времена электромобили возили на выставку в качестве приправы. Иногда ей подчеркивали заботу об экологии, иногда передовые технологии, а то просто анонсировали концепт с электромотором и неясными перспективами. Но все чаще электромобили представляют не актерами второго плана, а флагманами модельных рядов, и в этом, пожалуй, основная разница в интонациях. Если раньше ставили на черное, то теперь — на зеленое.
Впрочем, до эйфории еще далеко. Во-первых, даже при выполнении заявленных характеристик электромобили VW и GM еще находятся на полпути до автомобилей с точки зрения почти всех значимых характеристик, кроме динамики разгона. Во-вторых, тот же VW намеревается продавать порядка 1 млн электромобилей лишь к 2025 году, а 1 млн — это примерно 10% общего выпуска. Другими словами, даже через десять лет автомобили еще не сойдут со сцены окончательно, хотя, вероятно, потеряют статус перспективных разработок.
И если честно, у меня крепнет желание найти какого-нибудь разговорчивого инженера-электромобильщика и спросить его: неужели в самом деле вы надеетесь уже к 2030 году пересадить на электро- целые страны? Есть ли к этому технические предпосылки?
|