После года мытарств появилась конкретика в вопросе о новом ОСАГО: Госдума приняла поправки во втором и третьем чтениях. Получившийся вариант смахивает на ловкий компромисс.
С одной стороны, новое ОСАГО является клиентоориентированным: существенно выросли лимиты выплат и снизился порог, до которого страховщики могут занижать компенсации в зависимости от износа автомобиля.
Однако у страховщиков своей интерес — тарифы. Об их недостаточности они говорили уже давно, а рост страховых выплат сделал вопрос совсем принципиальным. Уже год страховые компании то так, то эдак динамят клиентов, и демарш стаховщиков выглядит попыткой давления на власть. Дескать, либо повышайте тарифы, либо ОСАГО превратится в такой же мираж, как техосмотр.
При этом народ изрядно нагрет вопросом об ОСАГО и озлоблен нынешней ситуацией, когда почти невозможно купить полис без накруток, а иногда и с оными. Страховые хотели бы радикального увеличения тарифов, народ убежден в сверхприбылях страховых при работе с ОСАГО, власти ищут компромисс. И кажется, нашли.
Изменения к закону об ОСАГО
Параметр
|
Сейчас
|
В будущем
|
Дата введения
|
Максимальная компенсация за ущерб автомобилю, руб.
|
120 тысяч (1 пострадавший);
160 тысяч (два и более)
|
400 тысяч
|
1 октября 2014
|
Базовый тариф, руб.
|
1980
|
2460 (не более)
|
1 октября 2014
|
Максимальный коэффициент износа
|
80%
|
50%
|
1 октября 2014
|
Лимит ущерба по «европротоколу»
|
25 тысяч
|
50 тысяч (в ряде регионов – до 400 тысяч)
|
1 октября 2014
|
Максимальная компенсация за ущерб здоровью и жизни, руб.
|
160 тысяч
|
500 тысяч
|
1 апреля 2015
|
Первый пакет изменений в закон об ОСАГО вступает в силу 1 октября 2014 года, и ограничивает рост тарифов уровнем 24,23%. К примеру, если сегодня молодой неопытный водитель первый раз покупает полис для Ford Focus, тариф составляет 8553 рубля, то с октября — не более 10 625 рублей. Точные значения установит Центробанк.
Для менее рисковых водителей изменения будут не так заметны. Скажем, опытный водитель, пять лет не попадавший в аварии, получит тариф 4723 вместо 3802. Наценка в 900 рублей в целом не критична: постоянно дорожающий бензин съест больше.
Вообще пока речь идет о неком тарифном коридоре, который позволит страховым компаниям конкурировать, а автовладельцам выбирать между ценой и "надежностью" полиса. 24% - это некий законодательный потолок роста базового тарифа.
Но есть нюансы. Так, по новым правилам корректировать тарифы можно будет раз в полгода до 2016 года, и затем — не чаще 1 раза в год. В этом и заключается тот удобный компромисс, которым страховщики, скорее всего, будут активно манипулировать.
Собственно, второе повышение нас ждет уже весной 2015 и оно будет мотивировано ростом максимальной компенсации жизни и здоровью со 160 тысяч до 500 тысяч. Что будет следующей осенью и в дальнейшем - пока вопрос, но возможность корректировать тарифы регулярно и без лишнего шума остается. Остальное — дело грамотного лобби.
О масштабе возможных изменений говорит и такой факт: базовый тариф ОСАГО не корректировался последние 11 лет. А в ближайшие 11 лет у него будет 12 шансов на повышение. Ситуация может напоминать ценовую политику АвтоВАЗа. Резкое изменение стоимости «Лад» вызывает негатив, поэтому завод корректирует прайсы по чуть-чуть, но четыре раза в год.
Кроме того, как я понимаю, остается возможность корректировки региональных коэффициентов, ведь базовый тариф — лишь отправная точка для вычислений. В марте банк России уже проводил возможную калькуляцию региональных тарифов, и Челябинск тогда попал в число регионов с самым высоким коэффициентов (2,4). Впрочем, скорее всего, после изменения базового тарифа региональные коэффициенты на время оставят в покое.
Короче говоря, в длительной перспективе ОСАГО подорожает и довольно существенно. Вопрос в другом — хорошо это или плохо?
Отчасти хорошо. С одной стороны, увеличенные лимиты выплат и скорректированные коэффициенты износа могут сократить число ситуаций, когда пострадавшей стороне не хватает на полноценный ремонт.
Второй положительный момент: цена страховки может стать регулятором аварийности. Если в общих расходах на эксплуатацию автомобиля полис ОСАГО будет весомым куском, ездить без ДТП станет выгодней. Так, стоимость страховки аварийного водителя при прочих равных может быть в 4,9 раза выше, чем аккуратного. Безаварийный стаж копится годами, что серьезно повышает мотивацию адекватных водителей ездить без происшествий. Например, если после четырехлетнего воздержания от аварий вы попали в ДТП по своей вине, на будущий год тарифы станут таким, словно вы заключаете договор впервые (+15% стоимости). А если вы спровоцировали три ДТП за год, тариф увеличится втрое.
В остальном оценивать нововведения авансом вряд ли возможно. Все будет зависеть от нюансов, скажем, насколько охотно будут платить страховые? Как изменится методика оценки ущерба? Исчезнут ли проблемы с навязыванием услуг и споры о размерах выплат? Кстати, по новым правилам подать в суд на страховую можно будет спустя 25 дней — это время отводится на решение вопроса в досудебном порядке. При этом в 10 раз - с 0,1% до 1% за каждый день - возрастает штраф за просрочку выплат.
Много вопросов и к методике расчета ущерба, ведь последние годы ОСАГО перестало выполнять свою функцию в основном потому, что компенсации зачастую оказывалось недостаточными для ремонта.
Лично я голосую за дорогое, но четко работающее ОСАГО, при котором невиновная сторона получает вменяемые выплаты с минимум нервов. Виновная же сторона получает повышенный тариф на следующий год, что тоже справедливо.
В любом случае, осеннее подорожание — это лишь разминка. Еще один аспект приближает нас к Европе, по крайней мере, по уровню расходов на автомобили.
Таблица коэффициентов бонус-малус
Калькулятор ОСАГО
Читайте также:
Как купить полис ОСАГО в Челябинске (инструкция кризисного времени)
|