Все идет к тому, что стоимость ОСАГО уже в середине года повысится для жителей Челябинска ровно на 20%. Банк «России» доработал законопроект об ОСАГО, предложив увеличить региональный коэффициент для Челябинска с 2,0 до 2,4 единиц. Интересно, что таким образом мы стали вторым самым дорогим городом после Мурманска, где новый коэффициент составил 2,5. В таблице ниже я посчитал стоимость новых полисов ОСАГО для разных водителей по предложенным тарифам. Тарифы также вырастут в еще 31 регионе.
Стоимость полиса ОСАГО в 2014 году для жителя Челябинска (тарифы банка «России»)
Водитель
|
Автомобиль
|
Стоимость полиса ОСАГО, руб.
|
Стаж >3 лет, возраст >22 лет, безаварийный стаж >10 лет
|
Lada Priora (98 л.с.)
|
2367
|
Стаж >3 лет, возраст >22 лет, в прошлом году была первая авария спустя шесть безаварийных лет
|
Lada Priora (98 л.с.)
|
4277
|
Стаж >3 лет, возраст >22 лет, первое заключение договора
|
Lada Priora (98 л.с.)
|
4752
|
Стаж <3 лет, возраст <22 лет,
Первое заключение договора
|
Lada Priora (98 л.с.)
|
8554
|
Стаж <3 лет, возраст <22 лет,
Первое заключение договора
|
Ford Focus (115 л.с.)
|
10264
|
Стаж <3 лет, возраст <22 лет
Три аварии в прошлом году
|
Ford Focus (115 л.с.)
|
14256*
|
Стаж >3 лет, возраст >22 лет, безаварийный стаж >10 лет
|
Skoda Octavia (152 л.с.)
|
6336
|
Стаж <3 лет, возраст <22 лет
Три аварии в прошлом году
|
Skoda Octavia (152 л.с.)
|
14256*
|
* - максимальная стоимость ОСАГО (ограничена законом).
Обратите внимание, что теперь для ОСАГО применяется коэффициент бонус-малус, который может увеличить стоимость полиса для аварийных водителей до максимального значения. Для Челябинской области потолок ОСАГО по предложенным тарифам составит более 14 тысяч рублей. При этом безаварийная езда постепенно снижает тарифы и через десять лет может быть достигнута максимальная скидка – 50% от цены первого полиса. Подробная таблица коэффициентов бонус-малус доступна здесь.
Напомню также, что региональный коэффициент рассчитывается на основании прописки водителя, а не места регистрации автомобиля. Например, житель Копейска заплатит в 1.6 раза меньше жителя Челябинска (если новые тарифы примут).
Необходимость увеличения тарифов обсуждается давно, и вызвана грядущими изменениями в законе об ОСАГО. Основные вехи я свел в еще одну таблицу. Законопроект ожидает второго чтения в Госдуме.
Обсуждаемые изменения к закону об ОСАГО
Параметр
|
Сейчас
|
Предлагается
|
Максимальная компенсация за ущерб автомобилю, руб.
|
120 тысяч (1 пострадавший)
160 тысяч (два и более)
|
400 тысяч
|
Максимальная компенсация за ущерб здоровью и жизни, руб.
|
160 тысяч
|
500 тысяч
В перспективе – 2 млн
|
Методика расчета ущерба
|
Не регламентирована
|
Регламентирована (единая методика расчета ущерба)
|
Лимит ущерба по «европротоколу»
|
25 тысяч
|
В ряде регионов – до 400 тысяч
|
Закон о защите прав потребителей
|
Распространяется на ОСАГО
|
Не распространяется или распространяется с ограничениям
|
Как видите, есть новости хорошие и плохие. Увеличение лимита выплат до 400-500 тысяч можно только приветствовать, ведь за десять с лишним лет после разработки закона об ОСАГО, автопарк стал значительно дороже. Также возможно, что в регионах, страдающих от поставарийных пробок, либерализуют условия европротокола – оформление без ГИБДД.
Но все хорошо быть не может – это закон. Страховщики начали готовиться к контратаке еще в прошлом году, все больше осложняя покупку полиса ОСАГО и выплаты. Доходит до смешного: отсутствие бланков ОСАГО, подписание договора только с личного разрешения вечно занятого директора, навязывание дополнительных страховок или диагностической карты. Попутно – полный завал с выплатами: так, многие даже солидные компании начали переносить офисы по урегулированию убытков в областные города, бюрократизируя схему выплат. Как я понимаю, этот явный демарш является ультиматумом для автомобилистов и правительства – либо новые условия, либо ОСАГО превращается в фейк окончательно.
Помимо повышения тарифов предполагается и еще ряд менее заметных изменений. Например, ОСАГО предлагают вывести из-под действия закона о защите прав потребителей, а методику расчет ущерба – регламентировать. В последнем случае дьявол в мелочах: скептики уверены, что страховщики протащат нужные вариант методики, который позволит им занижать выплаты вполне официально.
Отчасти их жесткая реакция связана с возмужавшей системой потребительских войн, когда адвокаты клиента вышибают со страховых суммы, значительно превышающие страховой долг. С одной стороны, виноваты сами страховые, но в конечном итоге суммы этих издержек ложатся на плечи других клиентов страховых. Так что защищая права, не стоит предаваться потребительскому экстремизму. В качестве примирительной меры Минфин предложил уменьшить неустойку за просроченную выплату с 3% от суммы до 1/75 ставки рефинансирования (0,09%). К примеру, если за долг в 50 тысяч рублей по ЗоЗПП страховщик должен платить 1500 рублей в сутки (!), то теперь – 45 рублей. Кстати, суровое повышение тарифов для Челябинской области отчасти связано именно с этим: по слухам, наши юристы отжимали страховщиков особенно ретиво.
Пока ничего не слышно о скандальном коэффициенте износа: будет ли новая методика учитывать его, как прежде, неясно. Напомню, что он снижает выплату на 30% для трехлетки, а для 15-летнего раритета – в пять раз.
О том, насколько справедливым будет новое ОСАГО, можно будет судить после утверждения методики. Что касается тарификации, с учетом новых лимитов, предложенный вариант не кажется мне драконовским, тем более, система бонус-малус позволяет изрядно сэкономить безаварийным водителям.
Ну и в качестве пищи для размышлений таблица по данным о деятельности по ОСАГО для некоторых страховых в Челябинской области (источник).
Сборы и выплаты по ОСАГО, Челябинская область, 2013 год
Страховая
|
Сборы, млн. руб.
|
Выплаты, млн. руб.
|
ЮжУралАско
|
816,6
|
390,3
|
Росгосстрах
|
515,8
|
625,4
|
Альфастрахование
|
470,9
|
333,3
|
ВСК
|
333,0
|
229,2
|
Ингосстрах
|
102,6
|
144,3
|
Ресо-Гарантия
|
107,8
|
98,2
|
|