Когда-то я считал
идеальным классом автомобилей хот-хетчи
и непременно хотел иметь такой. На
Парижском автосалоне состоялись премьеры
сразу четырех столпов сегмента:
новый Renault Clio Sport, Peugeot 208 GTi,
Volkswagen Golf GTi, Audi S3. Но я уже не уверен,
что хочу горячий хетчбэк,
потому что класс начал
вырождаться.
Горячие хетчбэки
завоевали признание где-то на стыке
80-х и 90-х, и секрет их успеха был в ювелирном
подходе: брали недорогое удачное
шасси, проводили тонкую настройку
управляемости, форсировали двигатель
по оборотам, и получали массу драйва за
очень умеренные деньги. Настоящие
водители обожали такие машины за их
чистоту: ничего лишнего,
кроме драйва, пригодного для ежедневного
употребления.
Квинтэссенцией подхода можно назвать Peugeot
205 GTi, хотя вы никогда не поймете эту
машину, глядя на технические характеристики.
Внешне — почти обычный 205 с парой
спортивных акцентов, двигатель — всего
117 л.с. А его, между тем, считают одним из
эталонов машины для водителя, иногда
ставя в один ряд чуть ли не с Porsche.
Про 205 GTi шутили: сними с него наклейки,
и существенно улучшишь соотношение
мощность к массе — настолько он был
легкий.
Очаровательное видео. И это на переднем приводе
Лучшие хот-хэтчи
управлялись примерно так: вы подъезжаете
к любимому повороту, тормозите и
одновременно переключаете передачи
вниз, на что мотор отзывается характерным
«егхррррр, егхррррр», затем очень точным
и острым рулем направляете машину на
апекс, чуть-чуть прижимаете газ, а уже
ближе к центру поворота бросаете
акселератор — машина доворачивает, танцуя в повороте.
Хот-хэтчи
в чем-то похожи на мотоциклы: суперкаровский драйв по цене малолитражки. Просто мотоциклы —
это драйв на прямых, а хот-хетчи — в поворотах.
Отчасти хот-хетчем
можно назвать грамотно оттюненую
вазовскую «восьмерку», но хорошие "зажигалки" строятся на изначально хороших
платформах, к которым тольяттинское
шасси не относится. Алексей Игнатов,
пересев с «восьмерки» на Citroen
Saxo, признавался: «Никогда не думал,
что машина может так ездить и так
прыгать». Все дело в невидимых глазу
нюансах: жесткости шасси, распределении
масс, конструкции рулевого управления.
Постепенно
хот-хетчи обособились в отдельный и
весьма престижный класс и стали наливаться
силой. Так, один из моих любимых автомобилей
(хотя я на нем не ездил), Renault
Clio Sport пред-пред-предыдущего поколения
уже имел 172 л.с., в следующей инкарнации
- 182 л.с., потом — 199 л.с.
Постепенно 200
л.с. стали нормой для «зажигалок»
В-класса, а гольф-классники были обязаны
иметь 230-250 л.с. Началась гонка вооружений.
Интерьер Ford Focus RS. Никакого аскетизма
Попутно крепчали
экологические нормы и потребительские
запросы: маркетологи сочли, что бешеные
табуретки выходят из моды, поэтому
хот-хэтчи должны иметь полный набор
средство комфорта, включая высококачественную
магнитолу, климат-контроль, массу подушек
безопасности и т.д.
Renault Clio Sport,
пожалуй, держался дольше всех: текущее
поколение имеет крученый «атмосферник»
и механическую коробку передач, хотя большинство конкурентов перешли на турбонаддув. На Clio Sport ездит штурман Алексея Игнатова,
Ярослав Федоров. Но показанный в Париже
новый «Клио Спорт» - другая песня: у него
наддувный 1,6-литровый мотор прежней
мощности и, о ужас, преселективный робот
уже в базе! К тому же новый Clio
выглядит.. кхм... несимпатично.
Хот-хэтчи
становятся все современнее, быстрее,
комфортнее и безопаснее, но это их и
убивает. Потому что уводит все дальше
от их истинной концепции.
Начнем
с того, что современные «горячие люки»
просто непомерно дороги: нынешний
Renault Clio Sport стоит 977 тысяч
рублей, Megane RS – 1.14 млн! Я
даже затрудняюсь нарисовать потрет
потенциального клиента: увлеченный
романтик не найдет денег даже на первоначальный взнос, а мажор предпочтет что-то более
пижонистое или комфортное. Все-таки
хот-хэтч — это компромисс между семейной
пяти- (трех-) дверкой и спорткаром, и в нем
чувствуется влияние и того, и другого.
И когда ценник на городской компакт
приближается к миллиону, его минусы
становятся слишком навязчивыми. Я думаю, многие бы
предпочли чуть меньше наворотов, но и
более адекватную цену: последним удачным
примером на российском рынке была Fiesta
ST с 2-литровым мотором (150
л.с.), которая продавалась недолго в 2008
году по цене 550 тысяч рублей. Я даже
планировал купить такую, но их продажи
свернули слишком внезапно.
Ford Fiesta ST по меркам хот-хетчей была автомобилем бюджетным
Проблема
№2 — хот-хэтчи становятся слишком
комфортными, а вместе с тем —
неэмоциональными . Скажем, один из самых
доступных авто в сегменте — это Skoda
Fabia RS (от 815 тысяч), но хотя по
динамике она опережает Peugeot 205 GTi,
особых эмоций, кроме чувства умиротворенности
за рулем, не вызывает. На ней можно гнать
во весь опор, как можно это делать и на
обычной Fabia, однако никаких
специфических ощущений она не дарит.
Напористый разгон, уравновешенное
чувство руля, легкая склонность к
недостаточной поворачиваемости — эти
описания подойдут еще под десяток
моделей, и даже более дешевых. Окончательно
усыпляет робот DSG.
Да что Skoda
—Volkswagen Golf R с
его 265-сильным мотором будоражит лишь
бешеным темпом разгона, мешая своей
провокационностью. Ты словно держишь
в руках полуоткрытую бутылку шампанского:
того и гляди стрельнет. В остальном он
кажется автомобилем спокойным,
типичным «вагеном», а довершает картину
ценник в 1,8 млн рублей, который ставит
«Гольфер» в один ряд с куда более
соблазнительными аппаратами, как
минимум, внешне.
Эта погоня за
лошадями и допоборудованием делает
уместной строчку из песни Аллы Борисовны
«... ты покинул берег свой родной, а к
другому так и не пристал...». Горячие
хетчи утратили легкость, простоту и
доступность первых хотов, но и тягаться
с полноценными машинами их ценового
сегмента вряд ли могут. За те деньги,
что просят за Clio Sport я бы взял подержанный Porsche
911.
Проблема, я
думаю, именно концептуальная. Хот-хетчу не нужны избыточные
лошадиные силы. Мощные моторы увеличивают
массу передней части машины, создают
паразитные моменты и перегружают
передние колеса, делая машину пусть
быстрее в целом, но грубее, а потому не
такой интересной. В 50-60-хх маленькая
команда Cooper, а потом и
Lotus, смогли уделать грандов
«Формулы 1» за счет простого рецепта —
легкого и верткого шасси. Пока Ferrari
строила огромные V12,
англичане боролись с лишним весом и
вынудили Ferrari подражать
им. А мощный мотор еще и увеличивает
цену, что меняет потребительский профиль,
заставляя маркетологов пихать в машину
еще и климат-контроль, подогревы сидений
и прочие люкс-атрибуты, еще больше
нагоняя цену. Замкнутый круг.
Гоночные Cooper побеждали за счет грамотной компоновки и малой массы. Сейчас эту формулу успеха, похоже, забыли
Уважаемый
автопроизводители! А слабо erase
and rewind — стереть и отмотать? Можете
ли вы построить горячий хетч по
старомодному рецепту, взяв хорошее
шасси и проведя с ним точечные манипуляции?
Пусть это будет автомобиль мощностью
150 л.с., но чтобы после первой же «змейки»
за рулем водитель открывал для себя
новый мир: «Вон оно как, оказывается,
бывает!» Острый газ, острый руль, четкая механика, сбалансированное шасси. Не нужно пытаться раздуть хетч до суперкара - суперкаром ему все равно не стать (разве что по цене). Хетч должен капитализировать свои достоинства: юркость и компактность.
Та же Skoda Fabia, по
моему, идеальный кандидат для таких
экспериментов. А сколько талантов может
скрываться в самых обычных на вид
машинах, ведь и Fiat Panda 100hp в
свое время поразил всех своей драйвовой
сущностью, хотя вы вряд ли заподозрите
что-то подобное по его виду.
Fiat Panda 100 hp - пример правильного подхода
Ну и конечно,
ценник хот-хетча должен формировать по
принципу «+1 класс». То есть хетч В-класса
должен стоить не дороже обычного авто
С-класса, то есть 550-600 тысяч. Вот тогда, глядишь, хот-хетчи стали бы понятны широкому кругу, а не только кучке фанатов с избыточными доходами.
Впрочем, Volkswagen анонсировал выпуск малолитражки Up! в заряженной версии со 110-сильным движком и 6-ступенчатой механикой. Звучит очень многообещающе.
К примеру, Ситроен с таким двигателем разгоняется до 100 км/час за 12+ секунд, Up! - за 8,5 секунд.
А может просто ценители классики кончаются? Или у каждого свои представления о "хоте"? Вот Коту надо чтобы стреляло с места, а чего там уж с "тонкой настройкой шасси" - а где рулить-то? В городе негде. На спец трассу? Дык, а кто тогда оценит твой пепелац? Даже пыль некому в глаза пустить Вот и остается чтобы красивое купэшное и резвостреляющее ну и с прибуладми на комфорт, чай живые люди ездят - и с этим маркетологи успешно справляются. А цена - ну любишь кататься, люби и денег вложить (хотя дорого аццки)
В городе как раз гонять негде (точнее, опасность это может представлять немалую для окружающих). А вот рулить в рамках правил в своё удовольствие - это запросто.